В Азербайджане 16 участников акции против небоевых потерь приговорены к крупным штрафам

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

16 участников акции протеста против небоевых потерь в азербайджанской армии по решению Насиминского и Сабаильского районных судов Баку приговорены сегодня к административным штрафам на сумму от 300 до 600 манатов (примерно от 340 до 680 долларов).

Напомним, 12 января в центре Баку полиция пыталась воспрепятствовать проходящей акции протеста против небоевых потерь в национальной армии. В ходе акции стало известно, что полиция задержала около 20 человек. По данным же оппозиционных партий Народного фронта Азербайджана (ПНФА) и "Мусават", в Сабаильское и Насиминское районные управления полиции города были доставлены около 40 человек, которых к вечеру 13 января отпустили после вынесения им предупреждений о недопустимости участия в несогласованных акциях протеста. При этом группу задержанных обязали 14 января явиться в суды и взяли с них подписки.

Участники акции намерены подать апелляционные жалобы

16 участников акции признаны виновным по статье 298 "Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетов" Кодекса об административных правонарушениях. Решения о вынесении им штрафов Насиминским и Сабаильским районными судами приняты на основе представлений органов полиции. 

Среди приговоренных к штрафам - члены партий Народного фронта Азербайджана (ПНФА), "Мусават", гражданского движений "Nida", организаций "Свободная молодежь" и "Позитивные перемены", а также молодые люди, не являющиеся членами каких-либо партий и организаций.

Отметим, что размеры штрафов по статье 298 были многократно увеличены осенью прошлого года. 2 ноября 2012 года парламент Азербайджана принял поправки в законодательство с целью ужесточения мер ответственности за нарушение правил организации и проведения акций протеста. В частности, штраф за участие в несанкционированной акции протеста был увеличен с 7-13 манатов ( 8,5-15,7 долларов) до 1000 манатов (1270 долларов). Поправки вступили в силу с 1 января.

Мы против таких непомерно высоких штрафов, направленных на нарушение свободы собраний

Один из подвергшихся наказанию в административном порядке, глава организации "Свободная молодежь" Ульви Гасанли сказал, что не намерен платить штраф. "Ни я, ни другие ребята не собираются платить штрафы. Дело даже не в том, что у нас нет таких средств. Мы в принципе против таких непомерно высоких штрафов, направленных на нарушение свободы собраний. Мы подадим апелляционную жалобу", - заявил Гасанли.

Другой подвергшийся штрафу, глава молодежного отделения ПНФА Абульфаз Гурбанлы на своей странице в Facebook написал: "Давайте скинемся по 5-10 гяпик (0,62-12,4 центов), максимум по 1 манату (1,25 доллара) и отнесем эти деньги в суд. Пусть власть опозорится, а люди не будут бояться участия в митингах".

Вместе с тем в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Гурбанлы отметил, что, "применив реакционное законодательство о штрафах, власти создали прецедент, и теперь будет проведена общественная кампания, акции против высоких размеров денежных санкций". Он также добавил, что будут приняты юридические меры с целью обжалования решения судов.

Интигам Алиев: размер штрафа превышает среднемесячную зарплату

Координировавший в судах защиту прав участников акции глава "Общества правового просвещения", юрист Интигам Алиев подверг критике решения о штрафах.

Эти люди не допустили никакого нарушения закона, их задержание и применение высоких штрафов является показателем отношения властей Азербайджана к правам человека

"Международное право гласит, что если лицо даже участвовало в несогласованной акции протеста, но не допустило насильственного действия, то его задержание, взыскание с него штрафа является нарушением свободы собраний. В то время как эти люди не допустили никакого нарушения закона, их задержание, доставка в полицию, представление в суд и применение высоких штрафов является показателем отношения властей Азербайджана к правам человека", - заявил Интигам Алиев корреспонденту "Кавказского узла".

C другой стороны по мнению Алиева, "применение штрафов, намного превышающих месячные заработки наказанных, является новой тактикой властей".

"Аресты не дают того эффекта, люди больше не боятся этого. Кроме того, это вызывает большой резонанс. В этом смысле штрафы могут быть более сдерживающими мерами, поскольку бьют по карману людей", - сказал Интигам Алиев.

Отказ от выплаты штрафа, по словам Интигама Алиева, может привести к тому, что "теоретически против них могут возбудить уголовное дело за неисполнение решения суда".

Однако, оштрафованные даже при желании не смогут выполнить решение суда, поскольку средняя зарплата в Азербайджане - около 400 долларов в месяц, убежден юрист. Он добавил, что это будет указано в апелляционных жалобах.

Если власть считает преступлением мирный протест против солдатских смертей, то получается, что в этой стране сотни тысяч преступников

"Молодые люди отказались платить штрафы, и, думаю, что ситуация в стране не та, и власти вряд ли осмелятся бросить за это столько людей в тюрьмы. С другой стороны, если возникнет такая ситуация, то общество должно само взять на себя бремя штрафов, собирая средства, к примеру, через социальные сети. Это было бы сообщением, адресованным власти, о том, что общество воспринимает это как несправедливость. Если власть считает преступлением мирный протест против солдатских смертей, то получается, что в этой стране сотни тысяч преступников", - подчеркнул Интигам Алиев.

Кроме того, по его словам, будут поданы встречные иски против полиции "за примененное насилие в ходе мирной акции протеста". "Каждый такой судебный процесс сам по себе превратится в акцию протеста", - заявил Интигам Алиев.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями полиции относительно заявлений юриста о применении насилия к участникам акции. Неизвестна также позиция властей относительно задержаний в центре Баку 12 января.

Трое пропавших ранее активистов были отпущены из полиции

Напомним, к вечеру 12 января оставалось неизвестным местонахождение трех участников акции - представителей партии ПНФА Турала Гасанзаде, Сахавата Мехтиева и Вюсала Байрамова, которые также были задержаны во время акции.

"Потом выяснилось, что их содержали в 21-м отделении Насиминского районного управления полиции и к полуночи отпустили", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" помощник главы ПНФА Фаиг Амиров.

Вюсал Байрамов оказался в числе тех, кто сегодня был приговорен к штрафу - 500 манатов (около 625 долларов).

Напомним, поводом для акции протеста 12 января послужила смерть рядового Джейхуна Губадова, призванного на службу три месяца назад. Джейхун Губадов скончался в Дашкесанском районе 7 января. Родные солдата подвергли сомнениям результаты экспертизы, согласно которым Губадов умер от сердечной недостаточности. Они заявили о следах насилия на теле покойного. Появившиеся в СМИ фото умершего солдата вызвали возмущение в азербайджанском обществе. В социальной сети Facebook была создана группа "Положить конец солдатским смертям" и назначена акция протеста.

Отметим, что в связи со смертью солдата военная прокуратура Азербайджана возбудила уголовное дело по статье 342.2 УК (халатность во время службы, приведшая к тяжелым последствиям). Министерство обороны проводит собственное расследование и уже приняло решение о наказании в дисциплинарном порядке группы офицеров различного уровня.

Ранее, еще осенью 2011 года, для мониторинга соблюдения прав человека в армии в Азербайджане была создана специальная общественная комиссия. Тогда же азербайджанские эксперты заявили о том, что "виновные в гибели солдат должны понести заслуженное наказание". Первый вице-спикер Национального собрания Азербайджана Зияфет Аскеров отмечал в связи с гибелью солдат, что подобные вещи "случаются", и что он сожалеет о смерти военнослужащих. Глава пресс-службы министерства обороны Эльдар Сабироглу заявлял, что неправильно "в связи с каким-либо инцидентом делать обобщения о ситуации в целом в армии".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"