Представители задержанного в Али-Юрте Рустама Аптаева заявили о примененных к нему пытках
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
36-летний житель города Грозный Рустам Аптаев, задержанный 13 декабря прихожанами мечети в селении Али-Юрт Ингушетии за попытку покушения на убийство известного исламского проповедника Исы Цечоева и переданный верующими сотрудникам полиции подвергается пыткам с целью самооговора, заявляют представители его защиты и родственники.
Как сообщал "Кавказский узел", утром 13 декабря источник в мусульманской общине села Али-Юрт рассказал о предотвращении попытки покушения на исламского проповедника Ису Цечоева. Прихожане вызвали полицию и передали задержанного мужчину в руки представителей власти. Однако в МВД Ингушетии не подтвердили эту информацию. Позже об обстоятельствах инцидента сообщили сторонники проповедника.
Причиной задержания следствие называет «нецензурную брань»
В настоящий момент Рустам Аптаев находится в ИВС Назрановского РОВД. Он обвинен в неповиновении законному требованию представителя власти, говорится в постановлении Назрановского районного суда от 14 декабря, копия которого имеется в распоряжении «Кавказского узла».
Как говорится в документе, 13 декабря в 11.15 в селении Али-Юрт Назрановского района Ингушетии Аптаев «оказал неповиновение законному требованию работников полиции, а именно воспрепятствовал исполнению ими своих служебных обязанностей, выражаясь при этом нецензурными словами в их адрес».
Также в постановлении говорится, что «Аптаев вину свою признал полностью, а также подтвердил свои письменные объяснения относительно причины своего приезда в мечеть в сел.Али-Юрт». При этом, какие именно причины побудили Аптаева прибыть к месту задержания, в постановлении не сообщается.
Решением судьи Оздоева Аптаеву вынесен административный арест сроком на 10 суток.
Защита заявляет о пытках Аптаева электрическим током
С 13 декабря связь с Аптаевым была прервана, родственники не могли его разыскать в течение двух суток, рассказала в комментарии корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Луиза Бураева.
«В течении этого дня и последующего домашние не могли даже догадаться, где он находится. Пока не пришел уполномоченный ЦПЭ МВД по городу Грозному, собрать сведения. Оттуда они узнали о произошедшем. В сводках МВД, СКР, ФСБ, прокуратуры он не значился. Только после того, как мы обратились с жалобами в следственные и надзорные органы, нам стало известно, что он находится в ИВС Назрановского РОВД. 14 декабря меня к нему не пропустили, но при мне была вызвана карета скорой помощи, по прибытии которых я поинтересовалась у врачей, вызваны ли они к Аптаеву, по реакции которых поняла, что именно к нему. При этом сотрудники скорой заявили, что с ним все в порядке», - рассказала Бураева.
По словам адвоката, Аптаев утверждает, что его дважды вывозили из ИВС и он подвергся пыткам электрическим током.
«Со слов моего подзащитного, 13 числа его увезли... Его весь день пытали током, прищепки навешивались на все дозволенные и недозволенные места. Увидеться с ним мне позволили лишь 15 декабря, хотя заявление на встречу со своим подзащитным я подала в ИВС еще 14 декабря. Я нашла его очень слабым. Прежде, чем к нему попасть, я по дороге зашла на станцию скорой помощи, оформила адвокатский запрос, получила документ, согласно которому, на момент прибытия по вызову у Аптаева пульс был не полного напряжения. Имел место сердечный приступ, наблюдалась гипертензия. Без обследования ему поставили диагноз "вегетососудистая дистония"», - рассказала Бураева.
Видимых следов насилия на теле Аптаева адвокат не обнаружила.
«Визуальных следов побоев не наблюдается, но он был слабый, бледный, после воздействия током сушит полость рта, он не мог говорить, у него головные боли, плохо соображает... Его заставили оговорить себя. Единственное, что он не подписал, - это историю трехмесячной давности, с заминированным автомобилем во дворе мечети Али-Юрта», - сообщила адвокат.
30 августа около мечети в селе Али-Юрт силовики оцепили территорию вокруг автомобиля, в котором была найдена взрывчатка. В тот же день силовики вывезли и уничтожили взрывное устройство. Заминировавшие автомобиль неизвестные готовили покушение на имама Али-Юртовской мечети Ису Цечоева, сообщили источники в правоохранительных органах Ингушетии. В свою очередь правозащитники связали покушение на Цечоева с угрозами из Чечни.
Со слов адвоката, Аптаеву завязывали глаза в момент общения с силовиками, вследствие чего он не видел лица сотрудников, применявших к нему насилие. При этом она отметила, что подписываемые протоколы допроса были оформлены на бланках УФСБ.
Также, по версии защиты, Рустам Аптаев утром 13 декабря оказался в селении Али-Юрт проездом.
«Он утром заехал совершить молитву, и эта история с ним приключилась. У него четверо малолетних детей. Рустам неконфликтный, верующий человек, очень скромный. Его заподозрили лишь потому, что он говорил на чеченском языке», - рассказала адвокат, при этом не уточнив подробности маршрута, по которому передвигался Аптаев в этот день.
Аптаеву могут предъявить обвинение в незаконном хранении оружия
Защита полагает, что в настоящее время в отношении Аптаева фабрикуются улики.
«У них нет официально предъявленного обвинения, значит все, что было добыто незаконными методами дознания, не будет иметь юридической силы. Административное правонарушение - лишь повод и возможность оттянуть время. При этом они его поместили не в спецприемник, где должен находиться человек с административным арестом, со спецпитанием, медобслуживанием, а в ИВС. То есть там, где никто его искать не будет. И у них есть целых десять дней, чтобы выбить все, что необходимо», - сказала Бураева.
Защита до настоящего времени не обжаловала решение об административном аресте.
«Нам важнее было найти человека и спасти его от смерти, обжалованием мы пока не занимались», - сказала адвокат.
В следственные органы подано ходатайство о проведении медосвидетельствования Аптаева и перемещения его в спецприемник.
«15 декабря я подала ходатайство о помещении его в спецприемник, о медосвидетельствовании. Ток может обнаружиться путем биохимического анализа крови, пробой на металлизацию крови. Далее УЗИ почек может показать какие-то посттравматические изменения», - отметила она.
Также защита подала заявления в ИВС, с требованием запретить вывоз Аптаева для следственных действий без адвоката по соглашению, а также запретить пропуск к нему любых иных адвокатов, назначенных следствием.
Относительно обстоятельств задержания Аптаева в мечети Али-Юрта Бураева сообщила, что «прихожане его не били, держали около 20 минут, лишь задержали и передали полицейским».
Как стало известно защите, Аптаеву могут предъявить также обвинение в незаконном хранении оружия.
«16 декабря у него в машине, которая находится уже несколько суток у силовиков, якобы нашли гранату. Официально нам еще не предъявили постановление», - сказала Бураева.
Кроме того, адвокат подала заявление об обеспечении мер госзащиты, в связи с опасениями за свою жизнь.
«Я не исключаю, что меня могут ликвидировать. Все в этом деле добыто незаконным путем. Все эти дни меня сопровождает автомобиль с 06 регионом», - заключила она.
Со слов родственников Аптаева, 13 декабря рано утром Рустам выехал в Назрань по просьбе своего знакомого, имя которого им неизвестно.
«Он сказал, что поедет со знакомым в Назрань, его попросили. С какой целью - нам неизвестно. Он очень набожный человек, по пути обратно он зашел помолиться. Когда поднимался в мечеть, его окружили местные жители, стали задавать вопросы, а когда узнали, что он чеченец, вызвали полицию и передали его им. Почти сразу туда вмешалось ФСБ», - рассказала корреспонденту «Кавказского узла» супруга Аптаева.
Она отметила, что ранее никогда в их доме имя Исы Цечоева не упоминалось.
«Мы услышали это имя впервые. Это какое-то недоразумение, Рустам вообще далек от каких-то религиозных распрей, он воспитывал четверых детей, один из которых инвалид», - сказала женщина.
Она также сообщила, что родные обратились с заявлением в Совет по правам человека при главе Чеченской республики для оказания содействия в розыске Аптаева и оказания ему юридической помощи.
Как сообщила корреспонденту «Кавказского узла» член СПЧ при главе Чечни Хеда Саратова, 16 декабря она вместе с родными Аптаева посетила его в ИВС Назрановского района.
«Нас пропустили не всех, но с ним увидеться дали. Явных следов насилия не увидели. В дальнейшем мы намерены следить за этим делом, чтобы процесс проходил в рамках закона», - заключила Саратова.
Напомним, ранее МВД Ингушетии опровергло произошедший факт попытки покушения на Ису Цечоева, как и факт задержания жителя Чеченской республики, а также розыска скрывшегося с места происшествия второго автомобиля.
Комментариев представителей правоохранительных органов Ингушетии в связи с заявлениями родственников и адвоката Рустама Аптаева пока не поступало.
"Кавказский узел" сообщал, что 2 февраля глава Чечни Рамзан Кадыров на сходе последователей суфизма в Грозном заявил, что запрещает вести диалог с салафитами, при этом он высказался с критикой в адрес религиозных деятелей Ингушетии Хамзата Чумакова и Исы Цечоева, сказав, что если они попробуют прочитать проповедь в Чечне, то "у них полетят головы". Ингушские богословы заявили об абсурдности обвинений со стороны Кадырова.