Правозащитники связали покушение на Цечоева с угрозами из Чечни

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Предотвращенный в селении Али-Юрт теракт был направлен против имама Исы Цечоева и связан с ранее звучавшими со стороны руководства Чечни угрозами в его адрес, заявили опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники. Сам Цечоев заявил, что прихожане предупредили его о подозрительном автомобиле возле мечети.

Как писал "Кавказский узел", 30 августа около мечети в селе Али-Юрт силовики оцепили территорию вокруг автомобиля, в котором была найдена взрывчатка. Днем 30 августа силовики вывезли и уничтожили взрывное устройство.

Хозяином заминированного автомобиля является житель Чечни. Водитель машины зафиксирован камерами наблюдения, сообщили источники в правоохранительных органах. Заминировавшие автомобиль неизвестные готовили покушение на имама Али-Юртовский мечети Ису Цечоева, сообщили источники в правоохранительных органах Ингушетии.

"Чечня распространяет на регион свою модель борьбы с инакомыслием"

По мнению руководителя программы "Горячие точки" Правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, в Ингушетии наблюдается "четкая попытка дестабилизации ситуации". При этом правозащитник напомнил о покушении на имама Хамзата Чумакова в марте этого года.

"Взрыв в Насыр-Корте последовал после начала конфликта, который откровенно раздувался из Чеченской Республики. То, что сейчас происходит — это продолжение попыток этой дестабилизации", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Олег Орлов.

"Конечно, политика руководства Чечни подливает "бензина в огонь", косвенно способствует тому, что происходят акты насилия в Ингушетии. Осуществляется откровенное давление и на Ингушетию, и на Дагестан. Делается это для того, чтобы распространить из Чечни модель борьбы с инакомыслием, в том числе и с религиозным, на соседние регионы. Это очевидно", - привел свою точку зрения Олег Орлов.

В свою очередь руководитель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина заметила, что ей "пока трудно говорить о взаимосвязи угроз из Чечни с инцидентом в Али-Юрте". "У меня могут быть самые разные подозрения. Да, в окружении Кадырова нравственность близка к нулю. Но, не имея доказательств, кого-то обвинять я не могу", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Ганнушкина.

2 февраля глава Чечни Рамзан Кадыров на сходе последователей суфизма в Грозном заявил, что запрещает вести диалог с салафитами, при этом он высказался с критикой в адрес религиозных деятелей Ингушетии Хамзата Чумакова и Исы Цечоева, сказав, что если они попробуют прочитать проповедь в Чечне, то "у них полетят головы". Ингушские богословы заявили об абсурдности обвинений со стороны Кадырова.

"Прослеживается связь с поступавшими из Чечни угрозами"

Покушения на религиозных деятелей в Ингушетии связаны с конфликтом между муфтиятом и ингушскими властями, а также с критикой и угрозами из Чечни, считает руководитель ингушского регионального отделения партии "Яблоко" Руслан Муцольгов. "В первую очередь, очевидна связь предотвращенного покушения с конфликтом, в котором оказались замешаны глава республики и муфтий", - считает Руслан Муцольгов.

При этом он напомнил о конфликте между главой Ингушетии и муфтием республики Исой Хамхоевым. В декабре 2015 года глава Ингушетии на своей странице в Instagram раскритиковал деятельность Духовного центра мусульман республики и предложил муфтияту принять отставку своего руководителя. Духовный центр поддержал Хамхоева, а сам муфтий назвал причиной разногласия с Евкуровым поддержку властями мечетей, отделившихся от сельских общин. Он предупредил, что такая позиция властей может привести к кровопролитию.

По мнению Руслана Муцольгова, также "прослеживается связь с теми угрозами, которые исходили со стороны руководства Чечни". Муцольгов полагает, что "предотвращенный теракт не был акцией устрашения, а нес реальную угрозу представителям общины мечети Али-Юрта".

"Предотвращение взрыва — это случайность. Прихожанин мечети увидел, что водитель автомобиля неестественно быстро покидает свою машину и садится с пакетом в руках в другую машину. Таким образом, оперативные действия прихожан и полиции, которые адекватно оценили ситуацию, стали причиной предотвращения этого теракта", - считает Муцольгов.

"Прихожане посоветовали мне пойти в мечеть другой дорогой"

Сам Иса Цечоев в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" рассказал о том, что утром 30 августа прихожане мечети предупредили его о подозрительном автомобиле.

"Я в то утро, до утреннего намаза, собрался идти в мечеть, я недалеко живу. Мне позвонили, сообщили, что рядом с мечетью стоит подозрительная машина. Рассказали, что никого в машине нет. Прихожане посоветовали мне пойти в мечеть другой дорогой. Затем ко мне приехали ребята из мечети, и мы поехали окольной дорогой. Приехав в мечеть, мы помолились, а затем окольной дорогой уехали", - заявил Иса Цечоев.

"Приехав домой, я прилег отдохнуть, а в 09.00 увидел, что вся улица в саперах, военных. И узнал, что автомобиль рядом с мечетью был заминирован", - отметил Цечоев.

Также он рассказал, что официальным имамом мечети является Иса Албогачиев, проживающий в Назрани. "Он по пятницам бывает имамом. В остальные дни имамом являюсь я", - сообщил Цечоев.

Религиозный деятель, ссылаясь на представителей МВД Ингушетии, также сообщил о том, что "мощность взрывного устройства составляла 50 кг в тротиловом эквиваленте". "Машина, припаркованная возле мечети, была оформлена на жительницу Ингушетии, но она продала ее жителю Чечни четыре месяца назад. Иной информации пока нет", - сказал Цечоев.

Имам также заметил, что "есть связь между покушением на имама Чумакова и предотвращенным терактом в Али-Юрте". "Связь и сходство есть, но я не люблю говорить догадками, а привык опираться на факты", - сказал Цечоев.

При этом он заметил, что "в последнее время силовые структуры Ингушетии не предупреждали его о возможных покушениях". "Раньше, когда звучали угрозы из Чечни, меня предупреждали, чтобы я был осторожнее. В последнее время никаких предупреждений не было", - заметил Цечоев.

Шейх Иса Цечоев - выпускник факультета исламского фикха и его основ Университета исламских наук имени амира Абдул-Кадира, г.Константин, Алжир, основатель Спецшколы арабского языка и мусульманского права в Малгобеке. Он является авторитетным религиозным деятелем Ингушетии, популярным проповедником, имамом мечети Али-Юрта, информирует сайт "Ислам в Ингушетии".

Напомним, что 21 июня Духовное управление мусульман Чечни разместило на видеохостинге YouTube видеообращение муфтия республики Салаха Межидова с критикой и оскорбительными высказываниями в адрес религиозных деятелей Ингушетии Хамзата Чумакова и Исы Цечоева. 27 июня ДУМ ЧР опубликовало еще одно видеообращение, в котором вероубеждения ингушских богословов приравниваются к убеждениям членов "Исламского государства" (признано в России экстремистской организацией, деятельность которой запрещена по решению суда). Опрошенные "Кавказским узлом" правозащитники полагают, что резкая дискуссия между духовенством двух республик спровоцирована Грозным, однако, отметили они, такие конфликты имеют опасные последствия.

Информация о нарушениях прав человека в Чечне, нападках главы республики Рамзана Кадырова на оппозицию, а также о его борьбе с инакомыслием в республике публикуется "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещены справки "Ваххабизм", "Шиизм", "Суфизм", "Ислам в России".

источник: корреспондент "Кавказского узла"