В Нагорном Карабахе производители ковров задались целью возродить ковроткацкие традиции

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Нагорном Карабахе производители ковров поставили перед собой цель возродить ковроткацкие традиции, вышивать новые ковры, используя старые орнаменты и символы, отметила директор Арцахского государственного историко-краеведческого музея, историк Меланья Балаян.

Международная научная конференция "Армянский узел: традиции ковроткачества". Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Армине Мартиросян

С 20 по 23 ноября в Ереване прошла международная научная конференция "Армянский узел: традиции ковроткачества".  В конференции приняли участие 30 экспертов из разных стран. Обсудить ситуацию на рынке ковроткачества собрались эксперты из Австрии, Франции, Германии, Италии, Польши, Ливана, США и Нагорного Карабаха.

"Самый древний ковер с армянской рукописью был выткан в Карабахе"

В рамках конференции 21 ноября в Ереване состоялась презентация книги немецкого искусствоведа Фолкмара Ганцхорна ''Восточно-христианский ковер: контуры пиктографического и изобразительного развития от истоков до 18 века''.

Книга представляет собой пособие по ковроделию и состоит из 534 страниц. В ней представлены тысячи образцов и орнаментов, используемых в армянском ковроткачестве. Она переведена на английский, французский, итальянский и армянский языки.

Фолкмар Ганцхорн был награжден медалью Мовсеса Хоренаци за большой вклад в распространении армянского ковроделия и способствование международному признанию армянского коврового искусства.

В IV веке до н.э. на территории исторической Армении сформировались две административно-политические единицы — Большой Айк и Малый Айк. Большой Айк является колыбелью ковроткачества, заявила корреспонденту ''Кавказского узла'' директор Арцахского государственного историко-краеведческого музея, историк Меланья Балаян.

''Арцах (9-я провинция Великой Армении охватывала территории современного Нагорного Карабаха, - прим. "Кавказского узла"), будучи одной из губерний Большого Айка, не является исключением. Тому подтверждение - найденные при археологических раскопках на этой территории различные костяные предметы для ковроткачества дохристианского периода'', - отметила Меланья Балаян.

По словам Меланьи Балаян, самый древний ковер с армянской рукописью, сохранившийся по сей день, был выткан в Карабахе в селе Бананц. На ковре вытканы цифры – 1202 год, и он экспонирован в музее Мхитарянов в Вене.

Балаян также заметила, что слово ''карпет'' (ковер) впервые было упомянуто в Библии и относилось к 5 веку, также это слово можно встретить в материалах армянского летописца 7 века Мовсеса Каганкатваци.

''Средневековый летописец, описывая убийство князя Джеваншира в 683 году, рассказывает, как войска князя ворвались в Арцах, разрушая все на своем пути. Согласно летописцу, войска с собой забрали разные ценности, в том числе карпеты. Это еще раз подтверждает армянское происхождение карпетов'', - заметила директор музея.

Меланья Балаян добавила, что ковроткачество в Карабахе имело большую значимость не только как ремесло, но и как способ передачи своих идей, мыслей и веры из поколения в поколение путем плетения.

"Армянские ковры четко отличаются от ковров других народов"

Ковроткачество в Нагорном Карабахе продолжает развиваться, отметила Меланья Балаян. Открылся ряд ковроткацких центров, из числа которых компания ''Ай карпет'', которая поставила перед собой цель возродить ковроткацкие традиции – вышивать новые ковры, используя старые орнаменты и символы.

''В арцахском ковроткачестве преобладают "орлиные" ковры, в центре которых вышивается крест'', - сказала Меланья Балаян.

По цветовой гамме, по словам Балаян, армянские ковры четко отличаются от ковров других народов.

''В армянских коврах цветовые переходы плавные и проделаны со вкусом.  В них преобладают яркие сочные цвета. В частности, широко используются все оттенки красного цвета. Особенно актуален вортан красный /красный червь/. Часто используется также белый цвет, синий'', - заявила Меланья Балаян.

''К сожалению, арцахские ковры на протяжении многих лет подвергались грабежу, особенно в период  1918-20 годов в результате армянской резни. В последующем, в  советский период, в 1950-60-х годах, бакинские агенты организованно вывозили старинные ценные арцахские ковры с армянскими надписями, орнаментами и символами в Баку. Это послужило созданию в 1967 году в Баку музея ковров'', - отметила Меланья Балаян.

На сайте бакинского музея можно встретить экспонированные армянские ковры, утверждает Меланья Балаян. "На этих коврах невооруженным глазом можно увидеть армянские символы, в частности, армянскую букву Տ /Т/, означающую "Тер" /Господь/", - сказала Меланья Балаян.

"Карабахские ковры несут в себе тематический смысл"

По словам участника международной конференции ''Армянский узел: традиции ковроткачества'',  одного из учредителей  музея ковров в Шуши Вардана Асцатряна, цветовая гамма ковров обусловлена той местностью, где они производились, поскольку сами красители получали из местных растений.

Разницу между карабахскими коврами и коврами других народов, по словам эксперта, можно заметить в первую очередь именно по цветовой гамме.

''К примеру, в армянских коврах ночь изображена темно-синим цветом, а на коврах других восточных народов ее изображают красным'', - сказал корреспонденту ''Кавказского узла'' Вардан Асцатрян.

Эксперт также заметил, что орнаменты бронзового века  точно повторяют орнаменты, использованные в карабахском ковроткачестве.

''Карабахские ковры отличаются тем, что они несут в себе тематический смысл, отображают божественные и природные явления. Если ковры многих народов отображают один момент, то карабахские отображают целое время, целую историю. Здесь есть начало и конец'', - заявил Вардан Асцатрян.

В основе карабахских ковров всегда лежит изображение цветов, эта традиция сохранилась с древних времен. И почти на всех коврах в центре изображено древо жизни, отметил один из учредителей ОАО ''Мегерян карпет'' Раффи Мегерян.

''По стилю на карабахские ковры похожи французские ковры и ковры народов древней Бессарабии. Здесь преобладают коричневый и розовый цвета'', - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Раффи Мегерян.

На этих коврах можно заметить такие узоры, которые нельзя встретить нигде. ''Это своего рода автографы художников'', - заявил Раффи Мегерян.

Компания ''Мегерян'', производящая ковры, была основана в 1917 году в городе Нью-Йорк. Учредителем компании являлся дед нынешних владельцев ОАО ''Мегерян карпет'' в Ереване. Изначально компания занималась реставрацией и чисткой ковров, а производством стала заниматься только в 1970-х годах. Ковроткацкие фабрики Мегеряны основали в Египте, Пакистане, Афганистане, в Китае, Румынии и Индии.

Андреасян: мы начали применять метод растительного окрашивания

В 2002 году Мегеряны купили бывшую фабрику ''Ай горг''. После приобретения фабрики поменялась техника производства ковров, которая использовалась в советские годы, сказал исполнительный директор ОАО ''Мегерян карпет'' Леонид Андреасян.

''Вместо искусственного начали применять метод растительного окрашивания. Однако несколько лет подряд получить стойкость красок нам не удавалось, мы утеряли уникальную технологию. Пришлось искать мастериц из разных сел, в частности, из Лори и Карабаха, которые поделились с нами секретами этого ремесла'', - заявил Леонид Андреасян.

На данный момент для окрашивания нитей используется кора белой шелковицы, для получения светло-желтого цвета - кожура граната. Для получения оттенков желтого и черного цветов используются цветы бессмертника.

''Помимо особого способа окрашивания, при изготовлении ковров наши мастерицы используют знаменитый армянский узел, аналога которому нет во всем мире. Этот узел по своей сути очень сложный, требует больше времени, но благодаря этой технологии, ковры получаются очень тонкими, нежными и более прочными, чем ковры, вытканные по другой технологии'', - сказал корреспонденту ''Кавказского узла'' Андреасян.

ОАО ''Мегерян карпет'' изготовила ковер для армянской церкви ''Мхитарян'' на острове Св. Газара в Италии. Ковер ''Вишапагорг'' (драконовый) был создан для церкви по старому армянскому дизайну.

''Первое условие, которое мы поставили компании ''Мегерян карпет'' – это то, чтобы ковер был исключительно армянский, с армянской символикой, орнаментами и тематикой. Кроме этого, лазурный цвет в ковре отображает цвет мозаичного купола церкви ''Мхитарян''. В целом все цвета подобраны под цветовую гамму самой церкви'', - сказал корреспонденту ''Кавказского узла'' священнослужитель церкви "Мхитарян" отец Ваан Овагимян.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"