Эксперты заявили о системном применении метода унижения жителей Чечни за критику Кадырова
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Использование метода унижения жителей Чечни за негативную оценку деятельности Рамзана Кадырова набирает обороты, заявили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. Они полагают, что подобная практика призвана оказывать устрашающие воздействие на активистов, родственники которых в итоге также подвергаются давлению.
Как писал "Кавказский узел", 20 декабря интернет-пользователи сообщили о публичном унижении жителя Чечни Адама Дикаева за критику Рамзана Кадырова. В соцсетях было распространено видео, на котором Дикаев со снятыми штанами заявляет о своей неправоте и поддержке действующей власти. Опрошенные "Кавказским узлом" жители Чечни полагают, что в республике усиливается тенденция преследований и оскорблений людей, которые допускают критические высказывания в адрес Кадырова.
Локшина: метод публичного унижения перестает работать, когда он набирает обороты
История Дикаева не уникальна, поскольку чеченские власти достаточно часто прибегают к тактике публичных унижений, заявила корреспонденту "Кавказского узла" программный директор организации Human Rights Watch по России Татьяна Локшина.
"Метод, в первую очередь, использовался против родственников предполагаемых боевиков, когда их родителей в унизительной манере заставляли под камеры признаваться в недостаточном воспитании детей", - сообщила Локшина.
Но в последнее время этот метод применяется против активистов и критиков чеченской власти, отметила она.
Она напомнила историю жительницы Надтеречного района Чечни Айшат Инаевой, раскритиковавшей Кадырова и его режим, после чего в сети было размещено интервью женщины, в котором она "с опущенной головой и потухшими глазами" рассказывает о хорошей жизни в регионе и о том, что критиковать Кадырова было ошибкой.
Аудиообращение жительницы Чечни, в котором она раскритиковала Кадырова за способы сбора средств за ЖКУ и заявила о тяжелом положении людей в республике, приобрело широкий резонанс в чеченском сегменте Интернета. После этого ЧГТРК "Грозный" 18 декабря показал сюжет о встрече автора обращения Айшат Инаевой с Кадыровым, на которой она отказалась от своих слов.
Также Татьяна Локшина напомнила об истории с похищением в октябре 2015 года главы общественной организации "Живая нить" Таиты Юнусовой.
"Сначала прошла информация о похищении, и сведения казались вполне достоверными. Но проходит всего пара дней, и предполагаемая жертва появляется на чеченском телевидении со словами "меня никто не похищал, это все ерунда, провокация", - сказала Локшина.
Напомним, что правозащитники Варвара Пахоменко и Игорь Каляпин, а также политолог Дмитрий Орешкин отмечали, что заявлениям о том, что Таита Юнусова не была похищена, нельзя доверять из-за атмосферы страха, сложившейся в Чечне.
История блогера Дикаева вписывается в общий план ситуации в современной Чечне, полагает Татьяна Локшина.
"Никакого удивления случай, к сожалению, не вызывает", - сказала она.
По ее словам, публичное унижение стало "очень распространенной тактикой" по борьбе с критически настроенным чеченским населением в 2015 году, но метод начал применяться гораздо раньше. Так, был осужден по обвинению в хранении наркотиков житель Чечни, президент "Ассамблеи народов Кавказа" Руслан Кутаев.
"Он был не только посажен за решетку, но и опозорен в контексте чеченского менталитета за наркотики", - сказала эксперт.
Кутаев в июле 2014 года приговорен к четырем годам лишения свободы по обвинению в хранении наркотиков. Он признан Amnesty International "узником совести", а ПЦ "Мемориал" внес его в список политзаключенных. Правозащитники связывали преследование Кутаева с тем, что 18 февраля 2014 года в ходе конференции, посвященной депортации чечено-ингушского народа, он выступил с критикой Рамзана Кадырова, запретившего проводить 23 февраля мемориальные мероприятия, приуроченные к дате начала депортации.
Применяя данный метод, власти давят на честь не только самого человека, но и на его семью, что немало важно для чеченцев, сказала Локшина.
Однако метод общественного порицания может оказаться недейственным из-за поддержки униженных граждан местным населением и блогерами, считает она.
"Можно предположить, когда подобная практика набирает обороты, то она перестает работать, потому что вместо того, чтобы воспринимать конкретного человека и его семью как униженных, люди начинают думать о том, что это может случиться с каждым, что власть унижает общество в целом. Если с одного блогера можно прилюдно сорвать штаны, то где гарантия, что это не произойдет с вашим или моим братом, сыном, отцом?", - сказала Локшина.
"В Чечне важно не потерять лицо"
Публичное порицание в Чечне может отразиться не только на тебе, но и на судьбе семьи, заявила "Кавказскому узлу" исследователь Международной кризисной группы Варвара Пахоменко.
По ее словам, публичному порицанию подвергаются представители различных слоев общества, в том числе гомосексуалисты, которых шантажируют, снимая на видео.
"В Чечне очень важно не потерять лицо, потому что это накладывает отпечаток не только на твою жизнь, но и на судьбу родственников, семьи. Впоследствии девушки не смогут выйти замуж, сын не получит работу, люди будут тыкать пальцем, что может привести к переезду в другой регион и даже к отречению от родственника", - сказала Пахоменко.
Сокирянская: публичное унижение - одна из наиболее действенных тактик запугивания
Публичные унижения как метод управления обществом "применяется в Чечне давно, с того момента как в республике утвердился действующий режим", рассказала "Кавказскому узлу" директор проекта по Северному Кавказу Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская.
"Публичное унижение - одна из двух наиболее действенных тактик запугивания, наряду с репрессивными действиями в отношении родственников, которые власти Чечни систематически применяют ко всем потенциальным оппонентам, критикам, преступникам и просто инакомыслящим. Эти две тактики действуют практически безотказно", - заявила она.
Она пояснила, что человек может рисковать собой ради своей гражданской позиции или мнения, пока репрессии не касаются их близких.
"То же касается унижений: в Чечне издревле потеря чести была страшнее смерти. Высокая ценность человеческого достоинства сохраняется в чеченском обществе и поныне. Недаром публичное унижение может стать причиной вражды семей и даже кровной мести. Этим и пользуются власти", - сказала Сокирянская.
По словам жителей Грозного, людей больше всего пугает публичное унижение и коллективная ответственность, которую практикуют власти. "Страшно даже не насилие. Тебя обесчестят, публично унизят, превратят в проститутку или наркомана. Ты больше не сможешь жить с достоинством в этой республике. Это хуже смерти", - приводятся слова одного из местных жителей в докладе Международной кризисной группы "Чечня: внутреннее зарубежье", который опубликован в разделе "Доклады" на "Кавказском узле".
"Примеров публичных унижений много: вспомните историю Руслана Кутаева - взрослого, серьезного человека, мусульманина, из которого сделали наркомана. Или самую последнюю историю женщины из Надтеречного района, которая посмела критиковать Кадырова. Широко известны случаи, когда молодых людей задерживают за бороды, а потом публично унижают и "распекают" в эфире", - рассказала Сокирянская.
По ее словам, в сети много роликов унижений и избиений людей, в том числе женщин, "которые очевидно специально выкладывают на обозрение для устрашения и унижения".
"Чтобы избежать такой участи многие в республике стараются никак не пересекаться с властью, ни о чем не высказываться и никому не перечить. Это как раз тот эффект, который и нужен правящему режиму, установившему тотальный контроль", - считает Сокирянская.
Она отметила, что не вызывает удивление позиция пользователей соцсетей, вступившихся за Дикаева.
"Рунет за пределами Чечни давно и активно обсуждает беспредел в Чечне... Такие публичные акции унижения имеют краткосрочный эффект, нужный власти, но в целом говорят о ее слабости. Сильные не унижают своих критиков", - сказала Сокирянская.
"Если бы я жила в Чечне, я бы тоже боялась"
Отказ от своих слов со стороны Айшат Инаевой не удивителен, заявила в интервью "Кавказскому узлу" глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
"Таких примеров полно... Мы видели тьму примеров, как от своих слов в Чечне отрекаются правозащитники, как они перестают выполнять свои прямые функции... Люди боятся Кадырова. Если бы я жила в Чечне, я бы тоже боялась", - рассказала Ганнушкина.
Вечером 20 декабря ЧГТРК "Грозный" показала сюжет встречи главы администрации и правительства Чечни Ислама Кадырова, на котором жители села Гвардейского и чиновники осудили поступок Айшат Инаевой. Чиновники и жители осудили женщину, которая стояла на сцене перед заполненным залом, передает корреспондент "Кавказского узла".
"Мы сегодня как никогда раньше опозорены, и мы не должны такого впредь допустить... Я от лица всех жителей района извиняюсь перед Рамзаном Кадыровым", - сказал на встрече председатель совета старейшин Надтеречного района Рамзан Дудаев.
Сход жителей села Гвардейского проходил 19 декабря. "Все, начиная от руководителей, старейшин, коллег и родственников Айшат Инаевой осудили ее клеветнические заявления", - сказал "Кавказскому узлу" представитель администрации района.
Местные жители полностью согласны с тем, что сказала Инаева в своем аудиообращении, но "открыто высказывать свою позицию просто боятся", сказал "Кавказскому узлу" местный житель Муса.
"Это был просто показушный спектакль, устроенный властями. На саму Айшат и ее родных надавили, выступали заранее назначенные лица, которые осуждали ее обращение, и почему-то все просили извинения у Рамзана от имени всего района. Но Айшат во многом права, просто она осмелилась открыто высказать то, что думают многие", - сказал Муса.
"Мне по-человечески жаль эту женщину. Она хотела добиться правды, но результат оказался совсем иным. Ее просто запугали и заставили отказаться от своих слов. Все, что она говорила, это правда. Сейчас главное, чтобы эта ситуация не имела для нее продолжения", - сказала "Кавказскому узлу" местная жительница Мадина.
Инаеву демонстративно подвергли унижениям только за то, что она посмела сказать правду, считает бывший работник одного из республиканских ведомств Имран.
"Наивно полагать, что Рамзан не знает о том, что творит его окружение. Вместо того, чтобы поручить прокуратуре провести проверку и установить, были ли нарушения или нет, он выставил эту женщину клеветницей, распространяющей ложь. Два дня у нас на местном телеканале крутили программы, где различные чиновники и богословы внушали, что все это - неправда, и что за распространение недостоверной информации нужно наказывать", - сказал Имран "Кавказскому узлу".
Адвокат: слова Кадырова и Инаевой не могут быть интерпретированы как клевета
В высказываниях Кадырова и Инаевой нет оснований для возбуждения дел по статье клевета, считает адвокат Елена Байрамкулова.
"Состава преступления я не вижу. Клевета подразумевает прямой умысел опорочить честь, достоинство, деловую репутацию оппонента. Если женщина это говорила целенаправленно, то ее слова могут быть интерпретированы как клевета, но в данном случае я этого не вижу. Если женщина искренне верила в то, что говорит, либо она получила некую информацию из третьего источника – к примеру, из сюжетов по телевидению, – то слова Инаевой не рассматриваются в качестве клеветы", - сказала адвокат "Кавказскому узлу".
Слова Рамазана Кадырова в сюжете местного телеканала также не образуют состав преступления, считает она.
"Слова Кадырова также не могут быть рассмотрены в качестве клеветы, так как он по сути защищался, отвечал на обвинения. В его действиях состава преступления я не усматриваю", - рассказала Байрамкулова.
Что касается перспективы судебного разбирательства, то они тупиковые, отметила адвокат.