Сдержанная реакция мусульман Северного Кавказа на теракт в Париже объясняется усталостью от конфликтов, считают эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Мусульмане Северного Кавказа сдержанно реагируют на теракт в Париже, антиисламскую риторику и в целом на проблему публикации карикатур на пророка Мухаммада из-за усталости от конфликта в их регионе, заявили корреспонденту "Кавказского узла" ученые-исламоведы Ахмет Ярлыкапов и Алексей Малашенко.
7 января 2015 года в ходе вооруженного нападения на офис редакции сатирического журнала Charlie Ebdo в Париже были убиты 12 человек, включая двух полицейских. Занимая левые и светские позиции, журнал несколько раз публиковал карикатуры на ислам и лично пророка Мухаммада, за что подвергался критике, в том числе со стороны мусульман Азербайджана, которые провели в Баку серию акций протеста в сентябре 2012 года. При этом информация о проведении подобных акций жителями Северного Кавказа не поступала.
Ярлыкапов: жителей Северного Кавказа больше интересуют другие проблемы
Жители Северного Кавказа и в целом России "устали от феномена терроризма", считает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов,
"С точки зрения реакции на события во Франции, Россия очень блекло выглядит даже относительно Турции и всех остальных мусульманских регионов. Это может и не хорошо, но и с другой стороны – это показатель усталости российских граждан от террора и от самого феномена терроризма. Если для Европы это один из крупных терактов после 2011 года [теракт в Норвегии], то для России теракты являются достаточно частым явлением, особенно на Северном Кавказе. Но если люди не выходят и не заявляют об этом открыто, то кавказский сегмент Интернета очень активно выражает свое мнение в соцсетях по поводу произошедшего во Франции теракта", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Ахмет Ярлыкапов
Эксперт также полагает, что "открытый публичный протест переместился в виртуальную сферу", связав это с "разочарованностью в эффективности и результативности акций".
"Значительная часть активности ушла в сферу соцсетей, люди не спешат выражать свое мнение открытым способом", - считает эксперт.
При этом, как отметил Ахмет Ярлыкапов, жители Северного Кавказа проводят протестные мероприятия в том случае, если проблема касается их лично.
"В том же Дагестане бывают серьезные протестные выступления, люди собираются, и на митингах открыто выражают свое мнение в реальном, публичном пространстве. Люди привыкли выходить на подобные акции, когда затрагиваются жизненно важные вопросы, к примеру, тот же земельный вопрос. И, наверное, у них нет такой необходимости выходить на протесты, когда это связано с мировыми проблемами или проблемами, связанными с мировым исламом. У кавказцев, наверное, больше других насущных проблем и больше других поводов выходить на улицы, нежели эти поводы [теракт в Париже]", - заключил Ярлыкапов.
Малашенко: на Кавказе даже радикальные мусульмане устали от конфликтов
Сдержанная реакция мусульман Северного Кавказа на карикатуры на пророка Мухаммада связана с "усталостью от двух чеченских войн", считает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
"На Кавказе реакция на антиисламские выпады проходит мягко, поскольку регион пережил две чеченские войны, со всеми жестокостями, и даже радикальные мусульмане устали от этого. На Северном Кавказе не получиться делать то, что делает ИГИЛ с отрезанием голов на Ближнем Востоке. Потому что это будет просто меньшинство, потому что люди этого не хотят. Но люди поддерживают исламскую альтернативу, они поддерживают шариат, поскольку российские законы не работают, мы это прекрасно знаем", - сказал ученый.
Вместе с тем эксперт считает неизбежным конфликт цивилизаций, "решения для которого в настоящее время нет". "Сегодня о мусульманах судят по радикальному, экстремистскому направлению. Если говорить честно, избегая политкорректности, — это конфликт цивилизаций. Только на острие мусульманской цивилизации более заметны даже не радикалы, а экстремисты", - сказал Алексей Малашенко.
По мнению исламоведа, тема религиозной идеологии "будет актуализироваться как в России, так и в Европе". "Европа убеждала себя, что религия – это наше прошлое. Это не прошлое, а наше настоящее и будущее, мы выхода не видим, а весь этот разговор про диалог - мы даже не знаем, с кем конкретно разговаривать. С радикалами? А кто такие радикалы? В чем разница между ними и экстремистами? Мы должны разговаривать с оппонентами, с противниками, тогда будет диалог", - отметил Малашенко.
Убийства в защиту религиозных чувств являются следствием "гипертрофии религиозного начала", также считает Малашенко, вспомнив убитого в Северной Осетии 26 мая 2011 года за антиисламский стих поэта Шамиля Джигкаева.
В убийстве Джигкаева был обвинен прихожанин владикавказской мечети Давид Мурашев, убитый в ходе КТО 31 мая 2011 года, при этом расследование убийства не проводилось, а вслед за Мурашевым последовали массовые аресты активистов владикавказской мусульманской общины по обвинению в незаконном хранении оружия и наркотиков.
Сагитов: в обществе отсутствует культура протеста на такие скандалы
Относительно мягкая реакция мусульман Северного Кавказа на карикатурный скандал обусловлена "отсутствием культуры протеста в обществе и религиозными запретами", заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" житель Дагестана Амир Сагитов.
"Многие [мусульмане] считают участие в протестных акциях запрещенным с точки зрения ислама. Однако одной из главных причин является опасение репрессий со стороны представителей власти", - считает Амир Сагитов.
Тем не менее, по его словам, мусульмане Кизляра в сентябре 2012 года провели акцию протеста в связи с выходом скандального фильма "Невинность мусульман".
"В шествии приняло участие от 800 до 1000 человек. Люди шли от соборной мечети до городского парка в Кизляре. К митингующим присоединились и прихожане других мечетей", - рассказал Амир Сагитов.
После проведения протестного мероприятия на видеохостинге YouTube был размещен видеоролик о событии. На видео есть кадры, на которых видно, как участники акции сжигают флаги США и Франции.
Уроженец Дагестана: в Австрии заметно обострились опасения исламизации
Теракт в Париже пока не оказал существенного влияния на положение мигрантов с Северного Кавказа в Европе, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель Дагестана по имени Адам, получивший политическое убежище в Австрии.
Вместе с тем, по его словам, в Австрии заметно обострились "опасения исламизации, что выражается в ряде дискриминационных мер".
"Уровень исламофобии растет, были и античеченские настроения. Но это в первую очередь обусловлено участием выходцев с Северного Кавказа, проживающих в Австрии, в конфликте в Сирии. Недавно вышел новый закон, что все маленькие мечети, где прихожан не более 300 человек, будут закрывать", - рассказал уроженец Дагестана.
31 мая 2011 года суд в Дании приговорил к 12 годам тюрьмы 25-летнего гражданина России, выходца из Чечни Лорса Дукаева за изготовление и подрыв бомбы в отеле Копенгагена. Согласно версии следствия, россиянин также планировал отправить бомбу по почте в издательство газеты "Юлландс-Постен", опубликовавшей в 2006 году карикатуры на пророка Мухаммеда.
Представители диаспоры заявления относительно событий в Париже пока не делали, заметил мужчина.
"По поводу Франции реакции не было, было по поводу Сирии. Чеченцы сняли видеофильм, в котором рассказывается об их религиозной культуре, традициях, что они всю жизнь молились, но не носили черные одежды, всегда праздновали мусульманские праздники. Также чеченские спортсмены высказывали позицию с осуждением тех, кто уехал в Сирию, оправдывали это тем, что детство многих прошло на войне, у людей нарушена психика, потому некоторые принимают столь радикальные решения", - сказал проживающий в Австрии уроженец Дагестана.