Соколов: решить конфликт в Карамане можно только с помощью реституции и выкупа земель

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Конфликт в Карамане возник не в последнюю очередь из-за махинаций с землями лесного фонда, решить проблему можно с помощью реституции и выкупа земель, считает генеральный директор Кавказского центра проектных решений, экономист Денис Соколов. Ситуация в Карамане является далеко не единственным земельным конфликтом в Дагестане, отметила глава представительства Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская.

Как сообщал "Кавказский узел", 21 августа в Карамане, куда прибыли жители таркинских и лакских сел, недовольные распределением земельных участков, начались массовые беспорядки. По данным МВД, в них участвовало около 700 человек и пострадали четыре сотрудника полиции. О наличии пострадавших сообщил также глава общественного совета поселка Кяхулай Залимхан Валиев.

Местность Караман (Черные Камни) относится к Кумторкалинскому району Дагестана и находится около Махачкалы. Жители кумыкских селений Тарки, Кяхулай и Альбурикент, ссылаясь на исторические документы, утверждают, что эти земли принадлежат им, и просят признать их репрессированным народом. На земли в Карамане претендуют также жители лакских сел Кумторкалинского района.

Соколов: земли в Карамане нельзя было распределять под участки для строительства

Главной причиной конфликта является то, что земельными участками в Карамане распоряжались в тот момент, когда права собственности на них были не определены, считает генеральный директор Кавказского центра проектных решений, экономист Денис Соколов.

"Территория Карамана, о которой идет спор, частично или полностью находится в лесном фонде, и, в принципе, она не могла по закону распределяться под участки для жилищного строительства. Но, тем не менее, эта земля была либо продана в частную собственность, либо передана в длительную аренду. Кто конкретно продавал - сказать не могу, не видел документов. Но можно предположить, что делалось это при участии чиновников, связанных с лесхозом", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Денис Соколов.

Есть конкретные люди, которые отдали деньги и купили участки под индивидуальное жилищное строительство, отметил генеральный директор Кавказского центра проектных решений.

"Собственно, это и послужило сигналом, неким разрешающим фактором для таркинских кумыков, которые полтора года назад заняли эти земли. Ведь эта территория была выделена кумыкским колхозам в бессрочное пользование еще до войны, в 1929-м, кажется, году. А колхозы были созданы, в свою очередь, на землях джамаатов, включающих частные, коллективные и общественные владения. Кроме того, последующее вхождение этих поселков в состав Махачкалы лишило их жителей возможности участвовать в распределении земельных участков – это доходное право перешло городской администрации", - привел свою точку зрения Денис Соколов.

По мнению Соколова, решить земельный конфликт, подобный тому, который возник в Карамане, можно только посредством проведения реституции и выкупа, где это необходимо, "перекрестных прав" собственности.

"Реституция - это возвращение земли сообществам, которые ею владели раньше, восстановление муниципальных юрисдикций внутри Махачкалы, предоставление других участков или прямого выкупа прав собственности у тех домохозяйств, которым земельные участки предоставлены на "чужих землях". Пусть даже "по бумагам" там все "чисто". При ликвидации колхозов были почти законно обворованы большинство дагестанцев. Когда создавались колхозы, у сообществ изымалась их земля, а когда в 90-х годах колхозы были ликвидированы, возвращения земель сообществам не произошло", - заявил генеральный директор Кавказского центра проектных решений.

Обстановка в местности Караман (Черные Камни) в Кумторкалинском районе Дагестана стабилизировалась, сообщили сегодня в местной полиции. После беспорядков жители лакских и таркинских сел договорились о моратории на строительство домов в Карамане до выборов главы Дагестана. Представляющий интересы таркинцев Магомед-Амин Магомедов в свою очередь утверждает, что вопрос моратория сначала будет обсужден на съезде таркинцев 25 августа.

Возникло перекрестное право собственности на землю: таркинцы считают землю своей, апеллируя к документам довоенного периода. В свою очередь лакцы ссылаются на решения 3-го съезда народов Дагестана в 1991 году, заметил Денис Соколов.

"И есть еще частные лица, которые приобрели тут участки, отдали за них живые деньги. У каждой стороны своя правда, своя логика и свои экономические интересы. Кроме того, есть еще люди, которые активно используют конфликт как политический ресурс. В итоге возникает самое архаичное право – право сильного. А это – один шаг до этнических чисток и геноцида", - сказал Денис Соколов.

Без реституции невозможно начинать нормальный разговор о земельной собственности в Дагестане и невозможно рассчитывать на экономическое развитие республики.

"Всегда будет повторяться одна и та же история – распределение ранее общей или общинной земли и имущества в личных интересах. И – конфликт. Будь то сахарный завод в Ногайском районе, виноградники в Южном Дагестане, птицефабрика в Буйнакском или в Бабаюртовском районе. Продажа краденого автомобиля безопаснее – его можно перегнать в другой регион или даже страну, с землей – сложнее. Она всегда на одном месте, и ее хозяева, живущие не по бумагам, а по обычаям, никогда не признают чужие права собственности. Другой вопрос - какова глубина этой реституции, с какого года начинать отсчет и что делать с перекрестными правами, которые уже возникли, как в Новолаке. В каждом конкретном случае надо разбираться отдельно и договариваться, учитывая права и интересы всех сторон, понимая, что где-то придется "выкупать" права – другой землей, имуществом или деньгами. Силовой путь опасен – можно выпустить джинна из бутылки", - считает Денис Соколов.

Генеральный директор Кавказского центра проектных решений также прокомментировал доводы оппонентов таркинцев, которые утверждают, что жителям кумыкских сел в пригороде Махачкалы в свое время выделялась земля в Семендере и Новом Кяхулае, однако они ее продали.

"В общем, это может быть аргументом только в моральном споре. Ведь если у меня есть какая-то собственность, то это мое дело - продавать ее или нет. Но если государство выделило землю для переселения лакцев, при каких бы обстоятельствах это ни происходило, то это ответственность государства, а не вопрос, который должен решаться дракой "стенка на стенку". Если, конечно, государство пытается выполнять свои функции", - заключил Денис Соколов.

Магомедов: причиной конфликта стала политика прежнего руководства республики

Караманские земли были переданы лакцам, переселяющимся из Новолакского (бывшего Ауховского) района, в 1991 году, сообщил глава села Новокули Кумторкалинского района Руслан Магомедов.

"Так решил III съезд народов Дагестана. А таркинцы заявляют, что у них есть государственный акт на эту землю от 1928 года, хотя все знают, что он утратил силу. Если так рассуждать, давайте вспомним XVII-XVIII век, ханства начнем восстанавливаться, почему отчет нужно вести именно с 1928 года?", - заявил глава села.

По мнению Руслана Магомедова, причиной конфликта стала политика прежнего руководства республики.

"Всю эту кашу заварили экс-президент Магомедсалам Магомедов и спикер народного собрания Магомедсултан Магомедов, кумык по национальности. Это они допустили, чтобы таркинцы пришли в Караман. Они там сидят уже полтора года, и не просто сидят, но и строятся", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Магомедов.

Лакцы, по его словам, неоднократно обращали внимание на неоднозначную ситуацию.

"Мы их успокаивали, говорили, что президент решит этот вопрос. Сегодня вся надежда на Рамазана Абдулатипова. Наш народ требует, чтобы в Кумторкалинском районе установили законность и порядок. Чтобы закон соблюдался. Если даже у нас эти земли заберут и отдадут им - пусть это сделают по закону. Пусть так и заявят, что землю передали прежним владельцам, которые были хозяевами земли в 1928 году или когда-то еще. Только так можно каким-то образом успокоить людей. А пока люди видят, что закона нет", - заявил Руслан Магомедов.

21 августа представители дагестанского правительства Рамазан Джафаров и Артур Исрапилов, прибывшие к месту столкновения на Карамане, предложили участникам конфликта подождать до выборов 8 сентября, говорит глава села Новокули.

"Мы готовы подождать, но и таркинцы пусть тоже уйдут. У них же никаких документов на эту землю нет. Это лесхозовские земли", - сказал Руслан Магомедов.

Гасан-Гусейнов: конфликт не носит национальной окраски

Властям необходимо как можно скорее определить свою позицию о принадлежности спорной земли, считает представитель лакских переселенцев Муслим Гасан-Гусейнов.

"Проблема в том, что в этом вопросе нет ни одной точки, везде запятые. Капля за каплей проблема усугублялась и вот во что вылилась. Мы всеми силами старались остановить этот бардак. Два месяца назад встречались с начальником местной милиции, он сказал: "Через три дня вопрос будет решаться на уровне правительства". Не решился. Сейчас нас снова попросили подождать до конца сентября, пока пройдут выборы и инаугурация. Это правильно, пусть определится команда, которая возьмется за решение этого вопроса и будет за него отвечать", - говорит Муслим Гасан-Гусейнов.

Власть должна четко определить свою позицию, кому принадлежит земля, отметил Муслим Гасан-Гусейнов.

"Нужно объективное, справедливое решение для народа, который пострадал при депортации. Лакцам некуда уходить. И там землю забрали, и тут мало дали, и то, что дали, - тоже забирают. Статус этих земель и будущее этого района до сих пор не определены", - сказал Муслим Гасан-Гусейнов.

При этом он подчеркнул, что конфликт не носит национальной окраски.

"В комментариях в интернете пишут провокационные вещи. Мы хотим подчеркнуть: сегодня у лакцев с братским кумыкским народом никаких проблем нет. Есть проблема таркинцев. Земля на Карамане, на берегу Каспийского моря, в 91-м году была передана лакцам. Сегодня у нас это единственный район на равнине", - сказал Муслим Гасан-Гусейнов.

Валиев: беспорядки устраивают те, кто незаконно продал землю

Земли на территории Карамана не принадлежат Новолакскому району, привел свою точку зрения представителя таркинцев Залимхан Валиев.

"Эти земли были выделены федеральному агентству, комитету лесного хозяйства. Правительство республики, лакские сельские администрации, руководители Кумторкалинского и Новолакского районов отдали их в аренду, арендаторы их продали. 165 гектаров продано в Кумторкалинском районе. Теперь, когда покупатели потребовали вернуть им деньги, продавцы устраивают тут массовые беспорядки. Они не могут вернуть деньги - слишком большие суммы, поэтому собрали тут массу людей своих сторонников - аварцев, лакцев, и стараются такими провокационными методами вынудить нас уйти", - утверждает Залимхан Валиев.

По его словам, таркинцы вынуждены были прибегнуть к самозахвату земли в Карамане, потому что их требования много лет игнорируются.

"Мы много лет поднимаем вопрос о восстановлении Таркинского района. В феврале мы отвезли свое обращение президенту страны. До сих пор на него нет ответа. Наши проблемы игнорируют. Мы больше не можем терпеть", - заявил Залимхан Валиев.

5 февраля 2013 года представители сел Тарки, Кяхулая и Альбурикента передали в администрацию президента России письмо о проблемах кумыков в регионе, в котором просили восстановить Таркинский район и вернуть кумыкам земли, изъятые в 1944 году. Обращение было принято на многотысячном митинге кумыкской общественности, который состоялся 12 апреля 2012 года.

Сокирянская: необходимо пересмотреть статус таркинских сел в составе Махачкалы

Ситуация в Карамане является далеко не единственным земельным конфликтом в Дагестане, считает глава представительства Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская.

"Необходима большая кропотливая работа по распутыванию клубков территориальных и земельных проблем, которые копились десятилетиями и усугубляются коррупцией. С 1992 по 2003 год четырнадцать, в основном, кумыкских сел, были присоединены к Махачкале. И как утверждают кумыкские активисты, без согласия жителей. Протоколы сходов сел были, по их информации, сфальсифицированы. После объединения с Махачкалой поселки потеряли право на самоуправление и контроль над распределением земель", - отметила Екатерина Сокирянская.

Некоторые жители этих сел еще с девяностых годов стоят в очереди на получение земельных участков, в то время как земли вокруг поселков распроданы администрацией Махачкалы, заявила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" глава представительства Международной кризисной группы.

"Молодежь не может построить дома, негде держать домашнюю скотину, работы тоже нет, людям приходится уезжать или влачить жалкое существование. Больше года жители этих поселков пытались решить свои проблемы, проводили акции протеста, апеллировали к чиновникам в Махачкале и в Москве. Но никто не обращал внимания. А когда насущные повседневные проблемы не решают, они приобретают больший масштаб, политизируются, возникает стремление гарантировать свои права созданием этнических территорий, появляются требования восстановления исторической справедливости, конфликт приобретает межнациональную окраску", - считает Екатерина Сокирянская.

По мнению эксперта, для решения проблемы в Карамане нужно вернуться к вопросам справедливого распределения земли в кумыкских поселках, пересмотреть их статус в составе Махачкалы, при этом строго исключив коррупционную составляющую.

"Решив эту проблему, можно будет найти взаимоприемлемое решение по остальным, все стороны готовы к компромиссам. Надеюсь, что после избрания Рамазан Абдулатипов, будучи специалистом в области национальной политики, сможет продемонстрировать, как на практике разрешать земельные конфликты, и найти долгосрочное решение ситуации вокруг Карамана", - прокомментировала возникшую ситуацию Екатерина Сокирянская.

Участник прошедшего 21 августа митинга Залимхан Валиев предоставил "Кавказскому узлу" видеокадры с акции протеста в Карамане.

Корни конфликта в Карамане уходят во времена сталинских репрессий. В 1944 году в Центральную Азию были депортированы около 15 тысяч чеченцев-аккинцев, проживавших в Ауховском районе Дагестана. Ауховский район был ликвидирован, чеченские села переименованы и туда насильно переселены лакцы и аварцы из горного Дагестана. В 1957 году чеченцы вернулись на Северный Кавказ. Активно добиваться восстановления своего этнического района они начали с конца 1980-х годов. Одновременно признания права на земли, которые они считают исторически своими, предъявили кумыки, отмечается в докладе Международной кризисной группы "Северный Кавказ: Сложности интеграции (I), этничность и конфликт" за октябрь 2012 года.

Напомним, в мае нынешнего года на форуме "Северный Кавказ: механизмы и риски земельной реформы" региональный директор Кавказского центра проектных решений Хабиб Магомедов заявил, что требование о создании Таркинского района объективно не может быть выполнено. "Вы сами прекрасно это понимаете, там располагается крупный город, там смесь интересов, различной собственности. Остается только договариваться", - подчеркнул Хабиб Магомедов.

14 марта в Пятигорске прошла конференция Общественного совета Северо-Кавказского федерального округа. Выступивший на встрече полпред президента в СКФО Александр Хлопонин предложил создать экспертную группу по решению земельных вопросов, заявив, что в этой сфере отмечается наибольшее число коррупционных преступлений.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"