Женщины потребовали остановить "убийства чести" в Абхазии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
После появления информации о самоубийстве молодой женщины из города Гудаута, которую якобы уличили в измене на основании смс, женские общественные организации Абхазии обратились в правоохранительные органы с требованием расследовать этот случай. Подписанты не исключают, что этот инцидент из ряда так называемых "убийств чести", которые неправильно причисляются к абхазским традициям.
Сообщение о том, что группа "Женская инициатива" в Абхазии выступила с заявлением о тревоге по поводу роста числа "убийств чести" в республике, поступило на смс-сервис "Кавказского узла".
"Женская инициатива" потребовала расследовать "убийства чести" в Абхазии
Обращение клуба "Женская инициатива" к правоохранительным органам с требованием тщательно расследовать так называемые "убийства чести" было опубликовано 21 сентября на сайте благотворительного фонда "Асаркья".
в Абхазии усиливается крайне опасная тенденция, которая в прошлом была чужда нашему обществу
Представители женских общественных организаций, говорится в обращении, "очень встревожены тем, что в Абхазии усиливается крайне опасная тенденция, которая в прошлом была чужда нашему обществу. Речь идет о случаях расправы родственников над членом своей семьи, который, по их мнению, опозорил честь рода".
Женщины указывают, что никогда раньше в Абхазии не убивали людей, отступивших от нравственных принципов, а лишь изгоняли их из общины. По данным общественности, в различных районах страны произошло несколько случаев, когда женщин по недоказанному обвинению в нарушении моральных норм убивали их близкие родственники, прикрываясь при этом абхазскими традициями.
"Последний случай в городе Гудаута потрясает: молодую мать, чья "вина" не была доказана, а только предполагалась на основе нескольких СМС, родные забрали из семьи мужа, а через неделю она якобы повесилась, оставив малолетнюю дочь, страдающую серьезными проблемами со зрением", - говорится в тексте обращения "Женской инициативы".
Представители абхазской общественности сомневаются в том, что молодая женщина действительно наложила на себя руки, и считают, что подобные семейные расправы абсолютно неприемлемы для правового демократического государства, поскольку попирают основные права личности и способствуют разрушению семейных ценностей.
"Описанный выше инцидент является грубейшим нарушением законов и Конституции РА и не должен остаться незамеченным", - уверены представители женских организаций Абхазии и считают, что если не будут приняты меры, такое явление как "убийство чести" станет нормой, а виновные не будут наказаны.
Под обращением подписались представители ассоциации женщин Абхазии, движения "Матери за мир и социальную справедливость", Центра гуманитарных программ, сухумского Дома юношества, центра "Мир без насилия" имени Зураба Ачбы, Детского фонда Абхазии, благотворительного фонда "Асаркьа".
Подруги погибшей женщины из Гудауты считают, что ее могли довести до самоубийства угрозами и оскорблениями
Город Гудаута обсуждает самоубийство молодой женщины. На местном рынке многие продавцы ее знали, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" продавщица Хатуна Озган. По ее словам, город маленький, и все друг друга знают.
"Она часто к нам приходила за покупками, моя подруга - ее одноклассница, мы иногда обсуждали какие-то семейные дела. У нее девочка родилась больная, практически ничего не видела", - сообщила женщина. По ее словам, несколько лет назад в Абхазии произошло несколько подобных случаев самоубийств молодых женщин.
"Мы это знаем все на уровне слухов. Абхазы все друг другу родственники, и мне говорили, что совсем молоденькая девушка совершила самоубийство, потому что забеременела в 15 лет, и родители этого не смогли простить. Это было где-то два года назад в селе Лыхны", - рассказала Хатуна Озган.
Подруги погибшей женщины из Гудауты, которые просили не называть их имена, поскольку опасаются мести со стороны ее родственников, заявили корреспонденту "Кавказского узла", что женщина не могла бы наложить на себя руки самостоятельно, поскольку была очень привязана к своей маленькой дочери, которая от рождения была слабовидящей.
Сейчас девочка очень плохо себя чувствует и не может понять, где ее мама. По словам подруг погибшей, ее муж прочитал в телефоне смс, которые были написаны якобы от другого мужчины. Он сообщил об этом своим родителям, в доме которых проживала молодая семья, а те в свою очередь известили об измене ее родственников.
"Она была очень напугана, с ней перестали разговаривать и родственники мужа, и родные. Они говорили ей, что приедут и убьют", - рассказала близкая подруга погибшей.
По ее словам, родственники приехали: отец и брат, соседи слышали, как девушку отчитывали и запугивали, она только плакала и твердила, что ни в чем не виновата.
"Она замкнулась, перестала общаться. В этот вечер я ей звонила, но она не брала трубку. Больше я ее живой не видела", - сообщила женщина.
При этом она уверена в целомудренности своей подруги, которая, по ее словам, любила своего мужа и была воспитана в соответствии с абхазскими традициями, когда мужчина в доме главный, а женщина должна создавать для него все условия.
"Никто не дает гарантии, что эти смс кто-то не отправил ей специально, чтобы подставить ее", - сказала женщина.
По ее словам, после приезда родных ее подруга пропала, не отвечала на звонки. "Я не знаю, увезли ее или держали в доме, но родственники на вопросы о ее местонахождении не отвечали, а через неделю мы узнали, что она покончила жизнь самоубийством", - сообщила женщина.
моя подруга погибла из-за пустых обвинений
Она считает, что, скорее всего, ее подругу довели до самоубийства нападками, угрозами, оскорблениями. "Я считаю, что если ее не убили, то довели до самоубийства, при этом доказать ее измену не могли, моя подруга погибла из-за пустых обвинений", - отметила женщина.
По ее словам, в абхазском обществе "убийства чести" не осуждают, а наоборот поддерживают.
"Мы, когда ее хоронили, многие говорили - правильно, что ее убили, абхазская женщина не может быть изменщицей. Мужчины своим дочкам молоденьким говорили – вон смотри, что с неверными женами делают", - рассказала женщина.
По словам другой подруги погибшей, тело женщины после смерти не осматривали сотрудники милиции.
"Родственники милицию не вызывали, а свидетельство о смерти у нас выдают со слов родственников, вскрытие тела у нас не приветствуется", - сообщила женщина.
Родственники погибшей на контакт не идут, в дом никого не пускают, муж и свекор носят траур.
"У нас беда, а тут журналисты не оставляют в покое, уходите!" - кричал муж погибшей из-за забора.
В Генпрокуратуре Абхазии пообещали провести расследование гибели женщины в Гудауте и обнародовать его результаты
В милицию не обращались ни родственники погибшей с тем, чтобы зафиксировать ее самоубийство, ни подруги женщины, которые сомневаются в ее самостоятельном уходе из жизни, сообщил начальник Гудаутского РОВД Беслан Аргун.
"Я узнал о ее самоубийстве в тот день, когда ее похоронили. Никаких обращений и заявлений не было. На каком основании возбуждать дело? Человек сам ушел из жизни", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Беслан Аргун.
Он отметил, что никаких "убийств чести" в республике нет, а "самоубийства совершаются из-за сложных экономических условий - у людей нет уверенности в завтрашнем дне".
В Генеральной прокуратуре Абхазии отмечают, что статистика по самоубийствам в стране не ведется, а "убийства чести" с юридической точки зрения расценивается как обычное преступление, совершенное по статье 99 Уголовного кодекса Абхазии - "Убийство". Тем не менее, ни одного уголовного дела именно по "убийству чести" возбуждено не было, сообщили в ведомстве, отметив, что это связано с тем, что родственники стараются скрыть подобные факты.
Мы нуждаемся в поддержке общества для того, чтобы нас информировали о таких преступлениях
"Мы нуждаемся в поддержке общества для того, чтобы нас информировали о таких преступлениях. Мы готовы участвовать в дискуссиях на эту тему, которые предложили женские общественные организации", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник пресс-службы Генпрокуратуры Абхазии.
По его словам, в ближайшее время прокуратура Гудаутского района проведет проверку по факту самоубийства женщины из Гудауты, и ее итоги будут озвучены в СМИ.
"От безнаказанности "убийства чести" "могут превратиться в тенденцию"
Исполнительный директор Центра гуманитарных программ Арда Инал-ипа - одна из тех, кто подписал обращение к правоохранительным органам Абхазии, поскольку считает, что каждый такой случай должен быть серьезно расследован, поскольку от безнаказанности "убийства чести" "могут превратиться в тенденцию".
Это довольно редкое явление, за последние два года стало известно о трех таких случаях, сообщила Арда Инал-ипа корреспонденту "Кавказского узла". По ее информации, в Абхазии испокон веков тщательно оберегали семейные ценности и могли изгнать неверную женщину из семьи, но к "убийству чести" фактически не прибегали.
"Такое впечатление, что общая ожесточенность, когда оружие у людей, и какие-то особенности послевоенной ситуации привели к деформации некоторых традиционных устоев и появились какие-то новые, несвойственные для народных традиции", - рассуждает Инал-ипа.
Раньше отдельно стоял традиционный институт кровной мести, но это иное, он касался мужчин – "око за око", отметила Арда Инал-ипа. По ее мнению, никогда в Абхазии женщин не убивали.
Женщины погибают из-за недоказанных моментов. Часто имеет место и ложь, и наговоры, и клевета, тем не менее, кто-то из родственников считает, что этого достаточно, чтобы устраивать самосуд.
"Женщины погибают из-за недоказанных моментов. Часто имеет место и ложь, и наговоры, и клевета, тем не менее, кто-то из родственников считает, что этого достаточно, чтобы устраивать самосуд. Это очень беспокоит", - сказала Арда Инал-ипа. По ее словам, если молчать и делать вид, что это действительно самоубийство, противостоять этому будет сложно.
О трагедии в Гудауте, по словам Арды Инал-ипа, представители женских организаций узнали случайно - кто-то из родственников погибшей женщины сообщил об этом трагическом случае сотруднице районной женской организации, та поделилась с другими.
По словам Арды Инал-ипа таких случаев в стране множество, но они не озвучиваются, "чтобы не выносить сор из избы".
"Убийства чести" никогда не были традиционными для Абхазии"
Председатель движения "Матери за мир и социальную справедливость" Гули Кичба считает, что "убийства чести" никогда не были традиционными для Абхазии.
В кодексе чести и в других исторических документах описано, что оступившуюся женщину изгоняли. Собирался род и решал, виновна или не виновна, давали высказаться. Часто склонялись к нареканию
"Откройте кодекс чести Апсуара (морально-этический кодекс абхазов), там нет ничего об убийстве неверной женщины. В кодексе чести и в других исторических документах описано, что оступившуюся женщину изгоняли. Собирался род и решал, виновна или не виновна, давали высказаться. Часто склонялись к нареканию", - рассказала корреспонденту "Кавказского зула" Гули Кичба.
По ее мнению, в последнее 20 лет в Абхазии из-за незнания традиций эти самые традиции извращаются или неправильно понимаются.
"Самое страшное – это равнодушие. Страна маленькая, ничего не утаишь в своем доме. Но ведь в Гудауте никто не обратился в правоохранительные органы, все слышали крики, плач женщины, потом она пропала, и опять никто никуда не сообщил", - говорит Гули Кичба.
По ее мнению, общество либо равнодушно, либо поддерживает такие "национальные традиции".
"Спасти от самоубийств и "убийств чести" абхазских женщин могли бы кризисные центры"
О том, что в Абхазии происходят "убийства чести", заявила Юлия Павлюченкова, представитель благотворительного фонда "Хочу верить", который работает на территории республики.
По ее словам, основная масса "убийств чести" происходит не с замужними женщинами, а с молодыми девушками 15-16 лет, которые забеременели и не нашли поддержки у отца ребенка и родителей.
"Девочка молоденькая, беременная приходит домой в расстроенных чувствах и вместо поддержки встречает непонимание. Ей говорят: если папа узнает, он тебя убьёт. Слава Богу, если у мамы получится увезти ее куда-то в горы, чтобы она там родила", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Юлия Павлюченкова.
Поэтому, на взгляд Павлюченковой, случай в Гудауте не типичный. Возможно, это зарождение новой страшной тенденции, считает она, предполагая, что в данном случае может идти речь о доведении женщины до самоубийства ее близкими людьми.
По словам Павлюченковой, еще два года назад она обращалась к республиканским властям с просьбой помочь фонду создать кризисный центр для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, но ее открытым текстом предупредили, что обеспечить безопасность женщин и персонала не в состоянии.
"Мне сказали так: где бы я ни открыла такой центр, туда будут приходить их мужики, и их поубивают, и тебя поубивают. Это мне говорили сами абхазы. То есть, если открывать, то где-то там - в Кодорском ущелье, за постами, но мы очень вам советуем оставить эту идею", - рассказала Юлия Павлюченкова.
кризисные центры давно работают на Кавказе и помогли тысячам женщин, которые были на грани самоубийства или "убийства чести"
Она отметила, что подобные центры давно работают на Кавказе и помогли тысячам женщин, которые были на грани самоубийства или "убийства чести".
"Такой центр есть в Ессентуках, такой центр есть около границы с Чечней, потому что там сложная ситуация. В Кисловодске есть православный центр. Там знают, как решать межэтнические, межконфессиональные традиционные проблемы", - считает Юлия Павлюченкова.
От своей идеи по созданию антикризисного центра для абхазских женщин фонд "Хочу верить" не отказался, говорит активистка. Она отметила, что есть идея открыть центр на российской стороне в Адлерском районе Сочи.
"В Абхазии мы правовым способом никого не защитим. Наша задача не в том, чтобы сказать, что беременеть в 16 лет – это нормально, задача в том, чтобы помочь им выжить. Я думаю, что эмоции бы прошли, и родители по-другому посмотрели на ситуацию", - уверена Павлюченкова.
По ее мнению, на государственном уровне Абхазия должна принять решение о создании такого центра для женщин. Он был бы одним из пунктов в программе по спасению нации, поскольку численность абхазов сокращается, указала Павлюченкова.
"Сегодня молодежь поголовно употребляет наркотики, гибнет от передозировок, в ДТП из-за пьянства. Пора ставить вопрос о сохранении нации. Если государство не может создать условия для того, чтобы женщины рожали много, то, как минимум, нужно сохранять то, что есть", - считает Павлюченкова.
"Общество в Абхазии относится к "убийству чести" с осуждением, но с оттенком понимания"
На Кавказе испокон веков было разрешено убийство женщины, которая опозорила честь рода, сообщил научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Скаков. В большей степени это правило касалось мусульманских республик - Чечни, Дагестана, чем Абхазии, считает Скаков.
"Абхазия – это намного более европейский регион, чем Чечня. Общество Абхазии наиболее продвинутое. Но молодежь уезжает из села в город и совершенно не знает традиций. Отсюда вот такие "убийства чести", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Александр Скаков.
По его мнению, бороться с "убийствами чести" сложно, для этого нужно начать воспитывать детей в соответствии с абхазскими традициями. И наказывать виновных по всей строгости закона, но с этим в Абхазии трудности, считает эксперт.
В Абхазии часто уголовные дела не доходят до суда, исходя из незаконного восприятия того или иного инцидента
"В Абхазии часто уголовные дела не доходят до суда, исходя из незаконного восприятия того или иного инцидента. Есть такое мнение: да, это преступление, но у того, кто его совершил, были основания. Или такое: да, он совершил преступление, но он человек хороший, он наш дальний родственник", - рассказал Александр Скаков.
Если в Чечне и Дагестане власть и общество воспринимает "убийство чести" как традицию, то в Абхазии относятся к этому факту с осуждением, но с оттенком понимания, считает Скаков. При этом в Абхазии эти факты не связаны с верой, уверен эксперт.
"В Абхазии очень мало мусульман, так же как очень мало активных христиан, там большую позицию занимает традиционная дохристианская абхазская вера. "Убийства чести" скорее неправильная трактовка традиций", - считает Скаков.
Ранее "Кавказский узел" неоднократно писал про "убийства чести" на Северном Кавказе, эта практика осуждалась правозащитниками. Так, участники "круглого стола" на тему: "Роль государства, общества и СМИ в защите прав женщин на Северном Кавказе" 8 апреля в Москве заявили, что "убийства чести" в республиках Северного Кавказа совершаются "по подозрению", которое, чаще всего, исходит от матери мужа, и родственники "приговаривают" женщину к убийству.
Жертвами внесудебных расправ оказываются женщины, которые, по мнению родственников, ведут аморальный образ жизни и навлекают позор на всю семью. Лишь единичные случаи "убийств чести" в регионе получают огласку, и местные жители не ставят под сомнение право родственников на совершение подобных убийств, заявили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты, комментируя дело жителя Чечни Султана Даурбекова, осужденного в апреле 2015 года на семь лет за убийство дочери. В Дагестане, как заявляли "Кавказскому узлу" эксперты в 2014 году, также есть случаи "убийств чести", но статистика по количеству таких преступлений отсутствует, так как информация о преступлениях скрывается родственниками.
Сообщения об "убийствах чести" в Чечне и Дагестане появляются регулярно, говорилось в альтернативном докладе по вопросам соблюдения Россией Конвенции о правах женщин (CEDAW) на Северном Кавказе, направленном "Правовой инициативой по России" (ПИР) и Chechnya Advocacy Network (CAN) на 62-ю сессию Комитета ООН по правам женщин в октябре 2015 года. В докладе отмечалось, что местное население не желает предавать огласке "убийства чести" и сообщать о них в компетентные органы, что делает расследование таких преступлений крайне затруднительным для властей.