Черкесские активисты заявили об утрате позиций МЧА в мире
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Международная черкесская ассоциация утратила популярность и авторитет в черкесском мире. России необходимо наладить конструктивные отношения с альтернативной МЧА структурой, считают опрошенные "Кавказским узлом" черкесские активисты. Альтернативы МЧА на сегодняшний момент нет, уверен представитель организации.
Как писал "Кавказский узел", на конгрессе Международной черкесской ассоциации (МЧА) президентом организации 19 сентября 2015 года вновь был избран Хаути Сохроков. 20 сентября 2015 года "Адыгэ Хасэ" Карачаево-Черкесии и Адыгеи вышли из состава МЧА. 21 мая черкесские активисты Стамбула устроили многотысячное шествие по улице Истикляль и митинг у российского генконсульства, посвящённые годовщине окончания Кавказской войны. Организаторы акции заявили о начале создания альтернативной МЧА структуры – Конфедерации черкесских организаций (ЧеркесФЕД) (дополнение от 28.05.2016: новая структура будет создана на основе уже существующей ЧеркесФЕД и должна начать работу в 2017 году).
"Ни один из важных для черкесов вопросов не стоит в повестке МЧА"
Утрата МЧА своих позиций в черкесском мире была ожидаема, считает один из основателей черкесского движения в России, руководитель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков.
"То, что происходит – было ожидаемо. Последние годы не стало полноценной организации, которая была бы легитимна и выражала интересы черкесов здесь в РФ и в диаспоре. Та же проблема сирийских черкесов, проблема гуманитарной катастрофы практически не стоит на повестке в МЧА. Они могут сказать, оппонируя мне, что они обращались куда-то, писали, а на самом деле нет публичных мероприятий, пресс-конференций, круглых столов, акций публичных, где эта проблема обсуждалась бы, ставилась", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Хатажуков.
В Сирии в ходе вооруженного конфликта бомбардировкам и обстрелам подвергаются и места проживания черкесов. Проживающие в Сирии черкесы неоднократно обращались к властям и общественности России с призывом о помощи. Прибывшие в России жаловались на трудности с легализацией и плохие условия для проживания.
По его словам, ничего не сделано МЧА и "по проблеме террористической войны, которая идет на территории Северного Кавказа".
"Очень важная проблема, касающаяся больше КБР, – террористическая война, которая идет на этой территории. С начала нулевых, по нашим данным, погибло до 1,5 тысячи молодых людей, подавляющее большинство которых – это черкесы (адыги) и с той, и с другой стороны (по данным Хатажукова, расчеты приблизительны и основаны на данных из открытых источников, в статистику включены: "убитые участники подполья, погибшие представители правоохранительных органов, мирные жители, пропавшие без вести, похищенные, те, кто подвергся внесудебным расправам, и те, кто погиб в Сирии". - Прим. "Кавказского узла"). Радикальная идеология, та ее форма, где отрицаются национальные ценности, национальная культура, начинает охватывать значительную часть адыгской молодежи. Вот эта проблема, казалось бы, должна была быть одной из самых приоритетных в повестке этой организации, но тема вообще не обсуждается", – сказал Хатажуков.
Он также отметил сворачивание национально-культурных программ в регионах. "В последние годы и не только в республиках, где проживают черкесы, идет сворачивание национально-культурных программ. После принятия закона об образовании и принятия республиками своих законов, практически мы идем к тому, что обучение родным языкам станет не обязательным. Общее время, выделяемое обучению родным языкам, резко сократилось. Книги на родных языках и по тематике, и по тиражам минимум в два раза количественно уменьшились", – отметил Хатажуков.
По его словам, эта проблема "начинает радикализовывать некоторую часть общества". "Если эти процессы будут идти таким образом, о чем мы можем говорить, о каком сохранении и возрождении? Это тоже не обсуждается", – заявил он.
"МЧА не реагирует на обострение черкесских проблем"
В 90-е годы, благодаря позиции властей, принятым резолюциям, проблема геноцида "ушла с первых строчек черкесской национальной повестки", однако сейчас идет процесс обострения отношений между государством и черкесами, считает руководитель Кабардино-Балкарского правозащитного центра Валерий Хатажуков.
"Сразу после начала перестройки была проделана огромная работа. Многие вопросы, стоящие перед черкесами, стали обсуждаться, решаться. Прошло множество разных конференций. Были приняты резолюции, где говорилось, что в отношение черкесов был самый настоящий геноцид. К черкесам обратился и Ельцин (президент России Борис Ельцин.- Прим. "Кавказского узла"), он не извинялся, но сказал, что это была захватническая политика колониальной России", – рассказал правозащитник.
Кавказская война 1763-1864 годов поставила адыгские народы на грань исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. 21 мая 1864 года в местечке Кбаада (современная Красная Поляна) в верховьях реки Мзымта парадом войск было отпраздновано окончание войны и утверждение русского владычества на Западном Кавказе. В разделе "Справочник" опубликованы справочный материал об этой войне "Кавказская война" и справка о народе "Адыги".
По его мнению, в результате этого, а также ряда иных мер, как то "принятия парламентами республик постановлений о геноциде в 1992-1994 годах", проблема геноцида "начала уходить с первых строчек черкесской национальной повестки".
"Но в начале 2000-х ситуация начинает резко меняться. Сегодня начинается радикализация. Черкесская общественность начинает выдвигать проблему геноцида опять", – констатировал Хатажуков.
По его мнению, "законы, принятые о репатриации, во всех республиках не работают". "Идет сворачивание репатриации. 21 мая (траурные мероприятия, посвященные Дню памяти жертв Кавказской войны, 21 мая ежегодно проходят в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также в других регионах. – Прим. "Кавказского узла") пытаются все эти годы сделать рабочим днем, чтобы он не отмечался в таких масштабах. В Москве не согласовали митинг в этом году. Про ситуацию с Олимпиадой было также много сказано. Все эти процессы обострили черкесскую проблему и никакой реакции на все эти вещи со стороны МЧА нет", – считает Хатажуков.
В России и за рубежом звучали призывы к бойкоту "Олимпиады на земле черкесского геноцида". Часть активистов против самой Олимпиады не выступала, призывая лишь к тому, чтобы в культурной программе Игр был представлен черкесский элемент. "Кавказский узел" в разделе "Справочник" опубликовал аналитический материал "Черкесский вопрос в Сочи: Столица Олимпиады или земля геноцида?" о том, как развивалась кампания черкесской общественности, и какие доводы озвучивались сторонниками Олимпиады и ее противниками.
"Акции протеста в диаспоре – вынужденные"
Диаспора по всему миру абсолютно лояльно относится к России, несмотря на все проблемы, уверен Хатажуков.
"Они хорошо осознают, что только на родине можно решить стоящие перед нами задачи. Эти акции протеста в диаспоре – вынуждены, они не против самой России, они против этой политики. Этот позор, когда не пустили черкесскую делегацию. Эти люди получили визы в российском консульстве, если бы к ним были какие-то претензии, визы бы им не дали", – заявил Хатажуков, отметив, что "МЧА не осудила это".
По его мнению, Россия должна наладить конструктивные отношения с вновь создаваемой международной структурой черкесов. "Надо наладить нормальные связи с той организацией, которая должна появиться и работать, продвигая интересы России с реальными людьми и силами, которые существуют. В самой Турции государственные деятели практически договорились до признания геноцида. Эти процессы идут", – отметил он.
По его мнению, "появление сегодня нормальной организации, которая будет пользоваться поддержкой как в России, так и по всему миру, в интересах России".
При этом Хатажуков допустил, что "центр тяжести может сместиться в Турцию". "Когда зарождалась МЧА – это была организация демократическая. Все, что там происходило – было с соблюдением процедур. Огромное значение здесь имеет независимость от властей. По существу, сейчас этого движения нет. Руководителя этой организации предлагают органы власти, она под их влиянием... Любые попытки противодействовать процессу (появления жизнеспособных черкесских структур) обречены, и это не в интересах России", – отметил он.
"Черкесские организации США и Европы поддержат создание неподконтрольной Москве структуры"
Черкесские организации США и Европы с энтузиазмом восприняли инициативу о создании альтернативной МЧА структуре, озвученную в Стамбуле, заявил представитель черкесской организации из США Ияд Йогар.
"Все знают, что из себя представляют так называемые МЧА и КАФФЕД (Федерация кавказских обществ Турции). Они имеют пророссийскую позицию, это не секрет ни для кого. Данная структура реально не функционирует. Поэтому мы поддерживаем создание альтернативной ассоциации, которая не была бы под контролем Москвы", – пояснил он корреспонденту "Кавказского узла".
По словам Йогара, если новая структура "будет действительно отражать интересы черкесов в позитивном ключе и цивилизованными методами, то черкесы США ее поддержат и присоединятся". "Единственная вещь, которая тут нужна, – это реальная организация, которой сейчас нет. Если будет хорошая структура, за пару лет мы сможем реализовать множество важных проектов", – сказал Йогар.
По его словам, организация, в которой он состоит, фокусирует свое внимание на гуманитарных проектах. "Наша организация, к которой я принадлежу, – "Международная черкесская платформа" прежде всего, акцентирует свою деятельность на гуманитарных проектах и на правозащитной деятельности в сфере черкесской проблематики. Также мы работаем над тем, чтобы в мире был признан геноцид черкесов. По нашему мнению, этот геноцид не завершился в 19 веке, он продолжается", – рассказал Ияд Йогар.
По его словам, "в настоящее время черкесы США не работают над образовательным направлением, например, курсами родного языка для детей и взрослых", но планируют развитие этих направлений деятельности в будущем.
"МЧА не видит угрозы раскола в связи с активизацией черкесского движения в Турции"
ЧеркесФЕД не сможет составить конкуренцию в работе МЧА и не сможет стать альтернативной структурой в черкесском мире, считает руководитель "Адыгэ Хасэ" Краснодарского края, член МЧА Аскер Сохт.
"Федерация черкесов Турции – это крайне малочисленная и локальная городская организация. Она не имеет разветвленной сети по Турции, и политическая позиция, которую она занимает, – агрессивно антироссийская. Отсутствие всякого взаимодействия с исторической родиной не дает оснований для доверия широких слоев черкесского общества", – пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Аскер Сохт.
По его мнению, у ЧеркесФЕД "нет потенциала на статус не только международной черкесской ассоциации, но даже общенациональной турецкой черкесской организации". "Единственное, с кем они могут взаимодействовать, – это ряд организаций США и какие-то группы, даже не организации, в Европе, не более того", – уверен Аскер Сохт.
Сохт также полагает, что это объединение не найдет сторонников в России среди существующих черкесских организаций. "Сомнительно, что кто-либо повернется в их сторону из российских Хасэ. И надо понимать, что сама организация черкесов Турции не ориентирована на работу на территории РФ с черкесским населением и неправительственными организациями", – заявил он, отметив, что "у них нет базы для взаимодействия и точек соприкосновения".
По мнению Сохта, взаимодействовать с ЧеркесФЕД могут "Черкесская платформа" и "Черкесская инициатива", активисты которых есть в РФ.
"Черкесские организации не могут составить конкуренцию МЧА в общественной деятельности"
До настоящего времени на общественном поле конкуренцию в работе МЧА никто не составил, считает Сохт.
"МЧА проводила детские обмены, занималась образованием черкесов из-за рубежа в РФ, различными гуманитарными контактами и поддержкой соотечественников за рубежом. Структуры, которая это заменит, – не существует. В том числе и государственные комитеты по делам соотечественников существуют номинально, за рубеж не выезжают, мало знают, что там происходит, и более ориентированы на работу внутри страны", – отметил Сохт.
По его словам, "доля оправданной критики по отношению к МЧА есть". "Но, если мы ранее, в отсутствии каких-либо госинститутов, все взваливали на плечи общественной организации, то сегодня есть госкомитеты, и воспринимать МЧА как некий госинститут, решающий все и вся по взаимодействию с зарубежьем, не совсем корректно. Это НПО, хоть и имеет международный статус", – заявил он.
При этом он также отметил пассивность в деятельности черкесов Иордании, Израиля, США, Западной Европы в вопросах развития черкесского движения. "Первый вопрос надо ставить так: а что сделали в этих странах? Если они ничего не сделали, а постоянно ждут что-то с исторической родины, то это не минус МЧА, а минус этих организаций. Кто мешает "Адыгэ Хасэ" КЧР иметь партнеров в Турции, Израиле, Иордании? То же самое касается "Адыгэ Хасэ" КБР. Видеть МЧА, где собираются все российские и зарубежные организации, как некую ответственную зону – это необосновано и политически мотивировано", – заявил Аскер Сохт.
По его мнению, "никогда центр черкесов не удастся увести с Кавказа". "Это все бутафория, не выдерживающая критики, и у нас достаточно сил, средств, рычагов, чтобы повлиять на черкесов зарубежья и эти структуры никогда не наберут нужного веса", – заключил Сохт.
"Возможно переподчинение членов МЧА"
Сотрудничество между ЧеркесФЕД и организациями Северного Кавказа будет налаживаться, считает председатель движения "Кабардинский конгресс" Аслан Бешто.
"Насколько хватает моей информированности, полностью стать аналогом МЧА не получится ни у какой организации, в силу того, что МЧА стала одной из ветвей госвласти для контроля над одной из этнических групп РФ и контроля соотечественников за рубежом. ЧеркесФЕД возникла примерно три года назад, в нее до недавнего времени входило 27 черкесских Хасэ. Она являлась неким конкурентом в общественном поле для КАФФЕД, куда помимо черкесских входят и осетинские общественные организации, дагестанские, чеченские и абхазские, которые недавно выделились в АбхазФЕД, но и в КАФФЕДе остались, при этом черкесов в свою федерацию не допускают", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Бешто.
По его словам, ускорение процесса появления альтернативной МЧА структуры связано с "игнорированием Россией проблемы сирийских беженцев, недопущением соотечественников на территорию РФ, бюрократизацией вопросов репатриации".
"Все это преподносилось в прессе достаточно объективно. Плюс в Турции ЧеркесФЕД получила свое политическое крыло под названием "Плюралистическая демократическая партия". Это две дополняющие друг друга структуры, занимающиеся общественным и политическим пространством. На прошлых выборах они не смогли попасть в парламент, но это была проба пера, и, начиная с этого времени, они более агрессивно и масштабно начали вести свою агитацию, и у них есть все шансы", – считает Аслан Бешто.
Бешто отметил, что "не знает об организациях на территории Северного Кавказа, с которыми бы велись переговоры о вступлении в черкесскую федерацию". "Но то, что сотрудничество рано или поздно будет налаживаться – в этом нет никаких сомнений, просто потому, что общественное пространство не может быть узурпировано одной организацией", – отметил он.
Бешто также допустил переподчинение членов МЧА. "Это общественная структура, там живые люди и организации, потому возможно их переподчинение. Около месяца назад порядка семи Хасэ, входящих в КАФФЕД, перешли в ЧеркесФЕД", – заявил Бешто.
Он также отметил существование иных, претендующих на транснациональность проектов в черкесском движении. "Недавно было озвучено о создании новой транснациональной организации "Черкесская полития". Структуры, выбивающиеся из ряда общественных организаций и претендующие на новый статус в мире, свидетельствуют о ренессансе в черкесском движении", – заключил Бешто.
По мнению Бешто, МЧА "будет реагировать так или иначе на возникающие вызовы".
"Черкесские интересы тонут в кавказской повестке существующих федераций"
Любая организация, претендующая на наименование "черкесской", должна представлять интересы черкесов. Ни МЧА, ни входящие в нее организации абхазов и КАФФЕД, не являются по сути и де-факто черкесскими, считает черкесский активист Беслан Теуважев.
"Одна – абхазская, вторая – кавказская. Следовательно, черкесские интересы тонут в общекавказских. ЧеркесФед ничем в этом плане не лучше, чем КАФФЕД и МЧА. Это – не черкесская организация, это – организация кавказских народов. Адыги не против единой кавказской организации, в которую входили бы лучшие сыны народов Кавказа. Адыги против того, чтобы это выдавалось за голос адыгов", – подчеркнул он.
По словам Теуважева, вновь создаваемая организация заслужит внимания со стороны черкесов России, однако это "полумера для адыгов". "Я черкес-адыгэ, для меня, как и для любого другого человека, всегда в приоритете проблемы своей семьи, рода, нации. А то, что конструируется сейчас, – это межнациональная организация. Черкесов-адыгов много. Нельзя говорить за всех. Они не представляют из себя цельный монолит. Будут те, кто вольется в новую структуру, и те, кто поверит. И из числа тех, кто разочаровался в МЧА и из числа тех, кого в МЧА не включали. Вариантов сценария много", – отметил он.
Однако, по мнению Теуважева, "адыгам нужна единая черкесская (адыгская) межрегиональная организация, открытая, соответствующая классическому Хасэ". "Почти все нынешние Хасэ – это закрытые общественные организации. Классическое Хасэ – это свободное собрание достойных", – пояснил Теуважев.
"Кавказский узел" освещает деятельность черкесских организаций и положение черкесов в регионах Кавказа на тематической странице "Черкесский вопрос".