В Азербайджане адвокаты журналиста Гашимли просят суд оправдать его

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Азербайджане адвокаты журналиста и правозащитника Парвиза Гашимли попросили суд вынести в отношении их подзащитного оправдательный приговор, передает корреспондент "Кавказского узла".

Как сообщал "Кавказский узел", по версии следствия, сотрудник газеты "Бизим йол", глава сайта Moderator.az и общественного объединения "Центр защиты политических и гражданских прав граждан" Гашимли вступил в сговор с гражданином Таваккюлем Гурбановым, чтобы продавать оружие из Ирана. Гашимли отвергает эти обвинения, в то время как Гурбанов признал вину. С 11 марта Бакинский суд по тяжким преступлениям проводит слушания по делу. 1 мая судебное следствие было завершено. На заседании 12 мая прокурор попросил суд признать обоих подсудимых виновными по всем трем статьям обвинения и назначить каждому по девять лет лишения свободы.

Адвокаты: Гашимли стал жертвой интриг власти и преследуется по политическим мотивам

После гособвинителя в прениях выступили адвокаты Гашимли. Первым выступил адвокат Эльчин Садыгов.

"Завершилось судебное следствие по очередному сфальсифицированному и политически мотивированному обвинению. Парвиза Гашимли наказывают за журналистскую деятельность", - заявил Садыгов.

Профессия журналиста является опасной в Азербайджане, и сейчас в тюрьмах содержатся 10 журналистов, отметил он.

"Причиной ареста Гашимли также стала его журналистская деятельность, критика им МНБ (министерство национальной безопасности, - прим. "Кавказского узла"), то, что он дружил с Али Нагиевым (бывший замглавы МНБ, ныне замглавы управления по борьбе с коррупцией генпрокуратуры, - прим. "Кавказского узла") и Вели Нагиевым (предприниматель, брат Али Нагиева, - прим. "Кавказского узла"), был земляком Джавида Гурбанова (президент крупной госкомпании по строительству автодорог ЗАО "Азерйолсервис", депутат парламента, - прим. "Кавказского узла")", являлся членом высшего меджлиса ПНФА (партии Народного фронта Азербайджана, - прим. "Кавказского узла")", - считает Садыгов.

Гашимли, по мнению адвоката, "стал жертвой интриг внутри власти и ее политики по подавлению оппозиции". Адвокат обратил внимание, что Гашимли был арестован в преддверии президентских выборов 9 октября 2013 года.

"Еще летом прошлого года Парвизу угрожали, что если он не сделает публичного заявления, что лидер ПНФА Али Керимли, получив деньги от определенных лиц во власти, стремится дестабилизировать ситуацию в стране, то будет арестован. Но Парвиз отказался от этого", - сказал защитник.

В начале сентября 2013 года, как отметил Садыгов, подсудимый Гурбанов позвонил журналисту и, представившись "старым фронтовиком" (имеется в виду членство в ПНФА, - прим. "Кавказского узла"), попросил помощи в учебе в Экономическом университете его сына, у которого, со слов Гурбанова, вымогали взятки за ликвидацию академических задолженностей.

"Гашимли попросил представить доказательства и в таком случае готов был написать статью об этом. Но поскольку доказательств не было представлено, он не стал писать материал", - рассказал защитник.

17 сентября 2013 года Гурбанов стал настойчиво просить встречи с Гашимли и приехал к офису редакции сайта Moderator.az, а как только Гашимли спустился к нему на встречу, его повалили на асфальт лица в масках и надели ему наручники, заявил Садыгов. Хотя следствие утверждает, что Гашимли с Гурбановым были задержаны в автомобиле последнего с поличным при передаче шести пистолетов марки "Макаров", шести магазинов и 40 патронов калибром 9 миллиметров, напомнил он.

Его не раз подвергали побоям, содержали в непроветриваемой камере, не давали прогулок и газет, встреч с родными

"Парвиза далее привезли в МНБ и стали требовать дать признательные показания о том, что он критиковал МНБ по заданию Али Нагиева, а также передавал деньги от Али Нагиева и Джавида Гурбанова лидеру ПНФА Али Керимли. При этом ему угрожали изнасилованием, били по голове, лицу, кулаками и коленями били по брюшной полости. Однако Гашимли отказался делать это. Впоследствии его не раз подвергали побоям, содержали в непроветриваемой камере, не давали прогулок и газет, встреч с родными", - продолжил  адвокат.

Следствие, по словам адвоката, не представило доказательств того, что оружие было доставлено из Ирана.

"Есть все основания полагать, что иранцы - "поставщик" по имени Рза и "курьер" Гусейн - вымышленные лица. Следствие даже не пыталось установить и найти их. С другой стороны, если следствие располагало оперативной информацией о преступлении, то почему же не взяли с поличным иранца Гусейна, когда он передавал оружие Гурбанову на границе в Биласуварском районе Азербайджана?" - заявил Садыгов.

Обыск в доме Гашимли, как считает защитник, также проводился с нарушениями процессуальных норм.

Сотрудники МНБ ворвались в квартиру, сняв железную решетку на окне, и велели супруге журналиста и его пятилетней дочери не двигаться. При этом они сломали камеру наблюдения во дворе и изъяли из нее карту памяти, отметил адвокат.

"Находясь без контроля, оперативники подбросили пистолет "Макаров" и семь патронов в ящик с игрушками под диваном, а пять гранат Ф-15  - в сарай во дворе. Ну кто же будет прятать оружие среди игрушек своего ребенка? Понятыми в этом деле были агенты спецслужб. Некоторые из них сами в суде признались, что им звонили и вызывали из МНБ", - напомнил Садыгов.

Адвокат в заключение своей речи попросил суд оправдать Гашимли, передает корреспондент "Кавказского узла".

Другой адвокат Гашимли - Фариз Намазлы - также заявил о политических мотивах преследования журналиста.

Выразив согласие с выступлением своего коллеги Садыгова, Намазлы обратил внимание, что преследование Гашимли за профессиональную журналистскую деятельность нашло свое отражение и в заявлении 53 известных азербайджанских журналистов, а также в специальном обращении к властям Азербайджана представителя ОБСЕ по свободе Дуньи Миятович от 27 сентября 2013 года.

«А Amnesty İnternational признала Гашимли потенциальным "узником совести",  - напомнил Намазлы.

"Процесс по делу свидетельствует о предвзятом отношении суда к Гашимли"

Практически ни одно ходатайство защиты не было удовлетворено в ходе судебного следствия, заявил в свою очередь третий адвокат Гашимли Бахруз Байрамов. В ходе досудебного следствия суды, по словам защитника, также отклоняли ходатайства о замене ареста Гашимли на домашний арест, освобождение его под денежный залог, расследовании жалоб на пытки и бесчеловечное обращение.

"Все это свидетельствует о предвзятом отношении судов к Парвизу Гашимли и необъективного разбирательства по его делу. Мы убеждены, что Европейский суд по правам человека, куда уже мы отправили жалобу на незаконный арест и пытки, признает нарушение прав Гашимли", - сказал Байрамов.

Он также попросил суд вынести оправдательный приговор его подзащитному.

Судья назначил следующее заседание на 14 мая. Как ожидается, на нем выступят сам Гашимли, второй подсудимый Гурбанов и его адвокат.

Гособвинитель Раиль Исмайлов оказался недоступным для комментариев относительно выступления защитников Гашимли в прениях.

Ранее глава центра общественных связей МНБ Ариф Бабаев опроверг заявления Гашимли и его адвокатов о политических мотивах и фальсификации уголовного дела против журналиста и оказании физического и морального давления на него в следственном изоляторе ведомства. По его мнению, сторона защиты пытается политизировать дело, чтобы оказать давление на суд.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"