Адвокат: осужденный по делу о подрыве "Невского экспресса" Зелимхан Аушев подвергается пыткам

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Осужденный по делу о подрыве "Невского экспресса" Зелимхан Аушев, который отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ИК-5 УФСИН РФ по Вологодской области, известной под названием "Огненный остров", подвергается пыткам в следственном отделе ФСБ по региону, заявила адвокат заключенного Людмила Толстоногова. В УФСБ заявление адвоката не комментируют.

По делу о подрыве поезда "Невский экспресс" 27 ноября 2009 года, в результате которого погибли 27 человек, а 90 получили ранения, осуждены 10 уроженцев Ингушетии, девять из которых входят в тейп Кхоартой и носят фамилии Картоевы, еще одного зовут Зелимхан Аушев. Четверо, в том числе и Зелимхан Аушев, получили пожизненные сроки. Остальным шестерым назначено наказание в виде лишения свободы на сроки от семи до восьми лет. Осужденные не признали своей причастности к теракту.

В сентябре этого года Зелимхана Аушева перевели из колонии в больницу - ЛПУ-10 УФСИН РФ по Вологодской области. Там ему было проведено полное медицинское обследование, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Людмила Толстоногова.

16 октября, по данным адвоката, Зелимхана Аушева перевели в СИЗО. "Из следственного изолятора его доставляют в следственный отдел ФСБ по Вологодской области. Я посетила своего подзащитного 23 октября. Он мне рассказал, что 15 октября ему было предложено дать показания на неизвестных ему людей о том, что те являются членами НВФ и принимали участие в террористических операциях", - сказала Людмила Толстоногова.

По ее словам, когда он отказался от дачи ложных показаний, его избили, после чего на его теле были множественные гематомы и кровоподтеки. По факту избиения он написал заявление прокурору города Вологда, рассказала адвокат.

О реакции прокуратуры на заявление Зелимхана Аушева пока информации нет. 

По словам Людмилы Толстоноговой, после этого случая ее подзащитного стали пытать другими методами, которые не оставляют на теле следов. "Пытают электрическим током, на голову надевают целлофановый пакет, подвешивают его к потолку, делают так называемую "ласточку", - рассказывает она.

"Он не видит лиц тех, кто его пытает, потому что, как только его заводят в подвал, то сразу же завязывают глаза. Когда под пытками он соглашался дать те показания, которые от него требовали, его поднимали наверх к следователю, и он подписывал протокол допроса. Но потом Зелимхан Аушев писал заявление, что эти показания им были даны под пытками. И тогда издевательства продолжались", - заявила адвокат.

Со слов своего подзащитного Людмиле Толстоноговой стало известно, что Зелимхану Аушеву сказали, чтобы он позвонил своим родным в Ингушетию и попросил их сделать схрон оружия и боеприпасов, указав место нахождения этого схрона. "Ему было сказано, что если он выполнит все требования, то ему будут улучшены условия содержания в колонии", - сказала адвокат.

Состояние здоровья ее подзащитного заметно ухудшилось, считает Людмила Толстоногова. "Вид у него изможденный, глаза красные. Есть реальная угроза жизни", - сказала защитница, добавив, что ее как адвоката на допросы, которые проводит следователь следственного отдела ФСБ по Вологодской области, не допускают.

24 октября Людмила Толстоногова по факту пыток Зелимхана Аушева отправила заявления в прокуратуру Вологодской области и руководителю УФСБ по Вологодской области.

Комментариями от представителей ведомств в связи с заявлением адвоката на данный момент "Кавказский узел" не располагает. В УФСБ от комментариев в связи с заявлением адвоката отказались.

"Заявление Зелимхана Аушева позволяет понять обстоятельства, при которых умер осужденный по данному делу Тархан Картоев", - считает в свою очередь адвокат Татьяна Окушко, представлявшая защиту Картоева.

"Если раньше смерть Тархана Картоева можно было квалифицировать как "чрезмерное усердие" при побоях сотрудниками ИК-2, то теперь, ознакомившись с тем, что происходит с Зелимханом Аушевым, возникает сомнение в причинах, приведших к смерти Тархана Картоева. Есть все основания полагать, что и Картоева пытали, чтобы добиться от него согласия оговорить кого-то, дать признательные показания на людей, ему знакомых или же вообще неизвестных", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Татьяна Окушко.

Напомним, 30 июня отец Тархана Картоева получил телеграмму из ИК №2 Екатеринбурга, в которой сообщалось, что его сын умер 29 июня. По словам представителя Свердловского УФСИН, признаков насильственной смерти у осужденного не выявлено, а скончался он от острой сердечно-сосудистой недостаточности. Отец Тархана Картоева утверждает, что его сын никогда не жаловался на здоровье. Родственники умершего, получив его тело, обнаружили на нем многочисленные кровоподтеки и раны. Адвокат Татьяна Окушко сообщила, что ее заявление по факту насильственной смерти Тархана Картоева 4 июля принято в следственном отделе Екатеринбурга. Однако СКР не нашел состава преступления в смерти осужденного по делу о подрыве "Невского экспресса".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"