Экономисты сочли выполнимыми обещания властей Грузии о повышении пенсий
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Обещанная властями Грузии индексация пенсий в 2016 году посильна для бюджета, хотя для этих денег можно найти лучшее применение, заявил экономист Вахтанг Чарая. Власти способны увеличить пенсии еще больше, если урезать неэффективные программы, считает экс-глава Нацбанка страны Роман Гоциридзе.
Как писал "Кавказский узел" писал, индексация пенсий в 2016 году в Грузии должна составить 12,5%, а средние зарплаты учителей вырастут на 50%. Об этом 27 ноября заявили власти страны. Таким образом, размер пенсий возрастет на 20 лари (8,3 доллара) и составит 180 лари (74,8 доллара). Оппозиционное "Единое национальное движение" требует увеличения с 2016 года возрастных пенсий на 50 лари (20,84 доллара) и проводит сбор подписей под этой инициативой.
Чарая: сейчас не лучшая ситуация для индексации пенсий
Власти, безусловно, смогут поднять пенсии на обещанную сумму, хотя это решение не является удачным в нынешней экономической ситуации, считает директор центра анализа и прогнозирования Тбилисского госуниверситета Вахтанг Чарая.
"Для бюджета в 10 миллиардов лари (4,19 млрд доллароа) это возможно. Проблема только в том, что переброс этой суммы на пенсии нежелателен в условиях замедленного экономического роста и на фоне нестабильности в регионе", – сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
По словам экономиста, хотя пенсии в Грузии очень малы не только по сравнению с Европой, но и постсоветскими странами, рост пенсий в условиях и так социально ориентированного бюджета для грузинской экономики – дополнительный груз.
"Формально для увеличения пенсии ни у одного министерства не урезали необходимую сумму, хотя факт, что было возможно распределение этой суммы в другое русло. Например для создания новых рабочих мест или предоставления условий на экспорт продуктов. Тут же хочу отметить, что росту объема пенсий, помимо инфляции, также мешает стабилизация национальной валюты в нынешнем обменном курсе", – сказал Чарая.
В ноябре-декабре 2014 года произошла резкая девальвация национальной грузинской валюты. Правительство представило антикризисный план для привлечения инвестиций, но оппозиция резко раскритиковала его. До девальвации у лари по отношению к доллару был плавающий курс на отметке 1,7-1,75, а сейчас он составляет 2,4.
Гоциридзе: дополнительные средства на пенсии можно найти при отмене неэффективных программ
Власти способны выполнить свое обещание и поднять пенсию на 20 лари, хотя требование оппозиции тоже выполнимо, считает экономист Роман Гоциридзе, возглавлявший Нацбанк Грузии с 2005 по 2007 год.
"Для того чтобы поднять пенсии на 20 лари, с 2016 года требуется 90 миллионов лари (37 млн долларов). А оппозиция говорит, что нужно увеличить на 50 лари, на это требуется 225 миллионов лари (94 млн долларов). И здесь мы стоим перед дилеммой: откуда достать необходимую сумму денег из бюджета. По мнению оппозиционной партии, нужно сократить раздутые штаты как в центральном, так и в местном бюджетах", – пояснил он.
Гоциридзе согласен с позицией ЕНД, но, по его мнению, требования оппозиции "очень сложно выполнить, и тем более в предвыборный период правительство этого не сделает".
Когда правительство представило в парламенте первый вариант бюджета 2016 года, оно изъяло из него "Пахотно-посевную программу", на которую за три года было потрачено 310 миллионов лари, однако затем программу в бюджет вернули. По мнению Гоциридзе, субсидирование в рамках этой программы было неэффективным.
"На эти же деньги можно было намного больше полезного сделать в сельском хозяйстве. После двух недель, когда правительство предоставило новую версию бюджета, на эту программу все же выделили 40 миллионов лари. Если отменить ее, то сегодня же у нас появятся 40 миллионов лари!" – подчеркнул он.
Эксперт убежден, что нынешняя бюджетная политика страны в целом направлена на субсидирование различных программ.
"Правительство любит слово "поощрять", и вот у нас в Грузии сейчас поощренческая экономика. Это пережиток мышления советского периода. Если таких программ не будет, то около 200 миллионов лари освободятся, и можно будет ими пенсию и зарплату повысить", – подытожил Гоциридзе.