На суде по делу активистов Nida начато исследование доказательств обвинения
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
В Азербайджане на судебном процессе по делу активистов Nida сегодня началось исследование доказательств их вины. После оглашения результатов ряда экспертиз защита заявила об их фальсификации. Наркологическая экспертиза не выявила у обвиняемых наркозависимости.
7 марта 2013 года по подозрению в призывах к насилию перед акцией против небоевых потерь в армии были задержаны активисты Nida Бахтияр Гулиев, Шахин Новрузлу и Мамед Азизов. 14 марта задержан один из лидеров движения Рашад Гасанов, 30 марта – два члена правления Nida Узеир Мамедли и Рашадат Ахундов, 1 апреля - активист организации Заур Гурбанлы. Илькин Рустамзаде был задержан 17 мая по подозрению в хулиганстве - так следствие расценило организацию им танцевального флешмоба Harlem Shake и размещение видеосюжета в YouTube.
8 апреля судья Джавид Гусейнов открыл судебное заседание сообщением о том, что двое дополнительных свидетелей вновь не явились на процесс. Затем он объявил о начале исследования собранных следствием доказательств вины группы подсудимых молодых людей, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Поскольку зал не был оборудован средствами для просмотра видеоматериалов, судья приступил к исследованию письменных документов.
Сначала судья предложил ознакомиться с экспертным заключением специалистов оперативно-технического управления министерства национальной безопасности (МНБ). Однако адвокат Эльтон Гулиев выступил с возражением, поскольку, по его словам, этот документ напрямую связан с материалами оперативных видеосъемок, проведенных в ходе обысков на квартирах обвиняемых.
"Есть противоречивые моменты с "коктейлями Молотова". Экспертное заключение не стыкуется с видеоматериалами, показанными 9 марта 2014 года по телевидению", - отметил защитник, предложив расследовать экспертное заключение только после просмотра видеоматериалов.
Однако Джавид Гусейнов отказал в этой просьбе и огласил экспертное заключение, выданное на основе анализа обнаруженных 7 марта в квартирах Шахина Новрузлу и Бахтияра Гулиева содержимого бутылок (трех и 19 штук соответственно). В документе утверждается, что содержащаяся в стеклянных бутылках жидкость являлась бензином, при этом "бутылки были закупорены хлопчатой тканью, покрыты сверху резиновыми детскими шарами и завязаны ниткой".
В анализе отмечено, что на две бутылки были прикреплены 10-миллиграммовые шприцы, заполненные бездымным порохом "Сокол". Эксперты пришли к выводу, что обнаруженные предметы соответствуют по форме и составу так называемым "коктейлям Молотова".
Далее судья зачитал результаты судебной химической и трассологической экспертизы, установившей, что содержимое 20 бутылок являлось воспламеняющейся жидкостью. Две бутылки с прикрепленными шприцами эксперты охарактеризовали как "устройства взрывчатого характера".
После ознакомления с экспертизой адвокат Асабали Мустафаев сообщил, что бутылки со шприцами были представлены на следствие "постфактум, спустя несколько месяцев".
"Мы еще в начале следствия заявили, что "коктейли Молотова" являются не взрывчатым веществом, а воспламеняющимся веществом. Это лишало следствие оснований обвинять молодых людей в "незаконном хранении взрывчатых веществ". Поэтому две бутылки впоследствии подменили другими бутылками, начиненными порохом - якобы это взрывчатые вещества. 9 марта, когда бутылки демонстрировались по телевидению, – все они были одинаковые, и на них не было никаких шприцев с порохом", - подчеркнул Мустафаев.
Он также указал, что в заключении экспертизы нет описания механизма взрывания бутылок и возможных последствий взрыва. Адвокат предложил определить это путем судебного эксперимента. Обвиняемый Илькин Рустамзаде также предложил суду взорвать одну из бутылок и снять это на видеокамеру.
Адвокат Эльтон Гулиев в свою очередь добавил, что порох под маркой "Сокол" продается в любом охотничьем магазине, и из-за наличия этого вещества в свободном доступе неправильно называть изъятые предметы "взрывчатым веществом".
Далее в суде было оглашено заключение экспертизы, которая установила, что обнаруженные на квартирах Шахина Новрузлу, Бахтияра Гулиева и Мамеда Азизова "растительные вещества" оказались наркотиками.
Вместе с тем, наркологическая экспертиза определила, что все трое обвиняемых не являются наркозависимыми людьми.
Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев. Ранее представитель Центра общественных связей МНБ опровергал заявления обвиняемых и их адвокатов о каком-либо давлении на активистов Nida и фальсификации уголовного дела.
Как стало известно "Кавказскому узлу", судебный процесс по этому делу будет продолжен 10 апреля.
Напомним, активистам изначально вменялось хранение наркотиков и взрывчатки. Однако 12 сентября 2013 года всем им, а также Рустамзаде было предъявлено новое обвинение - организация массовых беспорядков. 28 ноября 2013 года во время судебного заседания прокурор Немат Авазов зачитал обвинительный акт. 15 января на процессе начали заслушивать показания свидетелей обвинения, 6 марта было объявлено о завершении слушаний свидетелей стороны обвинения. Далее на процессе стали выступать с показаниями свидетели защиты, а с 14 марта – подсудимые. 4 апреля подсудимые закончили давать показания.
3 апреля активисты движения Nida, обвиняемые в организации массовых беспорядков, заявили в суде о том, что после заседания 1 апреля они отравились пущенным в автозак слезоточивым газом. Пенитенциарная служба утверждения подсудимых опровергло.
1 апреля один из обвиняемых активистов движения Nida - Мамед Азизов - заявил, что в первые дни после задержания он был избит в министерстве национальной безопасности.
Добавим, что международная правозащитная организация Amnesty International признала всех обвиняемых по этому делу "узниками совести.