В Азербайджане принят акт амнистии, местные правозащитники разочарованы нераспространением ее на политзаключенных

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Национальное собрание Азербайджана сегодня приняло акт об амнистии, которая приурочена к 90-летию со дня рождения покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева. Амнистия, по данным властей, затронет девять тысяч человек, из них две тысячи будут освобождены от дальнейшего отбытия тюремного наказания. Представители гражданского общества Азербайджана ставят под сомнение реальность этих цифр и выражают разочарование в связи с тем, что амнистия не коснулась политзаключенных и "узников совести".

Как сообщал "Кавказский узел", инициатива принятия акта об амнистии принадлежит члену Нацсобрания Мехрибан Алиевой – супруге президента Азербайджана Ильхама Алиева и главе фонда Гейдара Алиева. Она предложила приурочить амнистию к 90-летию со дня рождения третьего президента страны Гейдара Алиева, отмечаемого 10 мая.

Акт об амнистии был принят депутатами без обсуждения

Акт об амнистии был принят сегодня парламентом единогласно. Все присутствовавшие на заседании 114 депутатов после представления этого документа автором законодательной инициативы Мехрибан Алиевой проголосовали "за". Документ был поставлен на голосование без обсуждения.

Согласно акту об амнистии, от отбытия наказания будут освобождены женщины, не совершившие преступлений, представляющих большую угрозу для общества, а также приговоренные к наказанию за совершение менее тяжких преступлений; лица, совершившие преступления в возрасте до 18 лет; инвалиды первой и второй групп; мужчины, достигшие 60 лет; лица, имеющие на попечении несовершеннолетних детей и детей-инвалидов первой или второй групп; лица, участвовавшие в боях за сохранение суверенитета и территориальной целостности Азербайджана; лица, вынужденно переселенные из родных мест в результате карабахского конфликта.

Кроме того, амнистия распространена на лиц, приговоренных к запрету на занятие определенных должностей на конкретно установленные сроки; штрафам на не более чем 2 тысячи манатов (около 2500 долларов); исправительным работам; общественным работам. Также на свободу выйдут военнослужащие, отбывающие наказание в учреждениях типа колоний-поселений и до завершения срока отбытия которых остается менее одного года; осужденные к дисциплинарным наказаниям в войсковых частях и до завершения отбытия наказания которых также остается менее одного года. 

В то же время в акте об амнистии указывается перечень статей, осужденные по которым не подпадают под амнистии. Это статьи, определяющие меры наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления против мира, безопасности, человечности, личности, общественной безопасности и порядка, в военной и экономической сферах.

Акт амнистии должен быть исполнен в течение четырех месяцев со дня его принятия.

Адвокаты, оппозиционеры и правозащитники разочарованы в связи с тем, что амнистия не коснется политзаключенных и "узников совести"

Представители адвокатуры Азербайджана, оппозиционеры и местные правозащитники выражают разочарование сферой охвата амнистии и нераспространением ее на политзаключенных и "узников совести".

Джавадлы: недостаток объявленной амнистии в том, что она не распространяется на подследственных и уже представших перед судом

"Этот акт не только не стал "золотой амнистией", которая в годы независимости Азербайджана была объявлена лишь один раз – летом 1992 года при правительстве  покойного президента и лидера Народного фронта Абульфаза Эльчибея. Она коснулась многих лиц, даже тех, кто был осужден за тяжкие преступления против личности", - заявил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" адвокат Джавад Джавадлы.

По его словам, нынешняя амнистия, как и амнистии 2007 и 2009 года стали регрессивными актами даже по сравнению с амнистиями предыдущих лет.

"В частности, их большой недостаток в том, что последние три амнистии распространены только на лиц, в отношении которых вступил в законную силу судебный приговор. То есть амнистия не распространяются на подследственных и уже представших перед судом. А это большое нарушение принципа справедливости. Ведь в отношении определенных лиц судебные процессы могли по субъективным причинам затягиваться", - говорит Джавад Джавадлы.

В последние годы в Азербайджане дважды объявлялась амнистия, и оба раза ее инициатором была Мехрибан Алиева. В мае 2007 года амнистия коснулась 9773 человек, в том числе 1500 были освобождены. В марте 2009 года также были амнистированы свыше 9000 человек, в том числе около 1700 вышли на свободу, а 1200 заключенным был наполовину уменьшен срок.

Что касается оценки адвокатом нынешней амнистии по существу, он отметил, что "хотя это и гуманистический шаг, однако он не оправдал ожиданий в отношении политзаключенных, других лиц, несправедливо осужденных". 

"Хотя под действие амнистии попадает статья 234.1 (незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в количестве, превышающем необходимое для личного потребления) УК Азербайджана, по которой осуждены многие политические и религиозные активисты, однако оговорка в документе лишает их права выхода на свободу", - отмечает адвокат.

Так, указывает он, согласно специальному замечанию в акте, амнистия распространяется на тех осужденных по статье 234.1, которые имеют на своем попечении малолетних детей, являются вынужденными переселенцами и другое. "Исходя из этого, амнистия распространяется только на одного из религиозных активистов, осужденных по этой статье – Мехти Шамилли. До завершения срока его наказания остается менее года (Шамилли был арестован 6 августа 2012 года, 24 января 2013 года был осужден к полутора годам лишения свободы. – Прим. "Кавказского узла"). Кроме того, у него на попечении двое малолетних детей", - отметил адвокат Джавадлы.

В то же время, продолжил он, амнистия не распространяется на статьи 228.1 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств), 233 (организация действий, способствующих нарушению общественного порядка или активное участие в таких действиях) и 315 (сопротивление или применение насилия в отношении представителя власти) УК АР, также часто применяемых против политических и религиозных активистов.

Исмайлов: в акте амнистии заметны признаки дискриминационного отношения по принципу политической принадлежности

Другой известный азербайджанский адвокат Адиль Исмайлов ставит под сомнение цифру 9000 человек, на которых, по официальным данным, распространится амнистия.

"Считаю, что это выдуманная цифра. Я внимательно изучил текст акта амнистии. Многие статьи УК не подпадают амнистию. На осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления амнистия вовсе не распространяется. Предыдущие амнистии касались более широкого круга лиц", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Адиль Исмайлов. 

Он критически оценил и норму акта амнистии о том, что она не распространяется на осужденных, которые оказались не в состоянии оплатить финансовые задолженности.

Кроме того, на взгляд адвоката, в акте амнистии "заметны признаки дискриминационного отношения по принципу политической принадлежности". Так, несмотря на то, что в документе указывается распространение амнистии на женщин, приговоренных к наказанию за совершение менее тяжких преступлений, статья, по которой осуждена молодая активистка партии "Мусават" Нигяр Ягублу, отнесена к исключениям, на которые не распространяется амнистия.

"Нигяр Ягублу отбывает 2,5 года наказание по обвинению в совершении ДТП, повлекшем смерть человека. Статья 263.3 относится, как поясняется в общей части самого Уголовного кодекса, к категории менее тяжких преступлений, совершенных по неосторожности. Так почему же в акт амнистии статьи, определяющие наказания за менее тяжкие преступления включены выборочно? Ответ ясен – это дискриминация по политической принадлежности", - убежден Исмайлов. 

Ализаде: больше всего амнистия затронет бывших чиновников

Адвокат Акиф Ализаде также критикует нераспространение  амнистии на политзаключенных. При этом он обращает внимание на то, что в акте оговаривается, что если одна из статей осужденного подпадает под амнистию, а другая (другие) не подпадают, то амнистия на этого заключенного не распространяется. А многие политзаключенные осуждены по разным статьям УК, поясняет адвокат Ализаде.

На его взгляд, больше всего амнистия пойдет на пользу лицам, осужденным за должностные преступления, то есть в основном затронет бывших чиновников.

Агазаде: в последние годы амнистии не оправдывают надежд общества

Лидер партии "Умид" ("Надежда") Игбал Агазаде также выразил разочарование по поводу нераспространения амнистии осужденных на политзаключенных.

"На мой взгляд, амнистия должна была коснуться осужденных в связи с народными волнениями в Губе 1 марта 2012 года, подследственных по волнениям в Исмаиллы 23-24 января. Эти люди были спровоцированы на противоправные действия чиновничьим произволом", - заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Игбал Агазаде.

По его мнении, амнистию надо было распространить также на арестованных молодых активистов движения Nida, других политических активистов и журналистов, лиц отбывающих пожизненное заключение, которое им было установлено в качестве альтернативного наказания, назначенного в связи с отменой смертной казни в 1998 году. "К сожалению, в последние годы амнистии не оправдывают надежд общества", - констатировал Агазаде.

Оппозиционная партия "Мусават" критически оценивает акт амнистии. "Власти превратили в механизм политической дискриминации даже такой гуманный акт, как амнистия. Амнистия не распространена на политзаключенных", - заявил зампред партии "Мусават" Гюльага Асланлы.

Джафароглу: власти должны быть заинтересованы в освобождении политзаключенных

Глава Общества защиты прав женщин имени Диляры Алиевой Новелла Джафароглу также указывает, что ожидалось, что в акт амнистии будут включены статьи лиц, которых правозащитники считают политзаключенными.

"Конечно, мы рады  за тех, кто по этой амнистии выйдут на свободу или будут освобождены от других наказаний. Но мы ожидали, что амнистия будет распространена и на политических активистов. Представители власти в приватных беседах обещали, что в акт амнистии будут включены статьи некоторых лиц, которых мы считаем политзаключенными. Но, к сожалению этого не произошло", - рассказала Джафароглу.

Однако, по ее словам, Мониторинговая группа правозащитных организаций Азербайджана (МГПЗОА), членом которой она является, продолжит усилия для освобождения политзаключенных.

"В действительности в этом должны быть заинтересованы и власти. В последнее время в ООН, европейских структурах Азербайджан подвергают критике за проблемы с правами человека. В такой ситуации ни к чему создавать дополнительные проблемы. Не выгодно властям в преддверии президентских выборов предпринимать шаги, негативно отражающиеся на их имидже", - сказала Джафароглу.

По спискам МГПЗОА, на конец 2012 года с учетом президентского помилования от 26 декабря в заключении оставалось всего шесть политзаключенных. Однако с начала года появились новые потенциальные заключенные – семь активистов движения Nida, лидер движения "Республиканская альтернатива" Ильгар Мамедов, зампред партии "Мусават" Тофиг Ягублу и ряд других оппозиционных активистов, проинформировала Джафароглу.

Общее число политзаключенных в Азербайджане составляет около 70 человек, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" в апреле директор Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эмин Гусейнов.

По данным главы Общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных" Октая Гюльалыева, по данным на начало мая этого года в Азербайджане общее число политзаключенных и потенциальных политзаключенных, находящихся под следствием или уже представших перед судом, составляет около 100 человек.

Ранее директор Института мира и демократии Азербайджана Лейла Юнус также выразила беспокойство за судьбу политзаключенных.

"Большинство арестованных активистов – это "узники совести". Ни один из них не совершал противозаконного действия. Их аресты являются политическим заказом. Среди них я могу назвать моих коллег-правозащитников – Гилала Мамедова, Ильхама Амирасланова, Ильгара Рзаева, Бахтияра Мамедова, журналиста Аваза Зейналова, оппозиционных активистов Ильгара Мамедова и Тофига Ягублу, а также молодых активистов из движения Nida и других организаций", - заявила Юнус 5 мая, выступая на церемонии награждения ее международной премией имени Теодора Хеккера за заслуги в правозащитной деятельности.

Орудж: согласно принципу равенства права для всех, при амнистии дифференциация по конкретным персонам недопустима

Неправильно рассматривать амнистию в контексте конкретных лиц, в свою очередь, считает депутат Народного собрания Азербайджана, зампред проправительственной партии "Ана Вэтэн" ("Отечество") Захид Орудж

"Амнистия в отличие от указов о помиловании не распространяется на конкретные лица, а охватывает определенные категории осужденных по статьям Уголовного кодекса. Смысл этого в проявлении гуманизма государства, предоставлении шанса лицам, совершившим менее опасные для общества преступления, вернуться в общество. Если исходить из принципа равенства права для всех, то дифференциация по конкретным персонам недопустима. При амнистии не имеет значения политическая и социальная принадлежность граждан", - сказал Орудж.

Власти Азербайджана отрицают наличие в стране политзаключенных и заявляют, что конкретные лица из списков правозащитников арестованы не за свои взгляды и убеждения, а за совершенные ими уголовные деяния.

В настоящее время в пенитенциарных учреждениях Азербайджана отбывают наказание около 18 тысяч человек.

Помимо амнистий, президент Азербайджана периодически издает указы о помиловании, последний из которых был подписан 26 декабря 2012 года. Помилованы были 87 человек, в том числе 13 политзаключенных. По мнению правозащитников, помилование тогда коснулось лишь малой части политических заключенных.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"