В суде в Ереване адвокаты обвиняемых по делу "Марша миллиона масок" потребовали оправдать своих подзащитных
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На проходящем в Ереване процессе по делу участников акции "Марш миллиона масок" выступили адвокаты. Защита привела доводы о невиновности активистов в инкриминируемых им статьях Уголовного кодекса и потребовала от суда оправдать обвиняемых.
5 ноября 2013 года во время акции "Марш миллиона масок" в Ереване произошли стычки с полицией. По данным властей, в ходе беспорядков пострадали восемь полицейских и подросток, были задержаны 37 человек. Участникам акции было предъявлено обвинение в сопротивлении представителю власти с применением насилия, позже его переквалифицировали в хулиганство.
21 мая дело было передано в суд. На скамье подсудимых находятся 14 активистов. В ходе заседания суда 27 июня подсудимые заявили о своей невиновности. 8 сентября прокурор потребовал признать лидера партии "Цегакрон" Шанта Арутюняна виновным и приговорить его к 7 годам лишения свободы. Остальным подсудимым обвинение требует назначить наказание в виде лишения свободы на сроки от 4 лет до 8,5 года.
На заседании 3 октября выступили защитники.
"Некоторым должностным лицам удалось дезинформировать даже президента страны, оценка Сержа Саргсяна действий активистов – тому подтверждение", - отметил адвокат двоих активистов Тиграна Петросяна и Армена Ованнисяна Ара Закарян.
Как сообщал "Кавказский узел", 24 сентября в ходе рабочего визита в Соединенные Штаты Америки во время лекции в Колумбийском университете президент Армении Серж Саргсян, заявил, что лидер партии "Цегакрон" Шант Арутюнян совершил преступление. Заявление было сделано еще до вынесения судебного вердикта. Правозащитники подвергли резкой критике это заявление, родные и адвокаты фигурантов дела призвали суд не обращать внимания на эти слова президента Армении.
По мнению адвоката, все это делается для того, чтобы общество восприняло активистов как преступников.
Ара Закарян считает, что, если президент настолько дезинформирован, что не поменяет свое отношение к активистам, какую бы речь он ни прочел на суде, все будет бесполезно. "В Армении сложно найти хоть одного судью, который пойдет против решения президента", - считает он.
"Президент должен изменить свою оценку действиям активистов, чтобы дать возможность суду вершить справедливый суд, если, конечно, не считаете это дело политическим", - подчеркнул Ара Закарян.
Он также обратил внимание на Конституцию Армении и Европейскую конвенцию по защите прав человека, согласно которым каждый человек имеет право принимать участие в протестных акциях.
Закарян привел ряд доводов, опровергающих, по его словам, показания полицейских о несанкционированных и незаконных действиях активистов.
Так, согласно армянскому законодательству, о проведении акции, митинга, шествия следует информировать и получать разрешение от соответствующих структур только в случае участия более 100 человек, пояснил адвокат. "Об участии на акции 5 ноября 2013 года около 100-150 человек говорили на суде только потерпевшие полицейские. Допрошенные гражданские лица говорили о 50 участниках", - отметил Закарян.
Тем не менее, по его словам, если полиция посчитала шествие незаконным, она была обязана не менее двух раз, согласно закону, посредством громкоговорителя заявить об этом активистам, в противном случае, она должна сопровождать их, обеспечивая безопасность. "В данном случае полиция нарушила ч.2 ст.11 Европейской конвенции и закона Армении "О проведении митингов"", - отметил юрист.
Суд не должен позволить, чтобы активисты понесли наказание за то, чего не совершали
Адвокат заметил, что суд должен был выяснить, обратилась ли полиция по громкоговорителю к активистам и сообщила о нарушении с их стороны каких-либо правил, в частности, запрета выходить на проезжую часть улицы. "Согласно показаниям активистов, ни один полицейский не обращался к ним с подобным требованием. Об этом свидетельствует множество видеоматериалов, снятых во время акции 5 ноября 2013 года", - добавил он.
По его словам, "на видеоматериалах четко видно, как Шант Арутюнян вместе с другими идут в направлении к проспекту Маштоца, полиция отходит в сторону, открывая им путь на проезжую часть улицы, где заранее было остановлено движение".
Причиной конфликта, по словам адвоката, стало поведение полицейского, который оттянул Шанта Арутюняна. "Полиция, обходя полномочия и действия, данные ей законом, сама создала конфликтную ситуацию", - считает Закарян.
Ара Закарян также заметил, что столкновение с полицейскими нельзя характеризовать как хулиганство, поскольку полиция – это не общественность, а хулиганством называется грубое нарушение общественного порядка.
Адвокат также привел пример подобных столкновений, в частности, события 1 марта 2008 года, когда никому впоследствии не было предъявлено подобное обвинение.
Закарян отметил, что в обвинительном заключении в отношении его подзащитного, активиста Тиграна Петросяна указано, что он участвовал в потасовке и ударил полицейского Ару Мартиросяна. Он отметил, что Мартиросян на суде, давая показания, опроверг это обвинение и подчеркнул, что Тигран Петросян лишь его толкнул.
"Мой подзащитный толкнул полицейского Мартиросяна в тот момент, когда тот подбежал к брошенному на асфальт Шанту Арутюняну. Он пытался пресечь насилие в отношении Арутюняна и помочь ему", - подчеркнул Закарян.
По его словам, сам Тигран Петросян признает, что оттолкнул полицейского, "но сделал он это непреднамеренно, что не может считаться хулиганством".
В обвинительном заключении в отношении Ованнисяна говорится, что тот толкнул полицейских Гегама Хачатряна и Ару Мартиросяна, причинив им боль, напомнил адвокат. По его словам, во время очной ставки 6 ноября 2013 года о подобных действиях не было сказано ничего. "Сам Ара Мартиросян на суде отметил, что не помнит, чтобы Армен Ованнисян его толкал", - пояснил Закарян.
Адвокат обратился к судье Мнацакану Мартиросяну с призывом "не позволить, чтобы активисты понесли наказание за то, чего не совершали".
Калантарян: следствие допустило произвол в деле о "Марше миллионов масок"
Адвокат Карен Калантарян в своей речи отметил, что "следственные органы допустили произвол, расследуя дело с грубыми нарушениями закона".
Несмотря на то, что его подзащитный Севак Мнацаканян не является участником акции, организованной Шантом Арутюняном, а лишь пытался вытащить своего друга Аветиса Аветисяна из потасовки, в обвинении написано, якобы он с группой лиц с палками и взрывчатыми веществами двинулся к проспекту Маштоца.
"Следственные органы искусственно сделали Севака Мнацаканяна участником акции", - заявил Карен Калантарян.
Сотрудники в гражданской форме вступили в контакт с активистами, что привело к конфликтной ситуации
Адвокат также отметил, что в обвинении говорится о сопротивлении полиции, однако наказание прокурор требует за хулиганство. Он потребовал у суда оправдать Севака Мнацаканяна.
Другой подзащитный Калантаряна Аветис Аветисян не разрешил ему выступить с речью, отметив, что "защищать его в правовом поле не надо, поскольку дело политическое".
Саркисян: обвинение в отношении моего подзащитного - неправомерно
Адвокат Рубен Саркисян, защищающий интересы Айка Арутюняна, который обвиняется по двум статьям – "Хулиганство" и "Незаконное хранение наркотических веществ" – назвал действия полицейских во время акции 5 ноября 2013 года неправомерными.
"Сотрудники в гражданской форме вступили в контакт с активистами, что привело к конфликтной ситуации", - заметил он.
В действиях своего подзащитного Саркисян не видит состава преступления по части хулиганства. "Хулиганством может считаться лишь преднамеренное действие… Действие моего подзащитного – это реакция на действие потерпевшего по делу", - заявил он.
Адвокат также отметил, что "обвинение Арутюняна в том, что он якобы ударил полицейского Эдгара Алексаняна, на суде так и не было доказано, сам Алексанян также в своих показаниях умалчивает об этом".
Рубен Саркисян отметил, что статью о хранении наркотических веществ его подзащитному добавили после обыска в его доме, когда в аптечке нашли лекарство "Пентобарбитал ненбутал". Согласно показаниям Айка Арутюняна и его матери Лауры Петросян, лекарство было куплено в начале 1990-х годов для лечения собаки. Саркисян заметил, что срок годности этого лекарство три года, а с тех пор прошло 20 лет.
В действиях Айка Арутюняна адвокат не находит состава преступления.
Рубен Саркисян указал на положительную характеристику своего подзащитного, участие в карабахской войне и активную общественно-патриотическую деятельность. Он попросил суд смягчить наказание, применив условное осуждение.
Подсудимому Алеку Погосяну, по его просьбе, назначили общественного защитника Эдуарда Агаджаняна, который потребовал время для ознакомления с делом.
Следующее заседание судья Мнацакан Мартиросян назначил на 15 октября.