Родственники фигурантов дела "Марша миллиона масок" призвали суд не обращать внимания на заявление президента Армении

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Правозащитники подвергли критике заявление президента Армении о вине фигурантов дела "Марша миллиона масок", сделанном до вынесения судебного вердикта. В свою очередь родные и адвокаты фигурантов дела призвали суд не обращать внимания на заявление президента Армении.

Как сообщал "Кавказский узел", 24 сентября в ходе рабочего визита в Соединенные Штаты Америки во время лекции в Колумбийском университете президент Армении Серж Саргсян, заявил, что лидер партии "Цегакрон" Шант Арутюнян совершил преступление. Заявление было сделано еще до вынесения судебного вердикта.

"Кавказский узел" представляет видеосюжет на эту тему

Перед зданием суда в Ереване, где сегодня состоялось судебное заседание по делу участников "Марша миллиона масок", состоялась акция протеста. Участники протестного мероприятия раскритиковали заявление президента Армении  Сержа Саргсяна о вине главного фигуранта дела Шанта Арутюняна.

В начале прошедшего сегодня судебного заседания адвокат Инесса Петросян обратилась к судье Мнацакану Мартиросяну с просьбой предоставить ей время для заявления о своей позиции по поводу оценки президента Сержа Саргсяна дела "Марша миллиона масок".

Однако судья не позволил Инессе Петросян сделать заявление, при этом отметив, что адвокат может высказать свое отношение к словам президента страны  "в качестве реплики". Затем подсудимый Алек Погосян попросил суд предоставить ему общественного защитника, сославшись на то, что "у его семьи нет денег, чтобы его интересы защищал адвокат".

Акция протеста сторонников лидера партии "Цегакрон" Шанта Арутюняна перед зданием суда, где проходят слушания по делу участников акции 5 ноября 2013 года.

Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Армине Мартиросян

В связи с этим судья решил перенести сегодняшнее заседание на 3 октября, дать возможность подсудимому обратиться в офис общественного защитника для предоставления ему адвоката.

Петросян: президент однозначно нарушил презумпцию невиновности

На судебном процессе был доказан факт того, что в действиях Шанта Арутюняна и других активистов отсутствует состав преступления по обвинению в хулиганстве, сказала корреспонденту "Кавказского Узла" адвокат Инесса Петросян.

"Но в этот решающий момент, когда процесс вошел в этап судебных прений, глава государства фактически предопределил исход дела, и, по сути, вынес судебный вердикт. Президент однозначно нарушил презумпцию невиновности по отношению к активистам и подсказал, какой приговор нужно вынести", - считает адвокат.

После этого стороне защиты, по словам адвоката, остается обратиться с просьбой к судье, чтобы тот "не поддавался давлению сверху, принял справедливое решение в  рамках своих полномочий".

В свою очередь адвокат Ара Закарян не считает, что Серж Саргсян сделал заявление нарочно. По его мнению, вопрос, заданный президента во время лекции в Колумбийском университете, привел его в замешательство. "Давление на суд обычно делается другим методом, и не совсем обязательно об этом заявлять громогласно", - сказал Ара Закарян.

"Опасность громогласного заявления состоит в том, что если непосредственно от первого лица не прозвучит противоположное мнение, то ни один судья в Армении не рискнет вынести противный заявлению судебный акт", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Ара Закарян.

В данном случае была нарушена  не только презумпция невиновности, но и произошло прямое вмешательство президента в судебное разбирательство, заметил адвокат.

"К сожалению, армянским законодательством не предусмотрены какие-либо инструменты противодействия подобным нарушениям прав человека. Единственное, что остается – это обратиться в международные структуры. Ни один судья не сможет признать заявление президента как нарушение презумпции невиновности, поскольку это должно привести к ответственности, пусть даже моральной", - отметил адвокат.

Аракелян: столкновения были спровоцированы сотрудниками правоохранительных органов.

Заявление президента является продолжением провокаций в отношении активистов, считает фигурант дела "Марша миллионов масок" Мисак Аракелян, освобожденный 1 апреля из-под ареста под подписку о невыезде.

"Сразу же после акции со стороны многих высокопоставленных лиц полиции были сделаны подобные заявления о совершении якобы нами преступления. Подобная оценка нашим действиям была предопределена ими еще тогда, предрешены и наши сроки, просто формально необходимо им нужно довести это дело до конца и заявить об этом", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Мисак Аракелян.

Мисак Аракелян утверждает, что столкновения с полицией были спровоцированы непосредственно сотрудниками правоохранительных органов. "Этот факт был доказан на суде, когда выявились полицейские в гражданской форме, выполнявшие особое задание на акции протеста, а также проходящие по делу в качестве потерпевших сотрудники полиции, у которых глаза прослезились от дыма. Это сторона обвинения оценивает, как причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека", - сказал активист.

В создавшейся ситуации, когда активистов держат под арестом, страдают их семьи, сказала корреспонденту "Кавказского узла" жена активиста Ваге Мкртчяна Маргарита Степанян.

Она также добавила, что Степанян считает, что судья, принимая решение, "не должен поддаваться давлению президента, не обращать внимания на его заявление".

Маргарита имеет двоих детей школьного возраста – 6 и 5,5 года. По ее словам, она  раньше думала, что дети не понимают, что происходит, где находится их отец, Ваге Мкртчян.

"Они наравне со мной заходят в интернет, читают каждую новость об отце. Дети, где видят армянский флаг, думают, нужно взять в руки и кричать "Свободу Ваге Мкртчяну!". Когда они смотрят мультфильм, скажем, видят волка, попавшего в ловушку, они говорят, что он попал в тюрьму, не сможет оттуда выйти", - отметила Маргарита Степанян.

Сакунц: в ситуации с заявлением Саргсяна смешаны личные и политические факторы

Серж Саргсян взял на себя функции суда, заявил  руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской Ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц.

"Еще до вынесения судом Армении вердикта де-юре, президент принял решение де-факто", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Артур Сакунц.

Правозащитник считает, что во всей этой ситуации "смешаны личные и политические факторы". Он уверен, что Серж Саргсян "мстит Шанту Арутюняну". "Длительное время Серж Саргсян и Шант Арутюнян находятся на политической арене, видимо, президенту не понравилось, что в этой области есть человек, который более рационально думает по той или иной теме", - сказал Артур Сакунц.

Движение, начатое Шантом Арутюняном, на сегодняшний день является "единственным гражданским неповиновением против незаконного решения Саргсяна о вступлении Армении в Евразийский союз", привел свою точку зрения Артур Сакунц.

Второй президент Армении Роберт Кочарян в 2008 году, во время своего рабочего визита в Москву сделал схожее заявление, сказав, "многие будут сидеть в тюрьме", заявил Артур Сакунц. После этого, по словам правозащитника, более 100 человек были арестованы, в стране появились около 70-80 политзаключенных.

Проблему существования в стране политзаключенных необходимо поднять в ОБСЕ, ООН, Евросоюзе, считает Артур Сакунц.

5 ноября 2013 года во время акции "Марш миллиона масок" в Ереване произошли стычки с полицией. По данным властей, в ходе беспорядков пострадали восемь полицейских и подросток, были задержаны 37 человек. Участникам акции было предъявлено обвинение в сопротивлении представителю власти с применением насилия, позже его переквалифицировали в хулиганство.

21 мая дело было передано в суд. На скамье подсудимых находятся 14 активистов.  В ходе заседания суда 27 июня подсудимые заявили о своей невиновности. 8 сентября прокурор потребовал признать лидера партии "Цегакрон" Шанта Арутюняна виновным и приговорить его к 7 годам лишения свободы. Остальным подсудимым обвинение требует назначить наказание в виде лишения свободы на сроки от 4 лет до 8,5 года.

 

 

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"