В Баку задержаны около 20 участников акции протеста против небоевых потерь в армии
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Более полутора часов 12 января в центре Баку продолжалось противостояние между участниками акции протеста против небоевых потерь в азербайджанской армии и силами полиции. Полиции удалось оттеснить демонстрантов с Площади фонтанов, где была назначена акция, отдельные группы ее участников продолжали протестовать на прилегающих улицах, вступая в стычки с представителями правоохранительных органов. По предварительным данным, задержаны около 20 участников акции, передает корреспондент "Кавказского узла".
Акция протеста против небоевых потерь в азербайджанской армии. Фоторепортаж корреспондента "Кавказского узла" Азиза Каримова
Поводом для протестов послужила смерть рядового Джейхуна Губадова, призванного на службу три месяца назад. Джейхун Губадов скончался в Дашкесанском районе 7 января. Родные солдата подвергли сомнениям результаты экспертизы, согласно которым Губадов умер от сердечной недостаточности. Они заявили о следах насилия на теле покойного. Появившиеся в СМИ и Интернете фото умершего солдата вызвали возмущение в азербайджанском обществе. Ряд молодежных активистов создали в социальной сети Facebook группу "Положить конец солдатским смертям" и назначили акцию протеста.
В обращении группы, в частности, сказано: "Несмотря на режим прекращения огня, каждую неделю приходят вести о солдатских смертях! Виновники этих смертей не наказываются. Если мы не скажем STOP этому беззаконию, то никто этого не скажет. Давайте выразим протест! На акцию протеста на Площади фонтанов мы приглашаем каждого гражданина Азербайджана, имеющего совесть и достоинство! Мы выразим протест в цивильной форме, и не забывайте, что это не политическая акция! Она не проводится ни одной политической партией или организацией!"
"Что показательно - о своем желании (принять участие в акции) заявили даже те, кто раньше в оппозиционности замечен не был", - написал блогер "Кавказского узла" Gorgud.
Однако 11 января главное управление полиции города Баку (ГУПГБ) строго предупредило, что попытки проведения несогласованной акции протеста будет решительно пресечены. Одновременно провластные СМИ и НПО выступали с призывами не политизировать смерть солдата, не создавать у азербайджанской молодежи негативного представления об армии, не нагнетать у нее страх перед военной службой, не делать шагов, направленных на подрыв обороноспособности страны, в чем заинтересованы враги Азербайджана.
Акция была запланирована на 16.00 на Площади фонтанов. Усиленные наряды полиции и сил быстрого реагирования МВД уже за час до начала акции взяли под наблюдение Площадь фонтанов и прилегающие улицы и скверы.
Несмотря на повышенные меры безопасности, в ряде мест в центре города на зданиях неизвестными были написаны лозунги: "В отставку Сафара Абиева (министр обороны)!", "Скажи "Нет" солдатским смертям!", "Вырази гражданский протест против солдатских смертей".
Около 16.00 на Площади фонтанов началось шествие, в котором приняли участие около двухсот протестующих, скандировавших лозунги: "Нет солдатским смертям!", "Пусть солдаты не умирают, армия - не превращается в морг!", "Хватит лгать!" и несли портреты умерших и погибших солдат.
В акции участвовали также родители солдат, скончавшихся во время армейской службы. Приехавшая из Газахского района Назиля Агаларова заявила журналистам, что отправила в армию двух сыновей-близнецов. "Один теперь в могиле, другой - в госпитале", - сказала женщина.
Полицейские пытались несколько раз остановить шествие, однако демонстранты продолжали путь. Полицейским удалось преградить путь участникам акции уже на противоположной части площади у Музея литературы имени Низами. Они через звукоусилители стали призывать их расходиться ввиду несогласованности демонстрации с городскими властями.
Однако участники акции отказались расходиться и стали скандировать: "Верховный главнокомандующий - ответь нам!" После этого полиция стала рассеивать участников акции на мелкие группы, оттесняя их в сторону Приморского бульвара и на другие улицы. В знак протеста против действий полиции около полусотни молодых людей сели на асфальт рядом с кинотеатром "Азербайджан". Полицейские стали вырывать из их рук плакаты. Спустя некоторое время молодые люди покинули территорию и продолжили акцию на другой улице.
Следует отметить, что в отличие от демонстраций оппозиции, полиция избегала применения чрезмерной силы, в основном оттесняя участников акции с Площади фонтанов. К 17.00 полиция стала расчищать площадь от людей, находившихся там группами в 3-4 человека.
Полицейские преследовали участников акции и на других улицах, требуя от них проводить митинг "в положенном для этого месте", на что молодые люди спрашивали: "А где?", не получая ответа на этот вопрос.
Всего в акции протеста, по оценкам наблюдателей из общественных организаций, в разных частях центра Баку приняли участие до 500 человек.
По предварительным данным, задержаны около 20 участников акции, в основном активисты молодежных организаций.
Один из них, глава организации "Свободная молодежь" Ульви Гасанли, перед началом демонстрации сказал корреспонденту "Кавказского узла": "Мы создали в Facebook группу и выдвинули в ней требования. Одним из них является наказание виновных в смерти солдата. Я, как гражданин Азербайджана, требую отставки министра обороны Сафара Абиева. В последние три года выросло число солдатских смертей в азербайджанской армии. Мы решили провести акцию и через Facebook призвали своих сверстников к участию в ней, ибо подобные вещи могут произойти с каждым из нас".
"Наши требования - обычные гражданские требования. Мы хотим, чтобы в армии не было произвола, и те, кто злоупотребляет служебным положением, были освобождены от должностей и наказаны. В тоже время мы хотим, чтобы в армии была дисциплина. Вот наши лозунги на акции протеста. Мы хотим, чтобы больше не было солдатских смертей в результате беспредела армии", - сказал другой участник акции, член молодежного движения "Далга" (Волна) Парвиз Азимов.
Смерть солдата Губадова взбудоражила азербайджанскую общественность.
По мнению главы общества правового просвещения, юриста-правозащитника Интигама Алиева, вопрос не должен стоять в плоскости наказания виновных в смерти солдата Губадова, за последние годы азербайджанская армия понесла сотни таких небоевых потерь. "В корне проблемы – порочная система государственного управления, погрязшая в коррупции и криминале", - сказал юрист.
Ответственность за смерть солдата Губадова несут не только причастные к его гибели, но и власти страны, пытающиеся замять это дело, считает он.
"Солдаты гибнут не только в нашей армии, но возмущение вызывает нежелание государства расследовать эти факты, стремление укрыть преступников. В нормальных странах подобные преступления становятся предметом серьезных расследований, над армией есть общественный контроль, и армию не используют для фальсификации выборов, для грязных целей в политической борьбе. Если бы фото покойного солдата не попало в социальные сети, то и эту смерть, как и сотни других, списали на несчастный случай, самоубийство или неосторожное обращение с оружием. Преступники - не только те, кто убил этого солдата, но и власти, оставляющие безнаказанными эти преступления", - сказал Интигам Алиев.
На его взгляд, "ответственность за эти смерти несут и министр обороны Сафар Абиев, и президент, верховный главнокомандующий Ильхам Алиев".
Он заявил о несостоятельности предложения "не политизировать" смерть солдата.
"Армия уже была политизирована, когда 18-летних молодых людей принуждали голосовать на президентских и парламентских выборах за Ильхама Алиева или кандидатов правящей партии. Те, кто говорит "не политизируйте армию", почувствовав угрозу своей власти, повернут оружие против народа", - полагает Интигам Алиев.
Он считает, что протесты против коррупции и произвола в армии и в целом в стране должны носить массовый и перманентный характер, и только тогда можно будет добиться конкретных результатов и перемен.
Аналогичного мнения придерживается и директор Института мира и демократии (ИМД) Лейла Юнус.
"Конечно, надо, прежде всего, потребовать отчета от руководства министерства обороны перед обществом, почему подобное произошло в армии, и кто и в какой форме за это наказан. Ибо при таком отношении к солдатам о нормальном армейском строительстве не может быть речи", - сказала Юнус.
Она поддерживает акции протеста против небоевых потерь в армии. "Однако к проблеме надо относиться в более широком контексте. Пока граждане массово и последовательно не будут выражать свой протест против каждого факта произвола власти, ее криминальная сущность будет продолжаться", - считает Юнус.
Глава центра журналистских военных исследований "Доктрина" Джасур Сумеринли расценивает случай со смертью солдата Губадова как "показатель тяжелого морального состояния азербайджанской армии".
"Вот уже сколько лет мы сталкиваемся с похожими солдатскими смертями. Общественность должна продемонстрировать сопротивление этому... Силовые ведомства, другие структуры сделают для себя выводы. Однако если общественность вновь будет пассивной, родители солдат не станут поддерживать требования прекращения произвола в армии, подобные явления будут продолжаться. Подобные акции протеста проводились и ранее. Однако через несколько дней протесты затихали, и все в армии оставалось на прежнем уровне. Необходима принципиальная и последовательная работа в этом направлении", - считает Сумеринли.
По данным центра "Доктрина", в 2012 году из 97 случаев безвозвратных потерь в секторе обороны и безопасности Азербайджана 77 были небоевыми – военнослужащие погибали в результате несчастных случаев, в автоавариях, в результате болезней. При этом 11 человек стали жертвами неуставных взаимоотношений.
Однако глава объединения "Военные журналисты" Узеир Джафаров критично относится к идее проводить акции протеста в связи с конкретным случаем смерти солдата.
На его взгляд, вместо эмоциональной реакции институты гражданского общества – НПО, молодежные организации - должны проводить системную и последовательную работу по анализу причин гибели солдат, поднимать вопросы, почему в армию призываются молодые люди с проблемами со здоровьем. Он также считает важным общественный контроль расследования фактов небоевых потерь.
Реакция властей на смерть солдата сдержанная.
"Солдат служил в горной зоне. Здесь могут быть разные версии. Но все будет известно по итогам начатого уголовного расследования. Пусть никто не сомневается в справедливом подходе к этому делу", - сказал заведующий отделом по вопросам обороны администрации президента, генерал-лейтенант Магеррам Алиев.
Однако адвокат Аслан Исмайлов сомневается в искренности этого комментарии с учетом особого акцента на том, что солдат служил в горной местности.
"Здесь кроется зацепка для того, чтобы потом сказать: солдат от сердечной недостаточности потерял сознание, упал с высоты, и от этого (появились) раны на его теле. Пусть генерал лучше ответит, как могло быть, что солдата с проблемами сердца призвали на службу. Ведь в действительности от службы в армии освобождены именно молодые люди с проблемами со здоровьем, а не дети – министров, олигархов", - сказал Исмайлов.
Между тем командующий Шамкирским соединением, в которую входит войсковая часть, где служил Губадов, генерал-лейтенант Ровшан Акперов опроверг сообщения об убийстве солдата, невольно подтвердив опасения адвоката, связав видимые на теле раны с падением в горах.
"Если бы был факт избиения, то был бы разрыв каких-либо внутренних органов. Если были бы удары по голове, то было сотрясение мозга. У солдата была сердечная недостаточность. Он поднялся на гору. Там высота над уровнем моря 3000 метров. Он новобранец в армии, сил было мало. Вина командира роты в том, что дал приказ солдатам подняться на высоту за один день. Однако командирам бригады, начальнику штаба, командиру батальона было дано поручение поднимать новых солдат поэтапно. Такой приказ отдал и я. Надо было поднять солдат на промежуточную высоту, переждать там несколько дней, а потом подняться выше", - цитирует Акперова сайт mediaforum.az.
Что касается телесных повреждений у Губадова, то, по словам генерала, раны под глазами солдата образовались в результате неоднократных падений при поднятии в гору.
"Он упал, ударился лицом. Допустим, его били по лицу, по носу. От этого человек не умирает. Ведь должна быть логика. Надо чем-то ударить по голове, чтобы она разбилась, или ударить по груди, чтобы был разрыв печени, и это стало бы причиной смерти. Есть заключение экспертизы. Там написано, что он упал, ударился носом. Нос у него не сломан, а поцарапан сверху. Под глазом тоже рана. Сначала мы тоже подумали, что его избили. Но потом была проведена военно-медицинская экспертиза, и на ранах под глазом сохранились остатки камня и песка", - сказал генерал-лейтенант Акперов.
12 января военная прокуратура назвала фамилии арестованных в связи со смертью Губадова военнослужащих
Арестованы сослуживец Губадова, солдат сверхсрочник Мугаддас Гурбанов и командир роты, в которой он служил, старший лейтенант Вейсал Агаев. Решением Гянджинского военного суда в отношении них избрана мера пресечения – арест.
Ранее в связи со смертью солдата военная прокуратура Азербайджана возбудила уголовное дело по статье 342.2 УК (халатность во время службы, приведшая к тяжелым последствиям) УК.
Комментариев арестованных военнослужащих и их представителей на данный момент нет, их позиция неизвестна.
В свою очередь глава пресс-службы министерства обороны Эльдар Сабироглу сообщил, что в войсковой части, где служил солдат Губадов, выявлены дисциплинарные нарушения.
"Приказом министра ряд высокопоставленных офицеров Шамкирского военного соединения за допущенные ошибки, за неправильную организацию контроля за личным составом в дисциплинарном порядке серьезно наказан, начиная от вынесения строгих выговоров до понижения в воинском звании", - сказал Сабироглу, добавив, что ряд офицеров освобожден от должностей.
Сабироглу не исключил, что будут наказаны и другие офицеры, если в ходе дальнейшего расследования будет выявлена и их вина.
Между тем, агентство АПА со ссылкой на источники в минобороны сообщило об объявлении выговора командующему Шамкирским военным соединением генерал-лейтенанту Ровшану Акперову. Командир войсковой части, где служил солдат Губадов, Полад Гамидов понижен в звании с полковник-лейтенанта (подполковника) до майора. Освобождены от должностей заместитель командира части по воспитательной работе и командир роты.
В Азербайджане и ранее проводились акции протеста против небоевых потерь.
Как сообщал "Кавказский узел", активисты ряда молодежных организаций и молодежных отделений оппозиционных партий Азербайджана 3 декабря 2011 года провели акцию протеста против небоевых потерь в армии Азербайджана, которая была разогнана полицией.
Отметим, что для мониторинга соблюдения прав человека в армии в Азербайджане осенью 2011 года была создана специальная общественная комиссия.
В середине ноября 2011 года азербайджанские эксперты заявили о том, что "виновные в гибели азербайджанских солдат должны понести заслуженное наказание".