Психиатр раскрыла детали истории болезни Варвары Карауловой

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Суд по делу бывшей студентки МГУ Варвары Карауловой исследовал историю болезни подсудимой в период ее пребывания в психиатрической больнице после возвращения из Турции в Россию. У Карауловой наблюдалось личностное расстройство, сообщила врач-психиатр. По ее словам, Караулова рассказывала врачам, что не знала, зачем едет в Сирию - воевать за идею или создавать семью.

Как информировал "Кавказский узел", 5 октября Московский окружной военный суд приступил к рассмотрению дела в отношении Варвары Карауловой (Александры Ивановой), обвиненной в попытке участия в террористической организации в Сирии. Подсудимая вину отрицает. На заседании 28 ноября свидетель обвинения, уроженец Турции Атыч Фырат рассказал, что принимающие участие в боях в Сирии женщины обязательно должны быть замужем, и в основном они являются снайперами.

В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биография Варвары Карауловой.

Осужденный участник ИГ* сообщил, что не знал предполагаемого вербовщика Айрата Саматова

28 ноября Московский окружной военный суд по делу Карауловой завершил стадию представления дополнительных доказательств стороны обвинения, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший на заседании.

В начале заседания прокурор Михаил Резниченко потребовал приобщить к материалам дела приговор Северо-Кавказского окружного военного суда в отношении Атача Фырата, осужденного за участие в деятельности террористических организаций на территории Сирии.

В зал суда под конвоем, в наручниках завели молодого мужчину, который давал показания при помощи переводчика с турецкого языка.

"Я принимал участие с 2011 по 2013 год в деятельности террористической организации "Исламское государство"* на территории Сирии, работал в разведке, в службе безопасности. Потом меня перевели в службу безопасности в группировке "Джебхат ан-Нусра"*, - сказал Атач Фырат, отвечая на вопросы гособвинителя.

Он рассказал о роли женщин в боевых действиях на территории Сирии против правительственных войск.

Также он отметил, что в случае смерти участника ИГ* его вдова не покидает территорию этой организации, а в течение трех-четырех месяцев должна выйти замуж повторно.

Отвечая на вопрос Резниченко, Фырат сообщил, в ИГ* существуют казни за шпионаж, за измену женатым и замужним, а также этому наказанию подвергаются отступники. 

Адвокат подсудимой Илья Новиков задал свидетелю около десяти вопросов, большинство из которых повторяли вопросы гособвинителя. Также он попросил Фырата разъяснить причины своего перехода из одной террористической организации в другую.

"Я не хочу отвечать на этот вопрос", - ответил свидетель.

Судья Александр Абабков попросил уточнить свидетеля, много ли иностранных жён боевиков вели домашнее хозяйство.

"Это решает муж, но, в основном, все воюют", - сказал Фырат.

Адвокат подсудимой Сергей Бадамшин уточнил у свидетеля, знает ли он Айрата Саматова, но он дал отрицательный ответ.

Уроженец Татарстана Айрат Саматов - предполагаемый вербовщик "Исламского государства"* с которым переписывалась Варвара Караулова перед отъездом из России. В отношении Саматова возбуждено уголовное дело об участии в незаконном вооруженном формировании (ч.2 ст.208 УК РФ).

Подсудимая Варвара Караулова заявила, что "впервые услышала о многих обстоятельствах, сообщенных свидетелем".

Врач-психиатр подтвердила наличие психического расстройства у Карауловой

После обеденного перерыва по ходатайству прокуратуры была допрошена врач-психиатр, заведующая отделением психиатрической клинической больницы имени Алексеева Татьяна Шемякина, ранее не фигурировавшая в оглашённых материалах дела.

"Кавказский узел" писал, что на заседании 31 октября были оглашены противоречащие друг другу заключения психиатров о психическом состоянии подсудимой. Так, специалисты института имени Сербского в ходе судебно-медицинской экспертизы пришли к выводу, что у Карауловой нет психических расстройств. При этом в озвученном в суде заключении врача больницы имени Алексеева говорится, что у Карауловой "наблюдается шизотипическое расстройство, впервые выявленное".

"Подсудимая была моей пациенткой", - сразу пояснила свидетель.

Караулова в ответ заявила, что не знает свидетеля. Это было объяснено на заседании тем, что заведующая отделением не сама обследовала подсудимую, а лишь подписала заключение врачей своего отделения.

"При поступлении в больницу она (Караулова) выглядела странно, неряшливо, в грязной одежде, отказывалась переодеться, заявляя, что применит приёмы самбо", - зачитала Шемякина историю болезни Карауловой, которую принесла с собой.

Судья Абабков с улыбкой отметил, что "правоохранительные органы почему-то не поинтересовались этим документом, а суд исправит это, и историю болезни Карауловой исследует". Прокурор также улыбнулся.

Психиатр подтвердила, что Караулова не знала, зачем едет в Сирию - воевать за идею или создавать семью, о чём она сообщала врачам при поступлении.

В больнице имени Алексеева Караулова находилась два дня, согласие сама пациентка дала только на обследование, лечения ей не назначалось, отметила свидетель.

"Ей был поставлен мной диагноз..., это относится к расстройствам личности, в основном, это странные разносторонние интересы. Личностное расстройство не лечится", - опять прочитала врач выдержку из истории болезни Карауловой.

Судья отметил, что, согласно материалам дела, 23 июня 2015 года, в день поступления Карауловой в больницу имени Алексеева, все вещи были возвращены матери пациентки.

"Все вещи, в том числе телефоны, планшет и наушники были переданы Кире Карауловой", - подтвердила Шемякина.

Сама Кира Караулова, присутствовавшая в зале суда, заявила, что не помнит такой документ, когда ей непосредственно предъявили медицинский документ, находящийся в одном из томов дела.

"Я не помню, чтобы я что-то подписывала, я в этот день вообще ничего не помню, мне ничего не передавали. Я в тот день была в неадекватном состоянии", - сказала мать подсудимой.

Судья уточнил у свидетеля, может ли быть такое, что расписка получена, а вещи возвращены не были.

"Это исключено", - воскликнула заведующая отделением.

Свидетель также опровергла утверждение родителей подсудимой и ее защиты, что сотрудники ФСБ постоянно контролировали Караулову в психбольнице.

"Сотрудников правоохранительных органов я вообще не видела, со мной никто, кроме отца (Карауловой), не общался", - заявила врач.

"Кавказский узел" сообщал, что 19 октября суд допросил отца Варвары Карауловой. Он сообщил, в частности, что после возвращения из Турции Варвара находилась под контролем ФСБ. 20 октября Кира Караулова подтвердила, что ее дочь лечили в психиатрическом отделении, где на протяжении всех двух недель дежурил сотрудник ФСБ. Однако сама подсудимая на заседании 17 ноября заявила, что с ней "в больнице общались только мама и папа".

В целом допросы дополнительных свидетелей продлились до позднего вечера, обстановка в судебном процессе была близка к напряженной. Родители Карауловой и сама подсудимая явно нервничали, адвокаты подсудимой выглядели спокойными, но предпочитали осторожно отмалчиваться даже в кулуарах суда, передает корреспондент "Кавказского узла".

Суд объявил перерыв в процессе до 10.00 мск 30 ноября. На следующем заседании продолжится стадия представления дополнительных доказательств. Как ожидается, свои дополнительные доказательства представит сторона защиты.

Адвокат заявил, что свидетель Фырат показаниями по делу Карауловой "пытался спасти свою шкуру"

По окончании процесса адвокат Сергей Бадамшин прокомментировал "Кавказскому узлу" значение для защиты допросов двух дополнительных свидетелей обвинения.

"Первый свидетель обвинения... пытался спасти свою шкуру. Его задача сегодня (28 ноября) была в суде рассказать, какая ужасная террористическая организация ИГ*, но с этим никто не спорит", - сказал он.

Он критически отнесся к показаниям свидетеля обвинения о его переходе из ИГ* в "Джебхат ан-Нусру"*, а также к его сообщению о том, что женщины в "Исламском государстве"* участвуют в боевых действиях.

"То, что он остался жив, перейдя в "Ан-Нусру"* из ИГ*, - эти показания можно расценить, как анекдот, - сказал адвокат. - Нет ни одного видео, что в ИГ* женщины ходят с оружием - они сидят дома". 

То, о чем рассказала второй свидетель - Шемякина, имеет существенное значение для защиты, заявил Бадамшин.

Однако пояснить, в чем именно заключается важность этих показаний для стороны защиты, адвокат отказался.

Комментариями от остальных участников процесса относительно хода судебных слушаний "Кавказский узел" пока не располагает.

Новости о влиянии войны на Ближнем Востоке на ситуацию в регионах Кавказа собраны "Кавказским узлом" на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". Кроме того, в разделе "Справочник" на "Кавказском узле" подготовлен справочный материал "Выходцы с Кавказа в рядах ИГ*". Малоизвестная информация об ИГ* и свидетельства человека, побывавшего в его рядах, представлены в интервью "Путешествие в "Исламское государство"* и обратно".

* "Исламское государство" (ИГ, ранее - ИГИЛ) и "Джебхат ан-Нусра" признаны в России террористическими организациями, деятельность которых запрещена по решению суда.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"