В Азербайджане двое обвиняемых в беспорядках в Губе осуждены на 4 и 5 лет заключения, еще семеро - условно

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сегодня в Губинском районном суде Азербайджана оглашен приговор девяти обвиняемым в беспорядках в городе Губа. Двое подсудимых получили реальные сроки лишения свободы, еще семеро были осуждены условно. Вчера, 13 декабря, по этим же событиям были осуждены восемь человек, в том числе шестеро – условно.

Как сообщал "Кавказский узел", 1 марта 10 тысяч человек приняли участие в митинге в Губе и потребовали отставки главы исполнительной власти района Рауфа Габибова, который выступил с обвинениями в адрес губинцев. Размещенный в Интернете видеосюжет об этом вызвал акцию протеста, которая переросла в беспорядки. Протестующие сожгли виллу Габибова, пострадали и вспомогательные постройки райадминистрации.

Сегодня на процессе под председательством судьи Этибара Гулиева был зачитан приговор девяти обвиняемым.

Ранее, на процессе 27 ноября Ахад Ибрагимов заявил, что судебное следствие доказало вину этих подсудимых в преднамеренном уничтожении имущества, нарушении общественного порядка, применении силы в отношении сотрудников полиции.

Он попросил суд приговорить Сахавета Фаизи к шести годам лишения свободы, остальных восьмерых обвиняемых – Тапдыга Гарибова, Хайяма Юнусова, Ниямеддина Алескерова, Рашада Ильясова, Эльгюна Магеррамова, Бахруза Гарибова, Алекпера Наджафи и Рафига Муршудова – к пяти годам тюремного заключения.

Отметим, что в период следствия Юнусов и Фаизи содержались под стражей, остальные подсудимые находятся на свободе под подпиской о невыезде.

Как передает корреспондент "Кавказского узла", накануне в своем заключительном слове адвокаты заявили, что вина их подзащитных в совершении уголовных преступлений не доказана, и нарушение ими закона заключалась в участии в несанкционированной акции, что следовало бы квалифицировать как административное правонарушение.

Спасибо, другого мы и не ожидали

"Вина моего подзащитного заключается лишь в участии в несанкционированной акции протеста, за что можно назначить и административное наказание. С другой стороны неправильно судить людей, которые выразили протест против выступления главы района, оскорбившего местных жителей. Каждый имеет право на защиту своей чести, достоинства и свободу собраний. Поэтому я считаю несправедливым требование прокурора вынести моему подзащитному наказание в виде лишение свободы", - в частности, заявил адвокат Бахруза Гарибова Рауф Кязимов.

Сами подсудимые также отвергли обвинения в уничтожении чужого имущества, нарушении общественного порядка и оказании сопротивления полиции.

Они также заявили, что считают себя виновными в участии в несогласованной акции. При этом обвиняемые просили суд вынести им оправдательный вердикт с учетом их молодого возраста.

Выступления защиты и подсудимых завершились 13 декабря, однако оглашение приговора было назначено на пятницу.

Суд приговорил Сахавета Фаизи к пяти годам лишения свободы, Хаямя Юнусова к четырем годам тюремного заключения. Остальные семь обвиняемых – Тапдыг Гарибов, Хайям Юнусов, Ниямеддин Алескеров, Рашад Ильясов, Эльгюн Магеррамов, Бахруз Гарибов, Алекпер Наджафи и Рафиг Муршудов - приговорены к трем годам лишения свободы условно.

При этом судья Гулиев зачитывал приговор с некоторым содроганием в голосе.

Осужденные к реальным срокам наказания слушали приговор из железной клетки. Они восприняли вердикт суда ироничными репликами: "Спасибо, другого мы и не ожидали". Мать Юнусова, однако, стала эмоционально выражать протест, обвиняя суд в несправедливости и выкрикивая слова: "Вы не мужчины, у вас нет совести!" Однако судьи и прокурор спешно покинули зал.

Получившие, наказания условно остались довольными приговором. "Ну что сказать. Все и так ясно. Я рад, что остался на свободе", - сказал Рафиг Наджафи корреспонденту "Кавказского узла".

Асия Гарибова, мать другого обвиняемого, осужденного к наказанию условно - Бахруза Гарибова - также выразила удовлетворение результатом процесса. "Мой сын остался на свободе, и я рада этому", - сказала женщина.

Другие оставшиеся на свободе обвиняемые и их родные также выражали удовлетворение результатами процесса. Некоторые из родных осужденных благодарили за это президента Азербайджана Ильхама Алиева.

Я рад, что остался на свободе

Адвокаты, в том числе защитники получивших реальный срок наказания осужденных спешно покинули суд, отказавшись от комментариев журналистам.

Родные Фаизи и Юнусова сообщили, что они недовольны решением суда и обязательно подадут апелляционные жалобы и надеются, что следующая судебная инстанция заменит реальные сроки наказания на условные.

Напомним, что 13 декабря в Губинском районном суде был зачитан приговор еще восьми обвиняемым в беспорядках в Губе 1 марта.

Суд приговорил Фархада Абдурахманова и Сахават Алескеврова соответственно к пяти годам и четырем годам трем месяцам лишения свободы. Самир Талыбов, Алхас Даньялов, Матлаб Дадашев, Сарвин Чобанов и Мурад Закиров осуждены на три года лишения свободы условно.

В Губинском районном суде продолжается процесс над еще семью обвиняемыми в беспорядках в Губе 1 марта.

Кроме того, 13 декабря в Хачмазском районном суде шел суд над последней группой обвиняемых в беспорядках в Губе 1 марта из шести человек, в том числе главой городского муниципалитета Эльханом Алиевым, исполнительным директором Губинского регионального телевидения "Хаял ТВ" Вугаром Гонаговым и Зауром Гулиевым.

Арастун Оруджлу: за акциями протеста может крыться передел сфер влияния среди чиновников

По мнению юриста Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Эльнура Мамедова, рассмотрение уголовных дел по событиям в Губе 1 марта отдельными группами преследуют цель максимального снижения общественного внимания к ним.

"Ведь если перед судом предстанут сразу 30 человек, то соответственно должно быть столько же адвокатов. Возрастет количество и родных обвиняемых, посещающих судебное заседание. В районном суде нет такого зала, который бы вместил такое количество людей. В таком случае надо процесс проводить в каком-либо большом зале на объектах культуры, к примеру. Соответственно потребуются и более масштабные меры безопасности. Это неизбежно будет привлекать внимание большего количества людей и вызывать большой общественный резонанс", - сказал юрист в беседе с корреспондентом "Кавказского узла".

Хотя, добавил он, в уголовно-процессуальном законодательстве можно найти лазейки для проведения отдельных процессов по одним и тем же событиям, по-разному классифицируя степень тяжести предъявленных обвинений подследственным.

Политолог Центра исследований "Восток-Запад" Арастун Оруджлу, комментируя судебные процессы над обвиняемыми по Губинским событиям, выразил мнение, что тактика рассмотрения дел небольшими группами преследует цель свести суть событий к "неосознанной спонтанной реакции местных жителей на оскорбительные высказывания главы района".

Публичное расследование подобных методов внутренних разборок могло бы расшатать баланс сил

Оруджлу считает, что появившаяся в СМИ сразу после Губинских событий версия о том, что за протестами против главы района стоит борьба за сферы влияния в районе между олигархическими группами, не лишена оснований.

По его словам, районы Азербайджана негласно поделены на сферы влияния между чиновниками-олигархами. Тем не менее между ними периодически разворачивается тайная борьба за передел сфер влияния. В этом смысле живописный Губинский район на склоне Большого Кавказа является "особо лакомым кусочком" с точки зрения потенциала развития туризма, а также перерабатывающей аграрной промышленности.

"Но, судя по всему, власти решили не выносить сор из избы, поскольку публичное расследование подобных методов внутренних разборок могло бы расшатать баланс сил с возможной дестабилизацией политической ситуации. Поэтому все было сведено к представлению событий 1 марта как выражения спонтанного протеста", - считает Оруджлу.

На его взгляд, хотя и глава района был отправлен в отставку, сам Губинский район по-прежнему, остался в негласном "владении" министра транспорта Зии Мамедова, дабы не нарушить существующий статус-кво. Сам Мамедов это предположение пока не комментировал.

В то же время, по мнению эксперта, катализатором волнений стали и существующие социально-экономические проблемы - безработица, взяточничество и произвол местных чиновников, социальное расслоение. Он считает погром и поджог разгневанной толпой роскошной виллы главы района проявлением недовольства людей глубокой социальной несправедливостью.

Ранее "Кавказский узел" сообщал, что 29 марта МВД и генпрокуратура в совместном пресс-релизе заявили о привлечении к ответственности по событиям в Губе 25 человек, в том числе и Эльхана Алиева. По данным следствия, именно он был инициатором распространения выступления бывшего главы района Габибова в Интернете.

15 марта глава Азербайджана Ильхам Алиев назначил в Губинский район нового главу исполнительной власти Мубариза Агаева, возглавлявшего ранее администрацию Мингечаура. Габибов же был уволен 2 марта. 7 марта был смещен с поста замглавы райуправления полиции Азер Рзаев.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"