Голодовка в Дагестане привлекла большое внимание к проблеме Карамана, считают эксперты
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Голодовку таркинцев в Карамане можно считать эффективной, поскольку она привлекла повышенное внимание властей к земельному конфликту в регионе, а также связанными с ним проблемами коррупции, считают опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" эксперты.
Как сообщал "Кавказский узел", с 10 ноября в Карамане проходила голодовка жителей таркинских сел с требованием восстановить в Махачкале Таркинский район, включив в него территории Карамана и гору Тарки-Тау. Участники акции проводили ее посменно. 7 декабря на расширенном собрании актива поселков Тарки, Кяхулай и Альбурикент было принято решение прекратить голодовку и перейти к другим формам мирного протеста.
Местность Караман (Черные Камни) расположена около Махачкалы. На территории в Карамане претендуют жители лакских сел Кумторкалинского района, а также кумыкских селений Тарки, Кяхулай и Альбурикент. Последние, ссылаясь на исторические документы, утверждают, что эти земли принадлежат им, и просят признать их репрессированным народом. "Кавказский узел" подготовил справку об истоках конфликта и его современной истории.
Таркинский джамаат: власть относится к нам враждебно
7 декабря в связи с прекращением голодовки представители общин поселков Альбурикент, Кяхулай, Тарки приняли заявление, которое 10 декабря было опубликовано в группе "Тарки-Караман" в социальной сети Facebook.
"Весь период своего мирного протеста с весны 2012 года мы тщательно избегали противостояния с властью и искали диалог и понимание. Доказательно и документально показали власти всю коррупционную машину по разбазариванию наших колхозных земель – наследия наших предков, где мы осуществляем сегодня общественный контроль. Такая же ситуация и на остальных наших землях. Но власть глуха и слепа, лжива и коварна, когда дело касается защиты интересов коренных общин", – говорится в заявлении.
Власть в Дагестане относится к таркинцам враждебно, и со сменой главы региона это не изменилось, продолжают авторы заявления. По их мнению, созданные в правительстве комиссии максимально затягивают решение караманского вопроса, а правоохранительные органы и суды вместо того, чтобы бороться с коррупцией, покрывают и защищают коррумпированных чиновников.
Власти подталкивают нас на массовые акции протеста
"Оборотни в погонах… состряпали фальшивое уголовное дело против наших активистов и намеренно терроризируют наших общественников - кого арестами и обысками, кого допросами. А к кому-то присылают домой разнообразных "решальщиков" и угрожают, пытаясь запугать. Этим самым они подталкивают нас на массовые акции протеста и неуправляемый гнев", – подчеркивается в заявлении.
Авторы документа назвали голодовку реакцией на действия чиновников и правоохранителей.
"Она была направлена на то, чтобы обратить внимание властей на существующее положение. Мы выразили свой протест, довели его до властей и общественности, в очередной раз изложили свои проблемы", – заявляют они.
В заключении обращения говорится, что организаторы голодовки готовы к продолжению конструктивного диалога с властями, если этому не будет препятствовать "деструктивная позиция" и действия чиновников и правоохранительных органов.
"Если мы не найдем понимания и власть будет продолжать игнорировать нас и наши требования; чиновники продолжат саботаж наших вопросов, а МВД свое давление – мы твердо намерены вести дальше борьбу за свои права, всеми законными, ненасильственными методами", – сказано в заявлении.
Мурзаев: участники голодовки подняли важные вопросы
Ситуация в Карамане обсуждалась 10 декабря на заседании Кумыкского национального совета, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" исполнительный директор некоммерческого партнерства "Толеранс" Абсалитдин Мурзаев.
"Высказывались разные мнения. Многие джамааты хотят проявить солидарность и продолжить голодовку в Карамане, подхватить эстафету. Звучали предложения, чтобы представители разных районов голодали каждую неделю, сменяя друг другу. Это предложение высказывалось и ранее. Например, представитель Нижнего Казанища говорил, что они готовы присоединиться к акции, так как считают требования таркинцев справедливыми", – рассказал Мурзаев.
Однако, по его словам, окончательное решение по этому вопросу пока не принято, поскольку необходимо дождаться реакции федерального центра.
"Полпредству президента в СКФО известно об этой голодовке. Будем надеяться, что они примут какое-то решение", – сказал Абсалитдин Мурзаев.
По его мнению, сказать, что голодовка была бесплодной, нельзя.
В Дагестане мы наблюдаем большое желание установить персональную диктатуру
"В Дагестане мы наблюдаем большое желание установить персональную диктатуру, и когда один человек решил делать всю политику, когда нет места для выражения других мнений, для волеизъявления, голодовка представляется единственной приемлемой акцией, чтобы заострить внимание на своем вопросе. И она получила достаточное звучание, освещалась в республиканских газетах", – отметил Мурзаев.
Он также рассказал, что первый заместитель полномочного представителя президента в СКФО Михаил Ведерников побывал в Дагестане во время голодовки.
"Это уже федеральная оценка должна быть этой ситуации. Сам глава республики заявил, что это федеральные земли и республика не может решать вопрос. Полпредство в СКФО – это структура администрации президента России, благодаря этой голодовке может проявиться более ясная позиция в решении вопроса", – считает Абсалитдин Мурзаев.
Он добавил, что благодаря акции на повестку дня встал вопрос о создании Таркинского района.
"Почему власти республики в лице Народного собрания игнорируют это требование? Махачкала уже почти миллионный город, в интересах республики, в интересах оптимизации управления необходим четвертый район в столице. И это безотносительно к требованиям таркинцев. Это пригородные сельскохозяйственные поселки, почему в воздухе зависает вопрос о праве их на местное самоуправление?", – подчеркнул правозащитник.
Еще одной важной проблемой, которую подняли участники голодовки, является, по оценке Мурзаева, коррупция при распределении земли.
"Со стороны инициативной группы Карамана ставится вопрос: почему коррупционные сделки, совершенные на этой территории, которая стала землей наживы, не расследуется? Провозглашается борьба с коррупцией, "очищение", "обеление" – но это лозунги и не более. Лидерам таркинцев хотят приписать ущерб. А кто будет возмещать ущерб и нести ответственность за особняки, которые там отстроены? Почему Росимущество, к которому относятся эти земли, не предъявляет иски тем, кто эти территории присвоил?", – заявил он.
Мурзаев считает, что подобные вопросы не расследуются должным образом, чтобы не поднимать "очень большие коррупционные пласты", а голодовка еще раз обратила внимание на эту проблему.
5 ноября в школьном спортзале в Альбурикенте состоялось собрание общественности кумыкских сел, на нем готовность присоединиться к голодовке выразили более ста человек. Тогда же голодовка была объявлена бессрочной. Акция была прекращена в связи с тем, что власти, по оценке голодающих, никак не реагировали на их требования.
Расулов: караманцам следует объединиться с другими общественными движениями
У гражданских сил в Дагестане не осталось других форм выражения протеста, кроме голодовок, считает руководитель аппарата регионального отделения партии "Справедливая Россия" Руслан Расулов.
"Режим диктатуры, фактически установленный Абдулатиповым в Республике Дагестан, лишил дагестанцев других способов проведения акций, предусмотренных Конституцией. Митинги, шествия, собрания – они исключены из общественной жизни. Их просто запрещают, не дают проводить", – заявил он в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
Расулов также считает, что голодовка имела определенный эффект.
"Любая акция так или иначе дает определенные результаты. Во-первых, караманцы еще больше сплотились. Во-вторых, и караманцы, и все дагестанцы убедились, что власть не способна и не хочет решать проблемы народа. Эта акция еще раз показала пропасть между обществом и властью", – считает Руслан Расулов.
Лидер справедливороссов призвал караманцев объединить усилия с другими общественными организациями.
"Единственное, что мне как правозащитнику очевидно – что караманцы упустили шанс получить взаимодействие с другими общественными организациями, с другими участниками движения против произвола власти. Сейчас "Справедливая Россия" и общественные движения призывают объединяться, только совместными усилиями можно принудить антинародную власть соблюдать Конституцию РФ в Дагестане и решать проблемы, которые озвучивают те или иные социальные группы", – убежден Руслан Расулов.
Набиев: голодовка была попыткой политического давления на власть
Голодовка была спровоцирована борьбой за власть в республике, говорит в свою очередь правозащитник, руководитель Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев.
"Это была попытка политического давления на руководство. Игра некоторых лиц, которые никак не смирятся с новой властью, хотят во что бы то ни стало уронить рейтинг Абдулатипова, показать его несостоятельность, неспособность управлять местными элитами", – сказал Исалмагомед Набиев корреспонденту "Кавказского узла".
По его мнению, за оппозиционерами в Дагестане стоят более крупные фигуры в Москве.
"Думаю, игроки – те, кто сидят в Москве и претендуют на власть в республике. Людей с таким потенциалом не так много – Ильяс Умаханов (зампред Совета федерации. - Прим. "Кавказского узла"), Магомедсалам Магомедов, они и управляют оппозиционным движением здесь", – считает профсоюзный лидер.
Требования таркинцев представляются ему незаконными, поскольку от Абдулатипова требуют в обход закона выделять земли по национальному признаку.
"Это неправильно. Не бывает кумыкских или аварских земель. Бывают частные, муниципальные, республиканские, федеральные. Вопрос надо ставить иначе: почему на землях лесного фонда, в рекреационной зоне стоят особняки нуворишей? Так вопрос надо ставить, а не обособляться в кумыкскую проблему. Они требуют вернуть земли, которые принадлежали им еще в досоветский период. Но если все сейчас начнут возвращаться к истокам и требовать вернуть все, что было конфисковано при коммунистах, что получится? Придется разрушать все, что было построено за многие годы", – подчеркнул Набиев.
"Кавказский узел" на тематической странице "Борьба за Караман" публикует материалы о ситуации, складывающейся вокруг местности Караман в Дагестане.