Эксперты сочли минимальным влияние "Аль-Каиды" на кавказские группировки в Сирии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Выход группировки "Джабхат ан-Нусра" из-под влияния "Аль-Каиды" не отразится на кавказских группировках в Сирии, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. По их мнению, конфликт двух запрещенных в России судом и признанных террористическими организаций также не повлияет на ситуацию с отъездом выходцев с Северного Кавказа в зону конфликта в Сирии.
Сообщения о выходе группировки "Джабхат ан-Нусра" из-под влияния "Аль-Каиды" были опубликованы 25 июля на ресурсах, близких к этим запрещенным в России судом и признанным террористическими организациям.
Данная информация также была републикована на странице "2-й Международной конференции по вопросам разведки" (The 2nd International Conference on Intelligence & Special Forces) в соцсети Facebook. Согласно сообщению, совет группировки "Джабхат ан-Нусра" утвердил ее новое название, и организация теперь называется "Джабхат Фатах аль-Шам".
"Аль-Джулани удалось создать влиятельную группировку в регионе"
Группировка "Джабхат ан-Нусра" в самом начале конфликта в Сирии являлась дочерней структурой организации "Исламское государство Ирака и Леванта", ("Джабхат ан-Нусра" и "Исламское государство", ранее ИГИЛ, признаны в России террористическими организациями, деятельность которых запрещена по решению суда), отметил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" специальный корреспондент телеканала "Дождь" Орхан Джемаль.
По его словам, к концу 2011 года Абу Мухаммад аль-Джулани, создатель группировки "Джабхат ан-Нусра", запрещенной в России судом и признанной террористической организацией, смог "на достаточно скромные средства организовать влиятельную в регионе группировку, которая на местном уровне затмила материнскую структуру".
"ИГ начало конфликтовать с собственной "дочкой", и аль-Джулани было предложено сдать трофеи, расформировать войска и влиться в ряды "Исламского государства". Однако аль-Джулани сделать это отказался, были даже боестолкновения. "Джабхат ан-Нусра" из-за боев даже не могла вести войну с войсками президента Сирии Башара Асада, полностью переключившись на ИГ ("Джабхат ан-Нусра" и ИГ признаны в России террористическими организациями, деятельность которых запрещена по решению суда)", - рассказал Орхан Джемаль.
По его информации, решить конфликт между двумя группировками "вызвалась верховная инстанция". "Лидер "Аль-Каиды" Айман аз-Завахири в специальном письме сообщил, что сфера деятельности группировки "Джабхат ан-Нусра" - это Сирия, а "Исламское государство" должно вернуться в Ирак. Но в ИГ с решением аз-Завахири не согласились, и организация вышла из-под влияния "Аль-Каиды". Которая, в свою очередь, назвала группировку "Джабхат ан-Нусра" единственным "верным" движением в регионе ("Аль-Каида", "Джабхат ан-Нусра" и ИГ признаны в России террористическими организациями, деятельность которых запрещена по решению суда. - Прим. "Кавказского узла")", - отметил Джемаль.
"После конфликта уроженцы Кавказа стали группироваться в компактные отряды"
Как предположил эксперт, конфликт между группировками произошел по ряду причин, в том числе из-за "политической конкуренции и различиях в идеологии". Он также отметил, что уроженцы Кавказа воевали в рядах группировки "Джабхат ан-Нусра", запрещенной в России судом и признанной террористической организацией.
"Их в рядах группировки было не так уж и мало. Но после конфликта между организациями выходцы из России, в силу языкового барьера, стали группироваться в компактные отряды, которыми руководили, в основном, кистинские чеченцы. Уроженцам Кавказа нужно было решить, куда и с кем идти", - сказал Орхан Джемаль.
По его словам, в сложившейся ситуации Умар аш-Шишани "принял решение уйти к "Исламскому государству" и за ним потянулась достаточно значительная часть его сторонников".
"Остальные уроженцы Кавказа сформировали группировку "Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар" ("Армия переселенцев и помощников"), которая воевала в Сирии под присягой Магомеду Сулейманову, находившемуся на Северном Кавказе", - рассказал Джемаль.
В конце ноября 2013 года Тархан Батирашвили (Умар аш-Шишани) и его сторонники стали идентифицировать себя с ИГ, а организация "Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар" продолжила действовать как независимая группировка, отмечается в размещенной на "Кавказском узле" в разделе "Персоналии" биографии Абу Умара аш-Шишани. Вечером 13 июля текущего года ИГ (признано в России экстремистской организацией, деятельность которой запрещена по решению суда) сообщило о гибели Абу Умара аш-Шишани во время столкновений в иракском городе Ширкат. Жители Панкиси подтвердили смерть Умара аш-Шишани.
"Раньше война в Сирии называлась "пятизвездочным" джихадом"
Орхан Джемаль также напомнил, что в июле 2015 года боевики группировки "Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар" присягнули лидеру "Имарата Кавказ" Мухаммаду Сулейманову (Абу Усману Гимринскому, убит 11 августа 2015 года в результате спецоперации).
Однако после убийства Магомеда Сулейманова "Имарат Кавказ" фактически "прекратил свое существование на Кавказе ("Имарат Кавказ" признан в России террористической организацией, деятельность которой запрещена по решению суда. - Прим. "Кавказского узла")", заметил Орхан Джемаль.
При этом, по его словам, группировка "Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар" продолжила воевать в Сирии. Члены группировки выбрали нового лидера, личность которого не разглашается, отметил эксперт.
Не связанные с ИГ уроженцы Северного Кавказа предпочитают воевать именно в рядах группировки "Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар", рассказал Орхан Джемаль. В середине 2015 года "группировка насчитывала 600 человек, на сегодняшний день ее численность не увеличилась", заявил Джемаль.
"Эта группировка находится в союзнических отношениях с группировкой "Джабхат ан-Нусра", но в боях с ИГ не участвует. Выход "Джабхат ан-Нусра" из-под влияния "Аль-Каиды" никак не скажется на ситуации с отъездом боевиков из России на Ближний Восток ("Джабхат ан-Нусра" и ИГ признаны в России террористическими организациями, деятельность которых запрещена по решению суда. - Прим. "Кавказского узла")", - привел свою точку зрения Орхан Джемаль.
При этом журналист констатировал, что "отток выходцев с Кавказа в Сирию почти иссяк". "Ведь, наверное, комфортно ехать в Сирию, когда там есть победы. И когда минометы наводятся с планшета (в 2013 году боевики обнародовали фото, судя по которым они используют планшеты iPad для точной стрельбы минометами. - Прим. "Кавказского узла"). Раньше ведь как было - война в Сирии называлась "пятизвездочным джихадом", когда боевики жили на виллах. И совсем другое дело, когда идут тяжелые бои, когда ситуация может легко измениться", - сказал Джемаль.
В рядах группировки "Джабхат ан-Нусра", запрещенной в России судом и признанной террористической организацией, находятся "достаточно много выходцев с Кавказа", в свою очередь заметил старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.
При этом большинство выходцев с Кавказа, как подчеркнул эксперт, в структуре группировки "занимают должности руководителей отрядов". "Джабхат ан-Нусра" является второй организацией в Сирии, после ИГ, по количеству выходцев с Кавказа ("Джабхат ан-Нусра" и ИГ признаны в России террористическими организациями, деятельность которых запрещена по решению суда). К примеру, именно в рядах этой группировки мы часто встречаем имена боевиков с приставкой "аш-Шишани" (дословный перевод с арабского "аш-Шишани" означает "из Чечни". - Прим. "Кавказского узла"), - сказал корреспонденту "Кавказского узла" эксперт.
Малоизвестные сведения об ИГ (признано в России экстремистской организацией, деятельность которой запрещена по решению суда) и свидетельства человека, попавшего в его ряды и сумевшего сбежать, представлены "Кавказским узлом" в интервью "Путешествие в "Исламское государство" и обратно". По его словам, уроженцы Чечни нередко занимают в данной организации руководящие посты.
"Люди в Сирию едут не в организации, а к конкретным лидерам"
Что касается выхода группировки "Джабхат ан-Нусра" из-под влияния "Аль-Каиды", то данная ситуация в первую очередь негативно отразится на присутствии россиян в рядах группировки "Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар", предположил Ахмет Ярлыкапов.
"Ведь "Исламское государство" и "Аль-Каида" — это распространенные среди боевиков "бренды". И вряд ли радикалы из России поедут в Сирию вступать в ряды никому неизвестной организации ("Аль-Каида", "Джабхат ан-Нусра" и ИГ признаны в России террористическими организациями, деятельность которых запрещена по решению суда)", - привел свою точку зрения Ярлыкапов.
Вместе с тем, как заметил эксперт, "влияние данной ситуации на масштабы отъезда выходцев с Кавказа в Сирию будет незначительным". "Люди все же едут не в организации, а к конкретным лидерам, которые их убедили в правильности войны", - сказал эксперт, также заметивший, что "последние события никак не отразятся на "Имарате Кавказ"".
"Предпосылок для возрождения "Имарата Кавказ" нет. Данная организация и идеологически, и по соотношению сил является прожитым этапом. Организация умерла ("Имарат Кавказ" является запрещенной в России судом и признанной террористической организацией)", - считает Ярлыкапов.
"Данный демарш может являться исключительно тактическим шагом"
Ярлыкапов также признался, что ему пока не ясны мотивы демарша группировки "Джабхат ан-Нусра", запрещенной в России судом и признанной террористической организацией. "Возможно, это является исключительно тактическим шагом, и на самом деле серьезного разрыва нет", - предположил он.
С точкой зрения Ахмета Ярлыкапова согласилась директор проекта по России и Северному Кавказу Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская.
"Скорее всего, выход группировки "Джабхат ан-Нусра" из-под влияния "Аль-Каиды" произошел с согласия руководства "головной" организации ("Аль-Каида" и "Джабхат ан-Нусра" признаны в России террористическими организациями, деятельность которых запрещена по решению суда)". И, по сути, произошел некий "ребрендинг", при сохранении идеологии и целей", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Сокирянская.
При этом она обратила внимание, что еще в мае 2016 года аз-Завахири, лидер запрещенной в России судом и признанной террористической организацией "Аль-Каиды", заявил о важности объединения группировок в Сирии.
Екатерина Сокирянская не исключила, что теперь группировка "Джабхат ан-Нусра" попытается "сблизиться c сирийской оппозицией, чтобы в дальнейшем получить большее влияние на политическое будущее Сирии".
Также эксперт предположила, что выход группировки "Джабхат ан-Нусра" из-под влияния "Аль-Каиды" при условии тактического маневра никак не отразится "на пополнение российскими радикалами рядов организации".
"В противном случае потенциальные рекруты группировки "Джабхат ан-Нусра" сделают выбор в пользу ИГ, "поскольку там все предельно ясно ("Аль-Каида", "Джабхат ан-Нусра" и ИГ признаны в России террористическими организациями, деятельность которых запрещена по решению суда)", - считает Сокирянская.
В марте Екатерина Сокирянская представила доклад об экспорте джихада с Кавказа в Сирию. В докладе говорится, что в России у запрещенного в стране судом "Исламского государства" есть организованное подполье, члены которого могут значительно повысить уровень террористической угрозы. Поэтому страна остро нуждается в "умной пропаганде", чтобы у молодежи не возникало желания присоединяться к боевикам, считает Сокирянская. Впервые текст доклада на русском языке был опубликован на "Кавказском узле" в разделе "Доклады".
"Что касается "Имарата Кавказ" ("Имарат Кавказ" является запрещенной в России судом и признанной террористической организацией), то теперь это почти виртуальный игрок. Небольшие лояльные ему группировки в Сирии уже далеки от кавказской повестки. Они сориентируются в соответствии с тем, как произойдет размежевание", - привела свою точку зрения Екатерина Сокирянская.
В разделе "Справочник" "Кавказского узла" опубликована справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ", в которой рассказывается о проникновении выходцев с Кавказа в зону военных действий на территории Сирии и Ирака. "Кавказский узел" отслеживает влияние событий на Ближнем Востоке на политическую и общественную жизнь регионов юга России и Южного Кавказа, публикуя материалы по этим темам на страницах "Кавказ под прицелом халифата" и "Сирия в огне".