Правозащитники указали на признаки применения пыток к Шоипу Тутаеву
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Проповедника Шоипа Тутаева, публично отказавшегося от своей критики в адрес Рамзана Кадырова, неделю удерживали силовики, на его теле есть следы пыток, сообщила глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. Власти добились дискредитации Тутаева в глазах его сторонников, считают кавказовед Михаил Рощин и политолог Алексей Макаркин.
Как писал "Кавказский узел", проповедник Шоип Тутаев, уехавший из Чечни за рубеж и активно критиковавший Рамзана Кадырова, вернулся на родину и на встрече с главой республики публично отказался от своих воззрений. Тутаев сделал это под давлением, заявили опрошенные "Кавказским узлом" жители республики.
Ганнушкина: семья Тутаева резко прекратила контакты с правозащитниками
Шоип Тутаев был экстрадирован в Россию из Болгарии, и на родине его сразу же задержали чеченские силовики, заявила корреспонденту "Кавказского узла" глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
До того, как стало известно о его возвращении к семье, в течение недели после возвращения Тутаева в Россию о местонахождении проповедника сведений не было. Получив информацию о его исчезновении от чеченских коллег, Ганнушкина написала заявление уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой и в Совет по правам человека при президенте России с просьбой помочь найти Тутаева.
"Когда Тутаев прилетел в Россию, то ни с кем не связался – он не позвонил ни родственникам, ни друзьям… 12 августа мне сообщили, что Тутаев дома, и родственники просят аннулировать все поданные заявления. Но исполнить это невозможно – запросы-то уже сделаны", – рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Ганнушкина.
Все заявления правозащитников по поводу Тутаева остались без ответа, отметила она.
По мнению Светланы Ганнушкиной, резкий отказ родственников Тутаева просить помощи у правозащитников и правоохранителей свидетельствует о том, что проповедника пытали.
"Общение с родственниками моментально прекратилось после возвращения Тутаева домой. Это бывает лишь в одном случае: когда человека пытали, а потом угрожали, что если о пытках станет известно общественности, будет еще хуже", – сказала Ганнушкина.
На то, что к Тутаеву применялись пытки, указывают и характерные отметины на его руках, продолжила правозащитница.
"Они появляются, когда человека пытают током", – пояснила она.
При Рамзане Кадырове в Чечне регулярной стала практика публичного унижения и порицания местных жителей, выражавших недовольство удержаниями зарплат или критиковавших власть. Подобная практика призвана оказывать устрашающее воздействие на активистов, родственники которых в итоге также подвергаются давлению, заявляли опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
"Практика публичного унижения в Чечне прекратится только после смены власти в республике"
История Тутаева стала очередным примером применения практики публичного унижения критиков властей в Чечне, считает Светлана Ганнушкина.
По мнению правозащитницы, этот инцидент аналогичен тем, что произошли с главой общественной организации "Живая нить" Таитой Юнусовой и жителями республики Адамом Дикаевым и Айшат Инаевой.
"Ждать, что эта практика прекратится сама собой, не стоит. Это произойдет только после смены власти в республике", – уверена Ганнушкина.
Типичной для Чечни ситуацию с Тутаевым назвал и старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Михаил Рощин. После публичного покаяния проповедника не исключено, что к нему негативно начнут относиться бывшие сторонники, коллеги и друзья, а также родственники.
Федеральные власти в курсе применения в Чечне метода публичного порицания противников власти, но препятствовать ему не будут, уверен Рощин.
"Метод будет применяться Кадыровым и в будущем, повлиять на этого федеральная власть может лишь снятием Рамзана с поста главы республики, но на это Кремль не пойдет, потому что для него Кадыров – это спокойствие в регионе", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" эксперт.
С тем, что метод публичного порицания в Чечне будет использовать и дальше, согласен и первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
"Никто не будет заниматься перевоспитанием Кадырова. Метод имеет свои корни: он применялся еще в СССР в конце 30-х годов XX века, когда за унижением следовал расстрел... Метод продолжил существование при Брежневе в борьбе с диссидентским движением, когда его представители публично каялись по телевидению, и после следовало снижение наказания. Таким образом, человек более не мог заниматься общественной деятельностью, поскольку был дискредитирован", – отметил Макаркин.
Схема будет утилизирована лишь после смены власти в Чечне, заявил корреспонденту "Кавказского узла" политолог.
Новости о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслием в республике публикуются "Кавказским узлом" на специальной тематической странице "Инакомыслие в Чечне".