Прокуратура отказала в возбуждении дела в связи с избиением в Баку журналиста Фархадоглу
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Прокуратура неправомерно отказала в возбуждении уголовного дела по факту избиения журналиста Тапдыга Фархадоглу (Гулиева), заявляет его представитель. Журналист намерен обжаловать решение надзорного ведомства.
Инцидент, который расследовала прокуратура, произошел 20 февраля в ходе акции протеста, которую проводили студенты перед Бакинским госуниверситетом (БГУ).
Как сообщал "Кавказский узел", 20 февраля более 100 студентов Бакинского государственного университета (БГУ) вышли на акцию против повышения платежей за переэкзаменовку. Службы безопасности БГУ и полиция пытались противодействовать акции. При этом пострадали и журналисты. Неизвестный в штатском, руководивший действиями сотрудников охраны, повредил камеру корреспондента агентства Turan Тапдыга Фархадоглу и ударил фоторепортера этого агентства Этимада Будагова.
Решение об отказе в возбуждении дела было принято еще 10 мая, однако на руки журналист его получил только 12 сентября.
Фархадоглу официально обратился с жалобой в Ясамальское районное управление полиции города Баку. Полиция, проведя первичное расследование, передала дело в Ясамальскую районную прокуратуру, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" представляющий интересы Фархадоглу юрист Руслан Алиев.
По его сведениям, человеком, напавшим на журналиста, оказался один из руководителей службы охраны БГУ. "Он сначала препятствовал ведению Фархадоглу видеосъемки, а потом сзади нанес несколько ударов ногой и руками по спине и ногам журналиста. Журналиста грубо вытолкнул с лестницы у входа в здание БГУ и другой сотрудник охраны", - рассказал юрист.
"Несмотря на представление нами видеодоказательств применения силы против журналиста, проведение ему хирургической операции в связи с полученными травмами, прокуратура не провела объективного расследования и отказала в возбуждении уголовного дела", - сказал Руслан Алиев.
По его словам, в ходе расследования дважды назначалась медицинская экспертиза. "Первая из них была проведена в начале марта и подтвердила, что Фархадоглу получал удары", - отметил юрист.
Спустя несколько дней после инцидента состояние журналиста стало резко ухудшаться - боли в ноге и на спине стали нарастать, информировал Руслан Алиев. "В начале апреля его состояние резко ухудшилось, и лекарства перестали помогать. Врачи констатировали смещение диска позвоночника, и 10 апреля Фархадоглу была сделана сложная операция на позвоночнике, после которой журналист окончательно так и не восстановился", - сообщил Алиев.
После операции журналист повторно обратился в прокуратуру. "Хотя врачи частной клиники Medikal Plaza, где была сделана операция, дали заключение, что нанесенная травма могла быть отягчающим фактором, вызвавшим смещение диска позвоночника, экспертиза сочла "маловероятность" подобной связи", - продолжил Алиев.
Он обратил внимание на то, что решение об отказе в возбуждении уголовного дела принято еще 10 мая, в то время как заключение второй экспертизы датируется 9 июня. "Все это время на запросы журналиста следователь Мубариз Асадов заявлял, что решение еще не принято. Только на прошлой неделе он сообщил о принятии решения об отказе в начале уголовного дела, и журналист получил документ на руки только 12 сентября", - сообщил Алиев.
Он отметил, что на решение прокуратуры будет подана жалоба в суд.
На его взгляд, в данном случае прокуратура должна была возбудить уголовное дело по двум статьям УК – "Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов" (163) и "Умышленное причинение менее тяжкого вреда здоровью" (127).
Сам Фархадоглу намерен добиваться наказания виновных, выплаты компенсации за моральный и материальный ущерб.
"Если суды Азербайджана не восстановят справедливость, я подам жалобу в Европейский суд по правам человека. Этот человек грубо и преднамеренно наносил мне удары с целью препятствовать ведению съемки", - рассказал Тапдыг Фархадоглу корреспонденту "Кавказского узла".
Он подтвердил, что испытывает серьезные проблемы со здоровьем.
"В пылу работы я поначалу не так сильно ощущал боль и не придал значения травмам. Но постепенно боли стали усиливаться. Скоро я уже не мог обходиться без болеутоляющих лекарств. По итогам томографии мне установили диагноз – смещение диска позвоночника. Понадобилась срочное хирургическое вмешательство. Операцию пришлось делать в частной клинике, потому что лучший специалист в этой области хирургии работает там, и это вышло в солидную сумму. После операции я неделю вообще не мог ходить. Потом еще месяц мог ограниченно передвигаться по квартире. Только через полтора месяца я потихоньку начал выходить на работу и до сих пор не полностью восстановился. Врачи мне не разрешают пока находиться в местах, где могут происходить столкновения людей, чрезвычайные происшествия", - рассказал журналист.
Представители Ясамальской районной прокуратуры и БГУ оказались недоступны для комментариев.
Прооперировавший Фархадоглу хирург клиники Baku Medikal Plaza Заур Асланов сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что журналисту была проведена операция по удалению грыжи на межпозвоночном диске. "Эта болезнь может возникнуть по многим причинам. Одним из возможных факторов обострения болезни могли быть полученные травмы", - подчеркнул врач.
Напомним, что по данным представителя Института права медиа (ИПМ) Халида Агалиева, за период с 2003 года по май 2014 года ИПМ зафиксировал свыше 230 нападений на журналистов. Лишь в трех из них виновные были привлечены к уголовной ответственности.
53-летний Тапдыг Фархадоглу журналистскую деятельность начал в 1989 году в первой оппозиционной газете современного Азербайджана – "Азадлыг". Фронтовым корреспондентом он прошел Карабахскую войну. С 1993 года работает в агентстве Turan, а с 2000 года. – в "Голосе Америки".
Тапдыг Фархадоглу и ранее подвергался атакам за журналистскую деятельность. В сентябре 1996 года был жестоко избит в центре Баку лицами в штатском во время подготовки репортажей о нарушении прав человека. Виновные не были найдены и наказаны.