Погосян: для вывода ковроткачества в Армении из кризиса необходимо популяризировать это ремесло
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Армянское ковроткачество не оправилось от кризиса 2008 года, а с изменением курса доллара цены на ковры резко возросли, что не позволяет развивать производство, заявил представитель экспериментального центра сохранения культурных ценностей Армении Ашхундж Погосян на международной научной конференции "Армянский узел: традиции ковроткачества". По его мнению, решению проблемы будет способствовать популяризация этого ремесла.
В международной конференции приняли участие 30 экспертов из разных стран
Обсудить ситуацию на рынке ковроткачества собрались 30 экспертов из Австрии, Франции, Германии, Италии, Польши, Ливана, США и Нагорного Карабаха. Организатором международной научной конференции "Армянский узел: традиции ковроткачества" в Ереване выступило Министерство культуры Армении.
Международная научная конференция "Армянский узел: традиции ковроткачества". Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Армине Мартиросян
По словам заместителя министра культуры Арев Самуэлян, армянские ковры имеют свои прочные позиции на международном рынке и для сохранения и дальнейшего развития ковроткачества как национального ремесла необходимо продолжить такие мероприятия как выставки, издания книг по армянскому ковроткачеству.
Она отметила, что ковроткачество всегда являлось неотъемлемой частью армянской истории и большую роль в этом играет активное участие армянского народа на трех уровнях: ученые, производители и покупатели.
"Подобные мероприятия будут также способствовать популяризации армянского ремесла. "Армянский узел" станет традиционным и будет проводиться раз в два года", - сказала Арев Самуэлян корреспонденту "Кавказского узла".
Сотрудник экспериментального центра сохранения культурных ценностей Армении Ашхундж Погосян выразил беспокойство по поводу "посягательства на армянские ковры со стороны Азербайджана и Турции". Он отметил, что ковры, сотканные в Западной Армении, на сегодняшний день в большинстве случаев выдаются за турецкие, а на международных рынках их часто называют "кавказскими", что можно понимать как "азербайджанские, турецкие, сельджукские".
Погосян отметил, что решением этой проблемы может стать создание музея ковров в Армении и популяризация армянского коврового искусства путем издания научной литературы об армянских коврах на иностранных языках.
По его словам, в Армении производство ковров было более развито в советские годы, особенно в 1970-х. "Производство ковров было ручное, но масштабное. В республике действовали 18 филиалов армянской ковровой фабрики "Ай горг". На сегодняшний день в Армении остались два крупных производителя - "Мегерян карпет" и "Туфенкян Транс Кавказус"", - сказал Погосян.
"Себестоимость квадратного метра ковра в Армении составляет от 300 до 350 долларов"
По его данным, ранее Армения производила в год до 70 тысяч кв. метров ковров. "В настоящий момент, особенно после 2008 года, армянское ковроткачество переживает кризис. С изменением курса доллара цены на ковры резко возросли. К примеру, себестоимость квадратного метра ковра в Армении составляет от 300 до 350 долларов США. На европейских рынках эта цифра возрастает еще на 15-200 долларов. В таких условиях сложно поддерживать и развивать производство ковров", - считает Погосян.
По его мнению, в армянских коврах заложена идея и смысл - ни на одном ковре невозможно встретить бессмысленный набор орнаментов.
"К примеру, на ковре "Вишапагорг" ("Ковер дракона"), принадлежавшему подтипу "Хндзореск", можно увидеть борьбу добра и зла. В христианской истории дракон представляется именно в таком качестве. Восемь драконов выстроены по кругу, а в центре изображена свастика - символ солнца. Борьба заканчивается победой добра над злом и изображается это орнаментами, означающими продолжение жизни", - рассказал Ашхундж Погосян.
В цветовой гамме армянских ковров, по словам Погосяна, преобладают синий, красный и белый цвета. И каждый цвет имеет свой смысл. "Красный цвет, к примеру, означает землю, и этот смысл преобладает, в основном, на армянских коврах Нахичевана", - сказал Погосян.
Гарольд Бедукян из Канады, член Армянской ассоциации ковров, рассказал, что его отец открыл фирму ковров в 1933 году. Бедукян начал работать вместе с отцом на фабрике с 1961 года. Сегодня фирма Бедукянов представляет собой выставку-продажу ковров, где представлены не только армянские, но и другие ковры.
По его словам, в коллекции фирмы на сегодняшний день имеются около 35 армянских ковров, которые постоянно издаются в разных журналах.
Бедукян отмечает, что армянские ковры отличаются своим дизайном, своими орнаментами и символами. "К примеру, на армянских коврах можно часто встретить символы двух птиц, которые были изображены и на короне армянского царя эпохи Эллинизма (140 лет до н.э.) Тиграна Великого.
Очень распространено в армянском ковроткачестве изображение дракона, свастики как символа солнца, крестов и т.д.", - отметил Гарольд Бедукян, добавив, что каждый орнамент и символ имеет свой возраст.
По его словам, армянские ковры можно отличить и по цветовой гамме. Она, в основном, всегда яркая.
Отметим, что в целях популяризации армянского ремесла ковроткачества уже создан виртуальный музей ковра, где экспонировано 2500 армянских ковров. Как сообщило Министерство культуры Армении, посетители могут ознакомиться с историей армянских ковров, техникой ковроткачества, реставрацией, значением орнаментов и символов.