Запрещенный к прокату в России фильм о депортации чеченцев показан в программе Московского международного кинофестиваля

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В рамках 36 Московского международного кинофестиваля состоялся показ фильма «Приказано забыть», снятого на киностудии «Грозный-фильм» имени Шейха Мансура. Показ ранее запрещенной к прокату ленты вызвал большой зрительский интерес, свободных мест в зале не было, передает корреспондент "Кавказского узла".


"Кавказский узел" писал, что в Чечне на независимой киностудии "Грозный-фильм имени шейха Мансура" проходили съемки игрового фильма с рабочим названием "Пепел", который рассказывает о событиях, предшествовавших депортации вайнахов в 1944 году. Позже название фильма было изменено на "Приказано забыть". Премьера картины должна была состояться 10 мая в Грозном, но показ был отложен. Как заявил продюсер картины Руслан Коканаев, министерство культуры РФ не разрешило фильм показывать на территории страны. Официальная причина: "Картина способствует разжиганию межнациональной розни", - написал Коканаев 20 мая на своей страничке в Facebook.

Показ фильма прошел 20 июня в кинотеатре «Октябрь». Зал был полностью заполнен публикой, многие из гостей, кому не хватило мест, смотрели фильм, стоя в зале на ступеньках. С показа ни ушел ни один человек, сообщает корреспондент "Кавказского узла". 

«Фильм запрещен к показу на территории России, и чиновники из Минкульта мотивировали запрет тем, что "демонстрация данного фильма будет способствовать разжиганию межнациональной розни", - процитировал после показа ленты Руслан Коканаев корреспонденту "Кавказского узла" официальное письмо Министерства культуры.

«А следом мы получаем послание от отборочной комиссии 36-го Московского Международного Кинофестиваля, с тем, чтобы провести специальный показ фильма "Приказано забыть". И после некоторых раздумий мы с режиссером Хусейном Эркеновым решили дать согласие на показ, тем более, когда узнали, что инициатором этого приглашения стала группа киноведов и кинокритиков, которые выступили против позиции Минкульта России, отказавшего в выдаче нам прокатного удостоверения", - рассказал продюсер.

Он напомнил, что причиной отказа выдачи прокатного удостоверения послужил эпизод с массовым сожжением людей в горном селении Хайбах Чечено-Ингушетии.

Операция под кодовым названием "Чечевица", во время которой чеченцы и ингуши были массово выселены в Казахстан и Среднюю Азию с территории Чечено-Ингушской АССР, проходила с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Причинами подобных репрессий были объявлены массовое дезертирство, уклонение от призыва в военное время и подготовка вооружённого восстания в советском тылу. По данным международного общества "Мемориал", в 1943-44 годах из Чечни и Ингушетии было вывезено 485 000 человек.

"В Минкультуры заявили, что в архивах НКВД не было обнаружено данных об этой трагедии, а значит, эта история является "исторической фальшивкой". Но о том, что в Хайбахе, в котором по горькой иронии судьбы был колхоз имени Берия, заперли в конюшне и заживо сожгли сотни стариков, женщин, детей, рассказывалось в периодической печати, в художественной и документальной литературе. Об этом был снят документальный фильм на Северо-Кавказской студии кинохроники. Какая же это фальшивка?" – возмутился собеседник «Кавказского узла», добавив, что создатели картины намерены через суд опротестовать решение Минкульта о запрете показа.

По словам продюсера, на всех этапах создания киноленты, все согласовывалось и с Минкультом, и с чеченскими властями. «Я представил сценарий фильма в Министерство культуры РФ и получил удостоверение национального фильма России - документ, благодаря которому мы могли претендовать на господдержку съемок, но нас финансировали чеченские предприниматели, Сцена сожжения людей в Хайбахе во время согласования в Минкульте никаких возражений не вызвала. Идея создания фильма была согласована и с властями Чечни, которые поддерживали съемочную группу, помогали в организации массовок, предоставляли транспорт», - рассказал Руслан Коканаев.

«А на закрытом просмотре в Доме кино в начале февраля этого года первый зампред Союза кинематографистов России Сергей Лазарук ... поздравил с хорошей работой и пожелал успешного проката", - добавил продюсер.

Съемки проходили в Шатойском, Курчалоевском и Итум-Калинском районе Чечни. Режиссер картины Хусейн Эркенов. Один из его предыдущих фильмов, "Холод", рассказывает о депортации карачаевцев.

«При работе над сценарием у нас были научные консультанты - преподаватель Чеченского университета Хизри Хаджиев, авторы книги "Хайбах. Следствие продолжается" Саламат Гаев, Тамара Чагаева, Муса Хадисов, директор архивного фонда Чеченской Республики Магомед Музаев», - рассказал Руслан Коканаев.

Для Руслана Коканаева, занимающего пост главы администрации станицы Шелкозаводской Шелковского района Чечни, этот фильм - первая серьезная работа в кинематографе. По его словам, фильм «Приказано забыть» был принят в качестве участника рядом зарубежных кинофестивалей в Венеции, Каире, Дубаи, Карловых Варах, Японии, Праге.

Напомним, в уведомлении департамента кинематографии министерства культуры России о запрете проката фильма "Приказано забыть", которое получил автор фильма, говорится о недостоверности сюжета о сожжении в феврале 1944 года нескольких сотен жителей чеченского селения Хайбах сотрудниками советского НКВД. "Считаем, что демонстрация фильма будет способствовать разжиганию национальной розни", - говорится в уведомлении, подписанном директором департамента кинематографии Минкультуры России В.Н. Тельновым.

"В основу ленты легли трагические события из жизни народа"

Пятьдесят лет назад после окончания пединститута учитель русского языка и литературы Саламат Гаев стал собирать материалы, записывать рассказы очевидцев о том, что произошло 23 февраля в селении Хайбах. Он был первый исследователь, который коснулся этой запретной в те годы темы. «События семидесятилетней давности, к сожалению, не фальшивка, а трагедия нашего народа», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Саламат Гаев.

В 1944 году ему было пять лет. Его мать Езихат воспитывала четверых детей без мужа. В тот день, 23 февраля, она с детьми находилась на ферме, за селом. Это и спасло их от гибели. Ей с детьми долго пришлось скитаться по горам, потому что солдаты прочесывали местность в поисках тех, кто успел убежать в горы, чтобы избежать депортации, рассказал Саламат Гаев.

Он вспоминает, что однажды они нашли пустую медвежью берлогу и устроились там на ночлег. Но пошел снег, похолодало, и медведь решил вернуться в берлогу. Увидев там детей, не тронул новых обитателей его жилья, ушел. «Когда мать уходила в лес в поисках пищи, она нас связывала веревкой, чтобы мы не убежали», - рассказывает Саламат Гаев. Из их многочисленной родни в живых остались только они. Все остальные были сожжены в конюшне. «Самому старшему Туте Гаеву было 110 лет. А самым маленьким – близнецам Хусейну и Хасану - было всего 24 часа от роду», - вспоминает Саламат.

«А сжигали людей, расстреливали немощных в больницах, потому что для выселения были определены очень сжатые сроки, дороги в горах были плохие, транспорта не хватало. Чтобы в срок рапортовать Берии об успешном завершении операции «Чечевица», людей ликвидировали на месте. И Хайбах не единичный пример», - сказал Саламат, ссылаясь при этом, в частности, на документы из архива ЦК КПСС, которые были опубликованы 14 марта 1992 года в газете «Известия». Так что, то, что легло в основу фильма «Приказано забыть» - не фальшивка, как утверждают чиновники из Минкульта России, а трагическая страница из жизни чеченцев и ингушей», - говорит собеседник «Кавказского узла».

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"