Евросуд осудил Россию за нерасследование смерти жителя Чечни при теракте

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Компенсацию в размере 30 000 евро присудил Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жительнице Чечни по ее жалобе на нерасследование гибели ее мужа при теракте в 2001 году.

Решение по жалобе было вынесено вчера, 16 апреля.

Заявительница Киса Межиева сообщила о смерти ее мужа Мауды Межиева - водителя маршрутного автобуса, который погиб в результате взрыва 6 марта 2001 года, когда его автобус переправлялся через реку Сунжа в Грозном по мосту. Сама женщина была тяжело ранена при этом.

В материалах дела говорится, что взрыв произошел после того, как военные разрешили автобусу проехать по мосту, ранее перекрытому для движения в тот день. После взрыва федеральные силы перекрыли все возможные доступы к мосту и не позволили машине "скорой помощи" подъехать к раненым пассажирам. Однако водитель другого микроавтобуса и водитель "скорой" смогли донести некоторых пассажиров до своих машин, а затем отвезти их в госпиталь. Мауды Межиев умер в госпитале примерно через 15 минут после того, как его доставили в это медучреждение.

Евросуд постановил, что расследование событий 6 марта 2001 года было неэффективным, но он не смог доказать вне разумных сомнений, что представители федеральных сил непосредственно несут ответственность за смерть Мауды Межиева.

Также суд установил, что расследование взрыва на мосту неоправданно и чрезмерно затягивалось, и что заявительница не получила полноценного доступа к материалам дела, и поэтому расследование не соответствовало должному уровню общественного контроля.

"Несмотря на то, что суд не признал, что Россия напрямую несет ответственность за смерть мужа заявительницы, факты данного дела свидетельствуют о том, что действия федеральных сил требуют особой проверки. Военнослужащие, которые дежурили на мосту, должны были, по крайней мере, разрешить машине "скорой помощи" незамедлительно проехать к месту происшествия. Если бы военные сделали это, то, возможно, сохранили бы жизнь мужу заявительницы", - прокомментировал решение директор по правовой работе организации "Астрея" Григор Аветисян.

ЕСПЧ присудил заявительнице 30 тысяч евро за моральный ущерб, говорится в сообщении на сайте правозащитной организации "Правовая инициатива по России" (SRJI).

Евросуд признал нарушение Россией статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции о правах человека  в ее процессуальном аспекте, а также помимо компенсации морального вреда присудил заявительнице 3 тысячи евро в качестве компенсации судебных издержек, говорится в сообщении на сайте суда.

Комментариями от представителей властей России относительно этого решения Евросуда "Кавказский узел" не располагает.

Ранее "Кавказский узел" писал о других решениях ЕСПЧ по жалобам жителей Чечни. Так, 26 марта стало известно о том, что компенсацию морального вреда в размере 79,5 тысячи евро Евросуд присудил родственникам задержанных силовиками в республике в 2005 году братьев Жебраиловых, судьба одного из которых до сих пор неизвестна. 16 февраля вступили в силу четыре решения Европейского суда по правам человека по жалобам от жителей Чечни. По ним Россия должна выплатить заявителям 2 млн 651 тысячу евро компенсаций.

Автор: