Пахоменко: закон о возмещении ущерба родственниками террористов не будет способствовать установлению мира на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Закон, предусматривающий возможность возмещения нанесенного терактами ущерба за счет средств родственников террористов, нарушает принцип презумпции невиновности и может привести к еще более глубокому расколу в обществе, считают опрошенные "Кавказским узлом" юристы и представители некоммерческих организаций.
Напомним, 30 октября Совет Федерации РФ одобрил закон об усилении мер по противодействию терроризму, который устанавливает уголовное наказание за создание террористических сообществ и обучение террористической деятельности.
Законопроект внес в Госдуму 26 сентября президент России Владимир Путин. 18 октября Госдума приняла его в первом чтении, 25 октября – во втором и третьем. Теперь закон должен поступить на подпись президента РФ.
"Возмещение вреда, включая моральный вред, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет лица, его совершившего, а также за счет средств близких родственников, лиц, состоящих с ним в родстве (свойстве), и иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества", говорится в принятом законопроекте.
"Родные террориста и так наказаны"
Законодатели предприняли неудачную попытку наказать родственников террористов, считает руководительница правозащитной организации "Матери Дагестана" Светлана Исаева.
"Думаю, что в этом законе все хорошо, кроме момента , что родственники должны отвечать за действия террориста. Но тот, кто решил совершить преступление, не руководствуется никакими родственными чувствами, и его не могут остановить угрызения совести. Он дошел до этой черты сам и только сам, не задумываясь, что будет потом. Кроме того, если речь идет о настоящем террористе, его родные и так наказаны на всю оставшуюся жизнь", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Светлана Исаева.
Представители общественных организаций, защищающих права жертв терактов, добиваются принятия закона "О социальной защите граждан, пострадавших от террористических актов". С таким предложением выступили члены общественных организаций "Голос Беслана", "Матери Беслана" и СЗППТ "Волга-Дон". Идею поддержали участники акции памяти жертв теракта у Театрального центра на Дубровке. Авторы законопроекта требуют для пострадавших при терактах от государства бесплатное медобслуживание, оплачиваемый проезд на всех видах транспорта, льготы на коммунальные услуги (50%), единовременную финансовую выплату в качестве компенсации морального вреда и предоставление санаторно-курортных путевок, а также назначение пенсий родителям погибших с момента гибели заложников.
Эксперт Международной кризисной группы Варвара Пахоменко опасается, что новая норма создаст новые возможности для злоупотреблений и углубит раскол в обществе.
"Российское законодательство уже предполагает возможность изъятия имущества, нажитого преступным путем, и упоминание отдельно родственников и дорогих террористу людей можно расценивать как легализацию принципа коллективной ответственности", - прокомментировала корреспонденту "Кавказского узла" принятый законопроект Варвара Пахоменко.
"Государство, вместо того чтобы сделать родственников боевиков своими союзниками – так как чаще всего именно родители более других заинтересованы в возвращении своих сыновей живыми - противопоставляет их себе", - заявила Варвара Пахоменко.
Международная кризисная группа - независимая некоммерческая международная организация, создана в 1995 году. Методология организации основана на проведении глубинных исследований непосредственно в зонах конфликтов. Исследователи собирают информацию из широкого диапазона источников, оценивают ситуацию на местах и пишут регулярные аналитические доклады, содержащие практические рекомендации по преодолению кризисов.
"Более того, нельзя не учитывать риск, что в качестве ответа подполье начнет целенаправленные нападения не только на силовиков и представителей власти, но и на их родственников. Возложение финансовой ответственности за компенсацию жертвам терактов на родственников террориста может только углубить раскол и противостояние в обществе, в то время как для установления долгосрочного мира на Северном Кавказе необходимы шаги для гражданского примирения", - считает эксперт.
Она высказала опасения, что норма, позволяющая проверять источники доходов родных и близких террористов, создаст возможности для злоупотреблений, "учитывая размытость понятия "дорогие лица" и низкий профессионализм и вседозволенность сотрудников силовых структур на Северном Кавказе".
К тому же установить источники доходов и нажитого имущества в регионе не всегда просто, так как значительная часть экономики находится в "тени", считает эксперт Международной кризисной группы.
Магомед Шамилов: закон даст обратный эффект
Председатель Независимого профсоюза сотрудников ОВД и прокуратуры Магомед Шамилов уверен, что закон будет "мертворожденным ребенком", а эффект от него может быть обратным ожидаемому.
"Даже так называемый изверг Сталин говорил, что сын за отца не отвечает. Обычно теракты причиняют многомиллионный ущерб. Каким образом и главное - откуда родственники и близкие террористов возьмут эти средства? И я не слышал, чтобы совершая теракты, террористы еще и грабили бы. Они выдвигают политические требования, у них в отличие от бандитов-уголовников иные, не имущественные цели и интересы. Эти террористы сами убивают своих близких или приглашают убийц для расправы со своими близкими, такие факты имеют место", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Магомед Шамилов, приведя в пример убийство замначальника следственного управления МВД Дагестана Юнуса Хулатаева в августе 2010 года (следствие установило, что убийство Хултаева заказал его сын, который придерживался экстремистских взглядов).
Предлагаемые в законе действия профсоюзный лидер назвал "грабежом".
"Если государство таким образом будет грабить близких и родственников террористов, то очень велик шанс, что в ответ озлобленная родня тоже станет явными или тайными врагами собственной страны. Эффект в борьбе с терроризмом получится с точностью до наоборот. Цель такого закона я вижу в том, чтобы вопреки воле народа развязать на Кавказе войну. Словно проверяют, до каких пор народ будет терпеть", - сказал Магомед Шамилов.
Адвокат Ринат Гамидов: закон отменяет презумпцию невиновности
Закон носит популистский характер, а норма об ответственности родственников отменяет принцип презумпции невиновности, считает адвокат Ринат Гамидов.
"Если родственник не сможет подтвердить законность происхождения имущества, то априори оно получится полученным преступным путем. К сожалению, в законе не определено, что может зваться "достаточным основанием". А это возможность для манипулирования и выборочного подхода при привлечении к ответственности", - заявил он "Кавказскому узлу".
Адвокат рекомендует гражданам требовать чеки на все приобретаемое имущество и сохранять их, чтобы не попасть под "достаточное основание".
"С другой стороны мы знаем уйму дел экономической направленности, по которой привлекаемые к уголовной ответственности приводили массу доводов о том, что арестованное имущество (в частности, деньги) досталось им в наследство или подарено на какой-то праздник", - отметил Ринат Гамидов.