Проблемы в экономике отвлекают россиян от ситуации на Северном Кавказе, считают социологи "Левада-центра"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Количество россиян, оценивающих обстановку на Северном Кавказе как благополучную, совпадает с количеством тех, кто расценивает ее как напряженную и взрывоопасную - об этом говорят данные последнего опроса "Левада-центра". По мнению социологов, информация о происходящем в регионе для россиян менее значима, чем события на Украине и ситуация в экономике.
Как сообщал "Кавказский узел", согласно данным опроса "Левада-центра" 21-24 марта 2014 года, у населения России наблюдался всплеск оптимизма по отношению к ситуации на Кавказе по сравнению с результатами проведенного 24-27 января 2014 года опроса. Согласно данным опросов, проведенных в мае, августе, сентябре и ноябре того же года, россияне, оценивая ситуацию на Северном Кавказе как напряженную, сохранили оптимизм по отношению к ней. По мнению социологов, это свидетельствует о переключении внимания населения на украинские события.
Как благополучную и спокойную обстановку на Северном Кавказе оценивают 44% респондентов, показал опрос
Согласно опросу "Левада-центра", проведенному 23–26 января, как благополучную и спокойную обстановку на Северном Кавказе оценивают 44% респондентов (в ноябре 2014 таковых было 49%). Напряженной ситуацию в регионе посчитали 40% опрошенных (в ноябре 2014 их было 37%), как критическую и взрывоопасную - 4% (в ноябре таких было 2%), 12% затруднились с ответом.
Говоря о будущем региона, 19% опрошенных сочли, что она улучшится (в ноябре 2014 года таких было 24%), 13% - что ухудшится (в ноябре – 12%), 51% - что останется без изменений (в ноябре – 47%), и 17% затруднились с ответом (в ноябре их было столько же – 17%).
Отвечая на вопрос, удастся ли в конце концов наладить положение в регионе, 32% респондентов высказали мнение, что это удастся сделать в ближайшее время (в июле 2014 года таких было 25%), 28% опрошенных заявили, что на это потребуется много лет (в июле 2014 таких было 37%), 20% поддержали точку зрения: "Думаю, что это вообще не удастся, и Чечня десятилетиями будет оставаться источником напряжения и конфликтов в России" (в июле 2014 – 19%).
5% респондентов считают, что урегулирование вообще не удастся, и рано или поздно Чечня, а возможно, и другие республики Северного Кавказа отделятся от России (в июле 2014 года такого мнения придерживались 7% опрошенных). 16% затруднились с ответом (в июле 2014 года количество затруднившихся составило 12%).
Отдельные вопросы январского опроса были посвящены главе Чечни Рамзану Кадырову. 35% опрошенных заявили, что испытывают к нему уважение или симпатию, 38% полагают, что деятельность Кадырова привела к установлению полного контроля клана Кадырова над Чечней.
26% респондентов сочли, что таким образом было достигнуто умиротворение Чечни, 9% увидели нарастание конфликтов между кланом Кадырова и другими чеченскими кланами, 4% - нарастание хаоса и беспорядка в Чечне, по 3% - изоляцию Чечни от России и нарастание антирусских настроений. 22% затруднились с ответом.
Опрос проводился по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны (статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%).
Информация о ситуации на Северном Кавказе остается для россиян на втором плане, отмечают социологи
Результаты январского опроса демонстрируют неизменность отношения россиян к ситуации в регионе, заявил, комментируя его итоги, директор "Левада-центра" Лев Гудков.
"Те изменения, которые есть – это в рамках статистической погрешности. Изменения в рамках 5% - это фактически стабильность", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Лев Гудков.
Подобную стабильность он связал с посткрымской эйфорией россиян и начинающимся экономическим кризисом.
"Информация с Северного Кавказа пригашена, подается на третьем плане. А главное - сейчас людей заботит экономический кризис, что будет с ними, с доходами. Даже ситуация на Украине отходит на второй план перед проблемами в экономике, а уж ситуация на Северном Кавказе – тем более", – подчеркнул директор "Левада-центра".
Что касается высокого рейтинга главы Чечни, Лев Гудков подчеркнул, что Кадыров воспринимается как пропутинский политик, и на него падает отсвет высокого рейтинга президента.
"Кроме того, Кадыров, как и Жириновский, играет на том, о чем вынужден умалчивать официальный истэблишмент", – заключил эксперт.
Как свидетельство начала, хотя и медленного, эрозии того высокого уровня уверенности в благополучной обстановке в регионе, который сложился в 2014 году, расценил результаты опроса сотрудник социологической организации Денис Волков.
"Можно говорить о начале нормализации отношения к Северному Кавказу после необоснованного взлета оптимизма в 2014 году, не подкрепленного какими-то событиями, которые реально говорили бы об улучшении ситуации. Отношение к ситуации в регионе зависит не от реальной ситуации там, а, скорее, от общего ощущения респондентами положения в стране", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Денис Волков.
Он считает, что высокая популярность Кадырова держится на нескольких составляющих: ощущении, что именно он контролирует ситуацию в Чечни и его политики в рамках противостояния с Западом, что рельефно проявилось в высказываниях лидера Чечни после парижского теракта.
"Все вместе дает достаточно позитивную оценку – именно в рамках образа защитника традиционных ценностей", - отметил Денис Волков.