В Баку оглашение решения суда по жалобе журналиста Фархадоглу на прокуратуру назначено на 8 декабря
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Ясамальском районном суде Баку сегодня на процессе по рассмотрению жалобы корреспондента агентства Turan и радио "Голос Америки" Тапдыга Фархадоглу на действия следователя Ясамальской районной прокуратуры Мубариза Асадова, состоялся просмотр видеоматериалов. Судебное заседание прошло в закрытом режиме. Объявление решения суда назначено на 8 декабря.
Как сообщал "Кавказский узел", 20 февраля более 100 студентов Бакинского государственного университета (БГУ) вышли на акцию против повышения платежей за переэкзаменовку. Службы безопасности БГУ и полиция пытались противодействовать акции. При этом пострадали и журналисты. Неизвестный в штатском, руководивший действиями сотрудников охраны, повредил камеру корреспондента агентства Turan Тапдыга Фархадоглу и ударил фоторепортера этого агентства Этимада Будагова.
Ясамальская районная прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела по факту избиения Фархадоглу. Решение об отказе в возбуждении дела было принято еще 10 мая, однако на руки журналист его получил только 12 сентября. Представляющий интересы журналиста юрист Руслан Алиев заявил, что прокуратура не провела объективного расследования. Алиев и сам Фархадоглу заявили о намерении обжаловать решение прокуратуры и довести дело до Европейского суда по правам человека. В сентябре Генеральная прокуратура Азербайджана проверяла законность отказа в возбуждении дела.
Слушания по существу жалобы начались 2 декабря. Юридический представитель Фархадоглу Самира Агаева заявила, что отказ в возбуждении уголовного дела был принят 10 мая, хотя заключение повторной медицинской экспертизы датируется 9 июня. Следователь Мубариз Асадов объяснил это тем, что при распечатке копии решения он торопился и ошибочно поставил не ту дату.
4 декабря на судебное заседание не были допущены представители прессы. В секретариате суда объяснили это тем, что, согласно законодательству, дела, касающиеся жалоб, поданных в порядке судебного надзора, проводятся в закрытом режиме. На вопрос корреспондента "Кавказского узла", почему предыдущее заседание суда не было закрытым, секретарь судьи Тагиева, ответила, что "это было технической ошибкой".
Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Тапдыг Фархадоглу, в ходе заседания состоялся просмотр видеоматериалов. "Судья Азер Тагиев после просмотра сказал, что на видео "есть действия против журналиста и есть телесные повреждения". Судья добавил, что после расследования доказательств, 8 декабря суд объявит свое решение", - сообщил Фархадоглу.
По его словам, в ходе заседания также стало известно, что следователь допросил в качестве свидетелей только сотрудников охраны БГУ.
"Следователь Ясамальской районной прокуратуры Мубариз Асадов стал утверждать, что "поскольку не было прямой видеотрансляции, произошедшее не может квалифицироваться как воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста". Но это неверная интерпретация закона. Журналистика не заключается только в осуществлении прямых трансляций. А как быть тогда с пишущими журналистами? В законодательстве распространение информации состоит из трех частей – сбор сведений, производство и собственно распространении", - отметил Фархадоглу.
Журналист также отметил необходимость расследования причинения ему телесных повреждений и возмещения затрат на лечение.
Представитель журналиста юрист Самира Агаева также считает, что следствие по делу не было объективным.
"Не были допрошены другие журналисты, освещавшие акцию протеста перед БГУ, в том числе двое других журналистов, подавших жалобы в качестве потерпевших - Этимад Будагов и Расим Алиев. Кроме того, при принятии решения следователь не учел заключения хирурга, сделавшего операцию журналисту. Ведь хирург Заур Асланов, прооперировавший Фархадоглу, дал заключение, что нанесенная травма могла быть отягчающим фактом. Однако назначенная по ходатайству журналиста повторная экспертиза сочла "маловероятной" подобную связь ввиду того, что от "простой толкотни" такие травмы не возникают. Хотя проведенная 19 марта первая судебно-медицинская экспертиза подтвердила наличие травмы на правой ноге и не исключила, что это - следствие ударов, полученных 20 февраля", - сказала юрист корреспонденту "Кавказского узла".
Согласно заключению врачей, у Фархадоглу смещен диск позвоночника. 10 апреля ему была сделана операция на позвоночнике, после которой журналист так и не восстановился окончательно. Врачи пожизненно запретили журналисту поднимать грузы весом больше пяти килограммов.
По словам Агаевой, в действиях главы охраны БГУ Ходжатова и его подчиненных присутствуют признаки, предусмотренные в статье 163 (воспрепятствование законной деятельности журналиста) УК РФ.
Следователь Асадов воздержался от комментариев.
В свою очередь в секретариате суда корреспонденту "Кавказского узла" сказали, что позиция судьи будет отражена в принятом им решении. Оглашение вердикта суда назначено на 09.00 8 декабря.
Эксперт в области права медиа Халид Агалиев также считает, что в случае с Фархадоглу "есть все основания для возбуждения уголовного дела". "Инцидент произошел во время массовой акции протеста, то есть при наличии большого количества свидетелей. Есть видеокадры физического давления на Фархадоглу и других журналистов. Если даже экспертиза не может установить степень тяжести полученных журналистом травм, то физическое давлении на него при исполнении профессиональных обязанностей налицо", - сказал Агалиев корреспонденту "Кавказского узла".
53-летний Тапдыг Фархадоглу журналистскую деятельность начал в 1989 году в издании "Азадлыг" – первой оппозиционной газете в истории современного Азербайджана, работал корреспондентом на Карабахской войне. С 1993 года работает в агентстве Turan, а с 2000 года - на "Голосе Америки". На Тапдыга Фархадоглу и ранее нападали неизвестные. В сентябре 1996 года он был жестоко избит в центре Баку лицами в штатском во время подготовки репортажей о нарушении прав человека. Виновные не были найдены и наказаны.