Об итогах встречи президентов в Сочи надо судить по ситуации в зоне конфликта, считают эксперты в Нагорном Карабахе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Лучше всего о результатах встречи президентов Азербайджана и Армении в Сочи скажет развитие ситуации на линии соприкосновения войск, считают эксперты в Нагорном Карабахе. Пока нет причин считать встречу в Сочи серьезным прорывом в вопросе мирного урегулирования карабахской проблемы, заметил аналитик Давид Карабекян.
Как сообщал "Кавказский узел", 10 августа в Сочи на трехсторонней встрече президентов России, Армении и Азербайджана по проблеме Нагорного Карабаха, как информировал "Кавказский узел", Владимир Путин, Серж Саргсян и Ильхам Алиев заявили, что конфликт в Нагорном Карабахе должен быть урегулирован только мирным путем.
Азербайджанские эксперты скептически оценили итоги сочинской встречи президентов Азербайджана и Армении по Нагорному Карабаху при посредничестве главы РФ Владимира Путина. Встреча, как и ожидалось, не принесла прорывных решений, стороны остались на своих прежних позициях, отмечают они. Президент Азербайджана после встречи в Сочи с президентом Армении вернется к воинственной риторике, однако будет искать мирное решение карабахского конфликта, считают армянские эксперты.
Карабекян: армянской стороне необходимо снять «розовые очки»
Мирный диалог между сторонами конфликта возможен, это доказала встреча в Сочи, считает аналитик и социолог, преподаватель Арцахского госуниверситета Давид Карабекян. Вместе с тем, по его мнению, встреча президентов в Сочи не говорит о серьезном прорыве в вопросе мирного урегулирования карабахской проблемы.
"Главный результат – это то, что мирный диалог возможен. На встрече следовало бы обратить большее внимание на те вопросы, которые привели бы к деэскалации ситуации в зоне карабахского конфликта, и предотвращали бы в дальнейшем подобные инциденты, что мы наблюдаем в последнее время", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Давид Карабекян.
Конфликт не урегулирован, есть только перемирие, подчеркнул Давид Карабекян.
"Надо учесть ситуационный контекст. В принципе, конфликт не урегулирован – мы имеем дело с перемирием. Когда в 1994 году заключался Бишкекский протокол, дипломаты увлеклись, и выдали желаемое за действительность (5 мая 1994 года под эгидой Межпарламентской ассамблеи СНГ был подписан Бишкекский протокол, а 12 мая того же года при посредничестве России была достигнута также Договоренность о прекращении огня, под которыми стоят подписи официальных представителей Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха. - Прим. "Кавказского узла"). На самом деле, это было перемирие, довольно-таки на невыгодных для нас условиях, что впоследствии стало для армянской стороны дамокловым мечом", - считает социолог.
Эксперт добавил, что каждый лидер "старается выглядеть в глазах своей общественности, в глазах международных структур более уверенным и решительным, для приобретения политического капитала и для давления на посредников, чтоб выторговать больше уступок".
Также, по мнению Давида Карабекяна, встреча в Сочи выявила вопрос, кто будет выступать посредником в диалоге между конфликтующими сторонами – Минская группа ОБСЕ, Запад или Россия.
"Каждый посредник пытается выгодно решить свой вопрос на Южном Кавказе и примыкающему к нему региону – Ближнему Востоку. Не только Россия, но и другие влиятельные страны заинтересованы. Потому армянской стороне необходимо снять "розовые очки", прекратить победные бравады, посмотреть на реальность и трезво проанализировать ситуацию", - сказал Давид Карабекян.
Атанесян: смягчение риторики Алиева на сочинской встрече связано с действиями Армении
Судить о приверженности Азербайджана к мирному урегулированию можно будет исходя из того, как изменится ситуация на линии соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил, считает председатель постоянной комиссии Национального собрания Нагорного Карабаха по внешним отношениям Ваграм Атанесян.
"Трудно через два дня после встречи президентов в Сочи судить о ее итогах. Для полного осознания этой встречи необходимо определенное время – время покажет, насколько Азербайджан в лице своего руководителя, склонен к мирному урегулированию конфликта", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Ваграм Атанесян.
Он не считает, что в Сочи "кто-то нашел рычаги воздействия на Азербайджан".
"Риторика Ильхама Алиева на сочинской встрече обусловлена теми адекватными, жесткими, весьма своевременными ответными мерами армянских вооруженных сил. Если бы не эти адекватные меры армянских вооруженных сил на диверсионные вылазки азербайджанской стороны, Алиев вообще бы не поехал бы в Сочи, или поехал бы, но его риторика была бы совсем иной", - уверен Ваграм Атанесян.
Процесс урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе не станет препятствием для вступления Армении в Таможенный союз, заявил 10 августа глава МИД России Сергей Лавров после сочинской встречи президентов Азербайджана и Армении при посредничестве главы РФ Владимира Путина.
"Подвижки в процессе присоединения Армении к Таможенному союзу на встрече в Сочи не наблюдались, потому нельзя сказать, что Путин использовал встречу для решения своих задач в плане интеграции Армении в Евразийский союз. Я не думаю, что до конца этого года Армения вступит в Таможенный союз. Заявление Лаврова, что Армения вступает в Таможенный союз как Армения, а Нагорный Карабах не имеет к этому какого-либо отношения – это для нас не новость, подобное заявление Лавров делал еще пару месяцев назад", - заметил Атанесян.
Авакян: Путин вынужден проработать все варианты урегулирования отношений
Представитель общественной организации "Беженцы Нагорного Карабаха" в Степанакерте Рузанна Авакян назвала встречу президентов в Сочи "плохой игрой".
"Даже во время этой встречи на линии соприкосновения были зафиксированы нарушения перемирия со стороны Азербайджана, диверсии продолжались. Кроме того, в Азербайджане продолжались аресты правозащитников, а из своих офисов изгонялись те НПО, которые имели встречи в третьих странах с армянскими общественными деятелями", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Рузанна Авакян.
Заявлениям Алиева на сочинской встрече о приверженности к мирному урегулированию не стоит верить, считает представитель общественной организации.
"Мы не знаем, какой разговор был у Алиева с Путиным за закрытыми дверями, и что было пообещано. Поэтому нам, армянам, не стоит умиляться, что "Алиев понял, что армянский народ чего стоит, и поэтому поменял свой гонор". Нет, так не бывает. Но зато Алиев точно понял, что карабахцы будут до последнего стоять, так как на кону стоит жизнь их матерей, их детей, их Родины", – уверена беженка из Азербайджана.
Путину важно сейчас показать, что он "человек миролюбивый и умеет строить и выравнивать отношения между другими странами", отметила Рузанна Авакян.
"Путин сейчас хочет удержать то, что осталось от бывшего СССР, так как НАТО уже расширила свои границы. Я не думаю, что организовав встречу в Сочи, российский президент стремился остановить широкомасштабные военные действия в Нагорном Карабахе. Его цель - удержать две страны, такие как Азербайджан и Армению, не позволить НАТО расширять свои полномочия на Кавказе. Грузию Россия уже потеряла, частично потеряла Украину, дальше Молдавия и т.д.", - сказала Авакян.
Также Авакян считает, что у России "есть стимул для предотвращения нового конфликта, поскольку он вызовет волну нестабильности на ее южных рубежах".
"У России также есть военные обязательства защищать Армению, но при этом она не захочет уничтожить проработанные отношения с Азербайджаном, поэтому еще очередная война или дестабилизация на Кавказе ей не нужна. Путин вынужден проработать все варианты урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном", - заявила Рузанна Авакян.
Нагорно-Карабахская Республика была провозглашена 2 сентября 1991 года. 6 января 1992 года на референдуме о статусе Нагорного Карабаха 99,89% голосов были отданы за независимость республики, после чего она объявила себя независимым государством. Азербайджан не признает независимости Нагорного Карабаха и считает его частью своих территорий. Международный статус Нагорного Карабаха все еще не урегулирован. Процесс урегулирования карабахского конфликта ведется на основе "мадридских принципов", выдвинутых Минской группой ОБСЕ (страны-сопредседатели - Франция, США и Россия) в 2007 году в Мадриде и обновленных в 2009 году. Эти принципы подвергались критике всеми сторонами конфликта: Арменией, Азербайджаном и Нагорным Карабахом.
"Сейчас Армения может поставить жесткое условие всем странам, которые стремятся втянуть ее в игру. А судя по словам Лаврова, что Армения войдет в Евразийский союз без Карабаха, ничего хорошего нам и не стоит ожидать, несмотря на заявления наших политиков", - предположила Рузанна Авакян.
Стороны карабахского конфликта с конца июля почти ежедневно сообщают о гибели солдат на линии фронта и обвиняют друг друга в диверсионных действиях. Так, 10 августа Минобороны Азербайджана заявило, что Вооруженные силы Армении за сутки нарушили режим прекращения огня 57 раз. Жители армянского приграничного села Айгепар заявили об обстреле со стороны Азербайджана. Обеспокоенность по поводу обострения конфликта выражают представители ОБСЕ, Евросоюза, США и России.