Причиной отказа в разрешении на прокат фильма о депортации чеченцев чиновники назвали отсутствие достоверных данных о событиях в Хайбахе

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Министерство культуры РФ инициировало по фильму "Приказано забыть", повествующему о депортации чеченцев и ингушей в 1944 году, дополнительную экспертизу, по итогам которой будет принято решение о возможности выдачи авторам картины прокатного удостоверения. Чиновники считают, что демонстрация фильма, кульминационным моментом которого является якобы имевший место факт сожжения мирных жителей аула Хайбах, будет способствовать разжиганию национальной розни. По мнению адвоката Зелимхана Арапиева, запретить показ фильма нельзя без соответствующей экспертизы, и даже после нее решение разрешительного органа может быть обжаловано в суде.

"Кавказский узел" писал, что в Чечне на независимой киностудии "Грозный-фильм имени шейха Мансура" проходили съемки игрового фильма с рабочим названием "Пепел", который рассказывает о событиях, предшествовавших депортации вайнахов в 1944 году. Позже название фильма было изменено на "Приказано забыть". Премьера картины должна была состояться 10 мая в Грозном, но показ был отложен. Как заявил продюсер картины Руслан Коканаев, министерство культуры РФ не разрешило фильм показывать на территории страны. Официальная причина: "Картина способствует разжиганию межнациональной розни", - написал Коканаев 20 мая на своей страничке в Facebook.

Операция под названием "Чечевица", во время которой с территории Чечено-Ингушской АССР чеченцы и ингуши были массово выселены в Казахстан и Среднюю Азию, проходила с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Причинами репрессий были объявлены массовое дезертирство, уклонение от призыва в военное время и подготовка вооруженного восстания в советском тылу. По данным международного общества "Мемориал", из Чечни и Ингушетии во время депортации было вывезено 485 000 человек.

В Минкультуры России считают, что демонстрация фильма будет способствовать разжиганию национальной розни

Запрет на показ фильма "Приказано забыть" распространяется на всю территорию Российской Федерации, сообщил продюсер и автор картины "Приказано забыть" Руслан Коканаев.

"Прокат в кинотеатрах и на телевидении в России будет запрещен", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Коканаев.

В уведомлении департамента кинематографии министерства культуры России о запрете проката фильма "Приказано забыть", которое получил автор фильма, говорится о недостоверности сюжета о сожжении в феврале 1944 года нескольких сотен жителей чеченского селения Хайбах сотрудниками советского НКВД.

"Кульминационным моментом картины является якобы имевший место факт сожжения мирных жителей чеченского селения Хайбах сотрудниками НКВД в 1944 году. В подтверждение достоверности данной сцены положен некий "рапорт полковника Гвишиани" наркому внутренних дел СССР Л.Берии", - говорится в тексте уведомления, отправленном на имя Коканаева 14 мая 2014 года.

Эта история не нашла отражения в архивных материалах, запрошенных ведомством для подтверждения данного факта. "По запросу Минкультуры России Росархив организовал выявление архивных документов, позволяющих установить, имело ли место в действительности массовое сожжение жителей горного аула Хайбах сотрудниками НКВД СССР, а также наличие "рапорта полковника Гвишиани", подтверждающего данный факт", - сообщает департамент кинематографии Минкульта России.

На основании проверки, проведенной в Госархиве РФ, Российском госархиве социально-политической истории, Российском государственном военном архиве, в том числе в фондах "Главного управления борьбы с бандитизмом МВД СССР", "Штаба войск НКВД СССР по переселению спецконтингента в Чечено-Ингушской АССР", "Государственного комитета обороны (ГКО) СССР", личных фондах И.В.Сталина, В.М.Молотова, А.А.Андреева, А.А.Жданова, Г.М.Маленкова и других, министерство культуры сделало заключение о том, что "утверждение о данном "событии" является исторической фальшивкой".

"Считаем, что демонстрация фильма будет способствовать разжиганию национальной розни", - говорится в уведомлении, подписанном директором департамента кинематографии Минкультуры России В.Н. Тельновым.

Комментариями представителей министерства "Кавказский узел" не располагает, однако со слов советника министра культуры Ларисы Хон, которые приводит в статье "В кино усмотрели недоказанный эпизод" от 22 мая "Коммерсант", решение о запрете фильма ведомство не принимало: речь идет лишь о дополнительной экспертизе картины. На вопрос, будет ли выдано авторам прокатное разрешение, Хон ответить не смогла, уточнив, что об этом можно будет говорить лишь после получения выводов экспертов.

Эксперты не имеют единого мнения о реальности информации о событиях в Хайбахе

Операция в высокогорном ауле Хайбах Галанчжойского (сейчас на территории Ачхой-Мартановского) района получила широкую огласку в конце 1980-х годов. Для расследования операции в этом районе были созданы две комиссии – в 1956 и 1990 годах, однако уголовное дело так и не было доведено до конца. В официальном отчете руководившего операцией в этом районе комиссара госбезопасности третьего ранга М.Гвишиани говорилось лишь о нескольких десятках убитых или умерших в пути.

История аула Хайбах описывается и в книге "Вайнахи и имперская власть: проблема Чечни и Ингушетии во внутренней политике России и СССР (начало XIX - середина XX в.) (авторы: В. А. Козлов (рук.), Ф. Бенвенути, М. Е. Козлова, П. М. Полян, В. И. Шеремет, 2011, издательство – "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН)). При этом авторы книги называют историю с Хайбахом недоказанной.

Чеченский историк, руководитель фонда "Историко-культурное наследие Кавказа", который на своей судьбе испытал тяготы депортации, Саид Саратов считает, что события в ауле Хайбах были в реальности. По его словам, непосредственным участником событий в Хайбахе был первый заместитель наркома юстиции Чечено-Ингушетии Дзияудин Мальсагов, работавший в то время в НКВД, и рассказывавший Саратову о тех событиях.

"Мы неоднократно с ним встречались по этой теме в период моей работы в партийных органах. Он подробнейше рассказывал о фактах, очевидцем которых был сам. Эту информацию он предоставил на тот момент председателю ЦК КПСС Никите Хрущеву, по решению которого было возбуждено расследование этого преступления, создана комиссия, которая на протяжении шести месяцев установила все обстоятельства произошедшего, было опрошено более 100 свидетелей, найдены останки людей", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Саид Саратов.

Он не уточнил, жив ли Дзияудин Мальсагов, и в качестве кого он был участником событий в Хайбахе. Однако, по словам Саратова, в республике еще есть живые свидетели трагедии. "До сегодняшнего дня есть живые свидетели этой трагедии. По результатам исследования этого преступления была выпущена книга в соавторстве Саламата Гаева, Мусы Хадисова и Тамары Чагаевой "Хайбах: следствие продолжается". В этом чудовищном преступлении было убито около 700 человек, жителей селения Хайбах", - рассказал историк.

Депортация явилась "глобальным преступлением против народа" вне зависимости от подлинности исторического сюжета с сожженным селом Хайбах, считает заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Энвер Кисриев.

"Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть эту историю. Думаю, что неприятные, чудовищные эпизоды были. Любая военная акция по отношению к мирному населению всегда сопровождается такими вещами. В наше время акцентировать внимание на этих вещах не стоит, но факт того, что это происходило, что это переселение - самое глобальное преступление против народа – об этом нужно четко и ясно говорить, вот это правда", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Энвер Кисриев.

Арапиев: запретить показ фильма может лишь генпрокуратура, через суд признав его экстремистским материалом

Запрет министерства культуры к показу того или иного фильма на территории РФ означает отказ в выдаче прокатного удостоверения, пояснил член московской коллегии адвокатов "Ваш советник" Зелимхан Арапиев.

"Прокатное удостоверение - документ, который выдается владельцу прав на фильм (кино- и видеофильм российского, зарубежного и совместного производства), позволяющий использование фильма на территории РФ в целях его тиражирования и распространения, сдачи в прокат и аренду, публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации, а также трансляции по кабельному телевидению", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Зелимхан Арапиев.

По его словам, прокатное удостоверение подтверждает регистрацию фильма в соответствующем реестре Минкульта. "Согласно действующему регламенту от 2012 года, в прокатное удостоверение вносятся рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории фильма. Министерство культуры Российской Федерации может отказать заявителю в выдаче прокатного удостоверения в случае нарушения правил его, а также в случае наличия в фильме сцен, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдывающих терроризм, экстремистскую деятельность, а также содержащих сцены, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости, содержащие в себе пропаганду наркомании. Тем не менее, регламентом не исключается, что прокатчик может еще раз подать заявку на получение удостоверения", - сообщил адвокат.

Арапиев отметил, что отказ в предоставлении государственной услуги по выдаче удостоверения не является препятствием для повторной подачи документов на получение удостоверения.

"Также немаловажным фактом является то обстоятельство, что для того, чтобы отказать в выдаче прокатного удостоверения по тем основаниям, что он якобы способствует разжиганию межнациональной розни, необходимо провести экспертизу этого фильма, которая подтвердит либо опровергнет данный довод", - сказал адвокат.

"И ни в коем случае не стоит забывать, что даже в случае подтверждения экспертизой наличия в фильме элементов, которые будут способствовать "разжиганию межнациональной розни", и на этом основании будет в выдаче прокатного удостоверения отказано – заинтересованное лицо вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой своих прав. В судебном заседании по ходатайству заинтересованных лиц возможно проведение независимой судебной экспертизы", - сообщил Арапиев.

Адвокат отметил, что "как таковой формы донесения до общественности информации о запрете к распространению на территории РФ кинопродукции не существует".

"Обычно ограничивают распространение того или иного фильма, той или иной книги. Например, закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", предусматривает создание автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", - сказал Арапиев.

"Попадание интернет-страницы в данный "черный список" означает, что операторы связи обязаны будут заблокировать доступ к этой странице на всей территории России. При этом закон предусматривает блокировку, как по URL-адресу, так и по IP-адресу", - отметил адвокат.

Относительно запретов Арапиев пояснил, что такими полномочиями наделена генеральная прокуратура, "которая через суд признает тот или иной материал экстремистским, будь то книга или фильм, после чего материал вносится в Федеральный список экстремистских материалов".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"