Эксперты отмечают попытки жителей Северного Кавказа оправдать "убийства чести"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Жители Северного Кавказа не ставят под сомнение право родственников на "убийство чести", заявили эксперты. По делу жителя Чечни Султана Даурбекова его адвокат пытается апеллировать к традициям, а свидетель ссылается на слова Рамзана Кадырова, говорит член совета ПЦ "Мемориал" Олег Орлов. Лишь единичные случаи "убийств чести" на Северном Кавказе получают огласку, отмечает дагестанская журналист Светлана Анохина.

Как писал "Кавказский узел", в ноябре 2013 года об исчезновении Зарины Даурбековой сообщили местные жители. В декабре 2013 года представители следствия заявили, что по делу серьезных зацепок нет. В суд дело было передано в марте 2015 года. Перед судом предстал отец девушки Султан Даурбеков, который обвиняется в убийстве дочери из-за нарушения традиций. Потерпевшей по делу признана мать девушки. На заседании суда 7 апреля подсудимый заявил, что убил свою дочь в состоянии аффекта.

"Отец убил дочь в состоянии аффекта за аморальное поведение"

Сам факт убийства подсудимым не оспаривается, но оно произошло в состоянии аффекта, заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Ильяс Тимишев, представляющий интересы Султана Даурбекова.

"Отец-чеченец, убивший свою дочь за аморальное поведение, за внебрачные отношения в течение многих лет, не заслуживает наказание за умышленное убийство. Он должен отвечать за убийство в состоянии аффекта", - сказал адвокат.

В Старопромысловском районном суде Грозного прокомментировать ход судебных слушаний "Кавказскому узлу" отказались, уточнив, что следующее заседание по делу назначено на 16 апреля.

"Поведение отца не соответствует ни нормам российского законодательства, ни шариата"

Судебные слушания по данному делу "производят печальное впечатление", заявил "Кавказскому узлу" член совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.

"Когда адвокат - защитник обвиняемого - пытается апеллировать к неким якобы традициям, якобы устоям, которые не имеют никакого отношения к российскому законодательству, когда он фактически пытается доказать, что убийца был прав, поскольку его дочь вела аморальный образ жизни, это ставит вообще под сомнение, является ли Чечня частью России или это самостоятельное государство, живущее по каким-то абсолютно средневековым принципам", - сказал Орлов.

При этом, как отметил он, "такое поведение отца и такие призывы совершать убийство своей дочери не соответствует и шариату, то есть вообще никакой правовой системе не соответствует".

Еще более шокирующее впечатление, по его словам, оставляют апелляции адвоката подсудимого о том, что "это дело дойдет до Рамзана Кадырова".

"Когда судья и прокурор пытаются отказать, неудовлетворить ходатайство о допросе очередного свидетеля, который не знает совсем ничего про убийство, а рассуждает лишь о неком неподобающем поведении этой убитой женщины, адвокат апеллирует, что это дело дойдет до Рамзана Кадырова", - сказал Орлов.

После такой апелляции в суд приглашают очередного свидетеля, который по существу сказать ничего не может, но при этом оправдывает убийство за аморальное поведение женщины, отметил правозащитник.

"Очередной свидетель опять же ссылается на Рамзана Кадырова, говоря, что правильно поступил отец, убив дочь: "Наш глава сказал, что надо от таких очищать нашу землю, стирать их с лица земли", - сказал Орлов.

На заседании 7 апреля свидетель, оправдывая убийство, сослался на слова главы Чечни Рамзана Кадырова.

Комментируя серию убийств женщин в 2008 году, глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что все жертвы внесудебных расправ были женщинами легкого поведения, и были наказаны родственниками за аморальное поведение в соответствии с мусульманским правом и по национальным традициям. "По нашим обычаям, если женщина ведет распущенный образ жизни, если она спит с мужчиной, их обоих убивают", - отметил тогда Кадыров, подчеркнув, что "действия убийц не могут быть оправданы никакими традициями".

При этом заявления свидетеля, который на заседании 7 апреля по делу Даурбекова заявил о том, что Кадыров публично призывал "убрать с земли" женщин, нарушающих традиции, не подтверждаются.

"Сомнений в праве родственников убивать нет практически ни у кого"

Лишь единичные случаи "убийств чести" на Северном Кавказе получают огласку и, соответственно, отсутствует какая-либо статистика, заявила "Кавказскому узлу" журналист из Дагестана, шеф-редактор интернет-издания о дагестанских женщинах Daptar.ru Светлана Анохина.

"Фактически мы узнаем о том, что произошло именно "убийство чести" только, если кто-то из родственников не согласится промолчать и решит довести дело до суда. Но это единичные случаи. В разглашении не заинтересованы ни родные, ни сельчане. Даже сравнительно недавний суд над отцом, признавшимся в убийстве дочери по этим мотивам, прошел тихо, без широкой огласки. А чаще всего девушки просто "пропадают", все село может быть в курсе, где зарыли ее тело, но родные будут твердить, что она уехала учиться, уехала работать, гостит у родни в другом городе", - отметила она.

17 ноября 2014 года в Гунибском районе Дагестана был задержан 54-летний житель Махачкалы, который вез в машине труп своей 21-летней дочери. Следственные органы рассматривают версию, что  мужчина убил дочь, поскольку "он был недоволен ее нескромным поведением".

Под "убийства чести" иногда маскируются иные преступления, например, изнасилование девушки кем-то из близкой родни - отцом, братом, дядей, отметила Анохина.

"Допустить, чтоб она проболталась, нельзя. И самое страшное - абсолютно всем, включая и мать, "выгоднее", чтобы девушки не было в живых, потому что позор инцеста ляжет на всех", - рассказала она.

По ее словам, чтобы хотя бы приблизительно представить себе умонастроения дагестанцев, достаточно посмотреть комментарии под любой публикацией о подобном происшествии.

"На пару-тройку комментов типа "ислам запрещает" и "какой ужас" приходится 8-10 комментариев "значит что-то натворила" или "иначе разврат не искоренить". То есть сомнений в праве родственников убивать нет практически ни у кого, колебания относятся лишь к процедуре оформления этого права", - считает Анохина.

"Адат признавал за отцом право безнаказанно распоряжаться жизнью членов семьи"

Под понятием кавказского адата, по мнению исследователей, горцы объединяют три разных явления - живущий в народном предании обычай, действующий в определенной местности закон и способ разбирательства судебных дел. В середине 19 века горцы руководствовались обычаем-адатом в своей домашней жизни, а также судились между собой по адату, то есть по неписаным правилам, которыми руководствовались с незапамятных пор, говорится в научно-справочном пособии "Историко-культурные традиции народов Северного Кавказа" под редакцией академика В.А. Тишкова.

Кавказские горцы жили не только по адату. В частности, наряду с обычным правом горцы-мусульмане также руководствовались нормами мусульманского права (шариата). С 18 века вследствие русских завоеваний усиливается влияние на адыгов и других горцев Северо-Западного Кавказа законов Российской империи. При этом западная часть Северного Кавказа в целом отдавала предпочтение местным адатам, восточная — шариату. В науке сосуществование адата с шариатом и государственным правом получило название правового плюрализма, отмечают авторы издания.

"Обычное право играло большую роль в регулировании отношений внутри семьи и клана. Адат признавал за отцом право безнаказанно распоряжаться жизнью и смертью членов своей семьи. По адату строго каралось прелюбодеяние. Так, например, у аварцев горец, заставший во время прелюбодеяния свою жену, мать, дочь, сестру, племянницу, внучку или тетку, должен был убить обоих прелюбодеев, не внося никому никакой "платы за кровь", - говорится в книге.

В Нагорном Дагестане, Чечне и Ингушетии община резко вторгалась в семейные дела и регулировала их. Кроме того, община пыталась юридически ограничить применение убийства в случае прелюбодеяния. По адатам ряда сельских обществ убийство прелюбодеев разрешалось только в случае выполнения целого ряда условий, отмечается в издании.

"Во-первых, нужно было застать любовников на месте прегрешения. Во-вторых, обманутый муж обязан был либо убить обоих прелюбодеев, или сохранить им обоим жизнь ценой большого штрафа и позора", - говорится в книге.

Горцы полагали, что обшина не должна вмешиваться в отношения между членами одной семьи. В теории глава семьи и клана должен был единолично разбирать все столкновения внутри их и «не выносить сора из избы». Поэтому практически во всех записях дореформенного адата регулировались только иски между тухумами, говорится в книге В.О. Бобровникова "Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана".

"На практике к убийству внутри семьи и клана прибегали крайне редко. За преступления против нравственности чаще изгоняли из тухума. Об изгнании преступника нередко объявлялось на центральной площади селения", - говорится в издании.

"Кавказский узел" неоднократно писал о так называемых "убийствах чести" (когда члены семьи совершают внесудебные расправы над девушками или женщинами, заподозренными во внебрачных связях) в Чечне. В январе аналогичное дело было передано в суд Ачхой-Мартановского района Чечни: мужчина обвиняется в убийстве своей старшей сестры. Ранее, в октябре 2014 года, в Заводском районе Грозного был задержан 30-летний местный житель, подозреваемый в убийстве своей младшей сестры.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"