Активисты Nida в знак протеста против выступления прокурора объявили голодовку

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Азербайджане на процессе по делу активистов Nida сегодня суд завершил исследование доказательств и заслушал заключительную речь прокурора. Гособвинитель потребовал для подсудимых от 6 до 8,5 года лишения свободы. Они в знак протеста объявили бессрочную голодовку.

"Кавказский узел" сообщал, что судебное разбирательство по делу проходит в Бакинском суде по тяжким преступлениям. На скамье подсудимых находятся семь членов Nida (активисты Бахтияр Гулиев, Шахин Новрузлу, Мамед Азизов, Заур Гурбанлы и члены правления организации Рашад Гасанов, Узеир Мамедли и Рашадат Ахундов) и активист гражданского движения "Свободная молодежь" Илькин Рустамзаде. Первоначально им вменялось хранение наркотиков и взрывчатки. 12 сентября 2013 года всем восьмерым было предъявлено новое обвинение – организация массовых беспорядков.

Сегодня суд продолжил исследовать доказательства. Судья Джавид Гусейнов зачитал ответ министерства национальной безопасности (МНБ) на запрос о том, присутствовали ли при первых допросах обвиняемого Шахина Новрузлу после задержания его законные представители, поскольку молодой человек тогда был несовершеннолетним.

В ответе из МНБ утверждалось, что на допросах присутствовал отец Новрузлу. Однако адвокаты обратили внимание на то, что на видеозаписи допросов отца Новрузлу не было. Защита предложила запросить из МНБ книгу регистрацию лиц, входивших в это здание 7-9 марта 2013 года (Новрузлу был задержан 7 марта по подозрению в призывах к насилию перед акцией против небоевых потерь в армии). Однако судья отклонил это ходатайство и объявил, что этап исследования доказательств завершен.

Прокурор: вина подсудимых полностью доказана

Судья спросил у прокурора Немата Авазова, сколько времени нужно для подготовки заключительного выступления. Гособвинитель ответил, что готов выступить "уже сейчас", и судья Гусейнов, вопреки сложившейся практике, на этом же заседании предоставил ему слово.

Прокурор выступал около 30 минут. Он заявил, что в ходе судебного следствия вина подсудимых была полностью доказана.

Согласно заявлению гособвинителя, в феврале 2013 года члены незарегистрированной организации Nida Рашад Гасанов, Бахтияр Гулиев, Узеир Мамедли, Рашадат Ахундов, Заур Гурбанлы, Шахин Новрузлу и Мамед Азизов, а также Илькин Рустамзаде "договорились с целью нарушения общественно-политической стабильности, парализации деятельности органов государственной власти и управления организовать на предусмотренной для отдыха бакинцев и гостей столицы Площади фонтанов незаконную акцию".

"Для создания хаоса и замешательства, нарушения общественного порядка, запугивания обеспечивающих общественный порядок сотрудников полиции, привлечения внимания деструктивных сил и для стимулирования молодежи к участию в незаконной акции обвиняемые планировали, используя "коктейли Молотова" и дымовые шашки, организовать массовые беспорядки, сопровождающиеся поджогами, уничтожением имущества", – продолжил прокурор.

После объявления в социальной сети Facebook даты митинга (10 марта), по версии обвинения, Гулиев, Новрузлу и Азизов собрали необходимые материалы из Интернета для изготовления "коктейлей Молотова", неоднократно встречались и обсуждали вопросы о вовлечении посредством распространения листовок и через Интернет большого количества молодых людей.

Они изготовили 20 пол-литровых бутылок "коктейлей Молотова" и два взрывчатых устройства, заявил прокурор. Кроме того, для "повышения активности" участников акции из неустановленных следствием источников молодые люди приобрели наркотические вещества и хранили их у себя дома (Гулиев – 255,4 грамма смолистого гашиша и 15,48 грамма высушенной марихуаны, Новрузлу – 252,27 грамма смолистого гашиша, Мамед Азизов – 174,54 грамма высушенной марихуаны), сказал гособвинитель.

Однако правоохранительные органы 7 марта с целью пресечения противоправных действий провели обыски на квартирах подозреваемых и изъяли указанные наркотические средства, взрывчатые вещества и денежные суммы. После этого, по словам прокурора, преступные замыслы обвиняемых были полностью разоблачены и они были привлечены к ответственности.

Гособвинитель назвал и еще один пункт обвинения. Рустамзаде и Гулиев, по его словам, "с группой лиц, грубо нарушив общественный порядок, совершили на бронзовой скульптуре на приморском бульваре безнравственные действия, раздевшись по пояс, размахивая руками и ногами, стали демонстрировать вызывающие движения, не подчинились призывающим их к порядку работникам бульвара, сняли эти хулиганские действия на видео и 1 марта разместили под названием Harlem Shake-ParkBulvar на сервисе Youtube.com".

В заключение прокурор попросил признать всех молодых людей виновными по статьям 28, 220.1 (приготовление к организации массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, либо участие в таких беспорядках) и 228.3 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в составе организованной группы) УК Азербайджана.

Мамеда Азизова и Шахина Новрузлу также по статье 234.1 (незаконные приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в количестве, превышающем необходимое для личного потребления).

Бахтияра Гулиева – по всем вышеперечисленным, а также по статьям 221.2.1 (хулиганство, совершенное группой лиц) и 221.2.2 (хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка). Илькина Рустамзаде – по всем выше названным статьям, кроме статьи 234.1 о хранении наркотиков.

Отметим, что по указанным статьям максимальной мерой наказания предусматривается до 12 лет лишения свободы (если исходить из принципа поглощения большего наказания меньшим, наиболее часто практикуемого в азербайджанских судах).

Гособвинитель предложил приговорить Заура Гурбанлы и Рашадата Ахундова, Илькина Рустамзаде к 8,5 годам лишения свободы, Рашада Гасанова, Бахтияра Гулиева, Мамеда Азизова – 8 годам, Узеира Мамедли – 7,5 годам, Шахина Новрузлу – 6,5 годам.

"Мы арестованы по политическому заказу власти"

После выступления прокурора обвиняемый Гасанов попросил судью дать ему возможность воспользоваться правом реплики, но судья отказал ему.

Гасанов заявил, что обвиняемые считают свой арест незаконным и в знак протеста против выступления прокурора начинают бессрочную акцию голодовки. "Мы арестованы по политическому заказу власти. Мы полагали, что власти осознают свою ошибку и освободят нас. Но этого не произошло. Мы начинаем голодовку и продолжим ее, пока нас не освободят", – сказал Рашад Гасанов.

Судья назначил следующее заседание на 22 апреля. На нем ожидаются выступления адвокатов.

Адвокат Фариз Намазлы, комментируя выступления прокурора корреспонденту "Кавказского узла", отметил, что судебное следствие не доказало вину обвиняемых.  "Это был не правовой процесс, а политический, и выступление прокурора показало это еще раз. Еще не завершилось исследование доказательств, а прокурор уже пришел с готовым текстом. Я не знаю, почему такая спешка. Но ясно одно – от суда не приходиться ждать справедливого решения. Все обвинения были сфальсифицированы и в ходе многомесячного процесса мы стали свидетелями этого", – заявил адвокат.

"Мы не питали иллюзий на счет оправдательного решения. Но прокурор должен был снять хотя бы обвинения с Гулиева и Рустамзаде по статье "Хулиганство" в связи с флешмбом Harlem Shake, поскольку они настолько нелепы, что не имеют даже сфальсифицированных оснований", – отметил Намазлы.

Гособвинитель Авазов оказался недоступным для комментариев.

Напомним, международная правозащитная организация Amnesty International признала всех обвиняемых "узниками совести".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"