Подсудимые по делу "Марша миллиона масок" подвергли критике планы вступления Армении в Таможенный и Евразийский экономический союзы
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Участники "Марша миллиона масок" заявили в суде, что их шествие было направлено против вступления Армении в Таможенный союз, и их позиция стала причиной политических преследований, передает корреспондент "Кавказского узла". Следующее судебное заседание назначено на 17 октября, на нем подсудимые должны выступить с последним словом.
Суд над участниками "Марша миллиона масок". Ереван, 15 октября 2014 г. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Армине Мартиросян
Как сообщал "Кавказский узел", 5 ноября 2013 года во время акции "Марш миллиона масок" в Ереване произошли стычки с полицией. По данным властей, в ходе беспорядков пострадали восемь полицейских и подросток, были задержаны 37 человек. Участникам акции было предъявлено обвинение в сопротивлении представителю власти с применением насилия, позже его переквалифицировали в хулиганство.
"Активистов судят за то, чего они не совершали"
На суде 15 октября активисты заявили, что их протест 5 ноября 2013 года был направлен против вступления страны в Таможенный союз (ТС). По мнению подсудимого Алека Погосяна, соглашение о вступлении в ТС является "договором о колонизации Армении". "Наша борьба была направлена против Евразийского союза, который непременно приведет к массовой миграции в стране, увеличению бедности и краху Армении", - заявил он.
"Дорожная карта" по вступлению Армении в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана была утверждена 24 декабря 2013 года. О своем намерении вступить в ТС Армения заявила 3 сентября 2013 года после встречи главы государства Сержа Саргсяна с президентом России Владимиром Путиным. В это же время в Ереване прошли акции протеста против вступления государства в ТС. По мнению оппозиции, суть договоренностей о вступлении Армении в ТС закрыта от общества.
На процессе выступил общественный защитник Эдуард Агаджанян, принявший 3 октября дело Алека Погосяна. Он заявил, что следственные действия велись с грубыми нарушениями, и во внимание принимались сомнительные факты. "Мой подзащитный вышел на борьбу за революцию ценностей", - заявил защитник.
Агаджанян утверждает, что в тот момент, когда началась потасовка, Алек Погосян еще находился на тротуаре. К нему подошли сотрудники полиции и посадили в машину, в ходе задержания Погосян, по словам адвоката, не сопротивлялся. "Алек Погосян палкой никого не ударял, что подтвердил потерпевший по делу Генрих Леонски. Не взрывал он и взрывчатое вещество... Но прокурор требует лишить его свободы на шесть лет", - сказал Агаджанян, добавив, что не видит в действиях Погосяна состава преступления по части хулиганства.
"Шесть лет из семи – почти максимальный срок, что подтверждает факт политического преследования моего подзащитного", - считает защитник. Он потребовал оправдания Алека Погосяна и прекращения уголовного преследования.
Адвокат обратил внимание и на смягчающие обстоятельства. "Алек Погосян не признал себя виновным, ему 44 года, он отец пятерых несовершеннолетних детей, жена безработная, на его содержании пенсионерка-мать, и семья бедствует, состоит на учете фонда "Парос", социальное положение семьи ухудшилось после ареста Погосяна, который являлся единственным кормильцем в семье", - пояснил защитник.
Ованнисян ходатайствовал о приглашении в суд президента Армении
Армен Ованнисян также считает, что "активистов судят за политические взгляды". Так, по его словам, после участия в акции он содержится под арестом за нарушение общественного порядка. Ованнисян представил ходатайство о приглашении в суд президента Армении Сержа Саргсяна в качестве свидетеля для дачи показаний и доказательства виновности активистов.
Ованнисян также выразил уверенность, что с подписанием договора о вступлении в ТС Армения потеряет свою независимость.
Такого же мнения придерживается подсудимый Аветис Аветисян. По его словам, "если до вступления в союз некоторые решения принимались по адресу Баграмяна, 26 (президентская резиденция. - Прим. "Кавказского узла"), то сейчас они будут приниматься в Москве". "А там прекрасно знают, против чего мы вышли на борьбу, и ожидать какого-либо правосудия не стоит", - заявил Аветисян.
Айк Арутюнян, обвиняемый по двум статьям (хулиганство и хранение наркотических средств), заявил, что 5 ноября 2013 года "вышел на борьбу за свободу человеческих идей". Арутюнян заявил, что "его судят за то, чего он не совершал, и дело сфабриковано посредством провокаций сотрудников полиции во время акции 5 ноября".
Активист также добавил, что на суде не были учтены смягчающие обстоятельства: "Наши заслуги перед родиной использовали в качестве скидки. К примеру, для Вардана Варданяна прокурор требовал шесть с половиной лет лишения свободы, но, как он отметил, учел боевое прошлое активиста и сделал полгода в качестве скидки, запросив у судьи для него шесть лет".
Тигран Петросян отметил, что "присоединился к акции (5 ноября 2013 года), поскольку видел, что Армения и справедливость – самое ценное – под угрозой".
"Подписав договор, мы окончательно потеряли страну. И без вступления все наши экономические объекты были распроданы России, не понимаю, зачем вступать в новый союз", - заявил Вардан Варданян.
Относительно своего обвинения Вардан Варданян отметил, что "не знал, что за переход улицы не по пешеходной дорожке человеку грозит шесть лет". "Я много раз нарушал правила дорожного движения, странно, что тогда меня не арестовали", - заключил Варданян.
Севак Мнацаканян заявил, что активисты, которые оказались на скамье подсудимых, являют собой гордость нации. "Это люди, которые оставили своих детей, родителей, жен, дома, и вышли на борьбу против властей, которые своей политикой и мышлением разрушают основы государства", - заявил Мнацаканян.
15-летний Шаген Арутюнян, которому прокурор запросил пять лет лишения свободы, отметил, что его отец Шант Арутюнян, лидер партии "Цегакрон", по его мнению, всегда боролся за свободу, справедливость и равенство в стране. Шаген заявил, что всегда в этом деле будет рядом с отцом. Он признался, что во время акции 5 ноября 2013 года ударил громкоговорителем полицейского, который применял силу в отношении его отца. "Я защищал своего отца и не жалею об этом", - заявил он.
Арутюнян: правовая система в Армении искажена
Шант Арутюнян на суде выразил недовольство работой адвокатов. "Зачем приводить смягчающие обстоятельства, если признаете, что человек невиновен? Какая разница, сколько заслуг и детей у подсудимого, если он не совершал преступления?" - сказал он.
По словам Шанта Арутюняна, в армянском суде традиционно обвинение требует, чтобы подсудимые доказали свою невиновность, а должно быть наоборот. Правовая система, по его мнению, искажена, что отражается на судебном процессе по делу активистов.
Арутюнян напомнил о заявлении президента Сержа Саргсяна в Калифорнийском университете, где он дал оценку активистам, назвав их действия преступлением еще до вынесения решения суда. "Армения стала независимым государством, но продолжает существовать как в рабовладельческом строе и с советским мышлением", - заявил Арутюнян, добавив, что "для изменения ситуации необходима революция в первую очередь в умах людей".
По его словам, на суде все привлеченные полицейские заявили, что активисты нарушили автомобильное движение, выйдя на проезжую часть улицы. "Ни в одной стране за подобное нарушение не лишают человека свободы, их привлекают лишь к административной ответственности", - сказал Шант Арутюнян.
Следующее заседание суд назначил на 17 октября.