К экспертизе исламских книг должны привлекаться мусульманские богословы, считают муфтии Северного Кавказа

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Муфтии и имамы Северного Кавказа надеются на справедливое разбирательство по делу о признании Ленинским районным судом Оренбурга 65 книг и брошюр об исламе экстремистскими. Также они выражают мнение о необходимости проведения независимой экспертизы литературы с привлечением компетентных в данном вопросе экспертов.

Напомним, 21 марта Ленинским районным судом Оренбурга было вынесено решение о признанииэкстремистскими 65 материалов об исламе.  В их число вошли книги и брошюры всех крупнейших российских издательств исламской литературы – "UMMAH" (принадлежит ООО "Издатель Эжаев Э"), "Новый свет", "Ансар", "Сад", "Диля".

В списке экстремистских, согласно решению суда, значатся не только переводы на русский язык таких источников мусульманского права как сборники хадисов "Сады праведных" и "40 хадисов имама ан-Навави", но и книга известного российского богослова Шамиля Аляутдинова "Путь к вере и совершенству", а также труд азербайджанского ученого, автора перевода Корана на русский язык Эльмира Кулиева "На пути к Корану".

Как отмечают руководители мусульманских книжных издательств, данное решение было им передано только 15 июня, а на само судебное заседание  они приглашены не были. Апелляционная жалоба на решение суда была подана 18 июня представителем ООО "Издатель Эжаев Э" адвокатом Рустемом Валиуллиным. Он просит восстановить сроки обжалования решения в связи с процессуальными нарушениями судебного разбирательства, а также отменить вердикт суда и прекратить производство по делу.

ДУМ Дагестана: никто и никогда не выигрывал войн с книгами

Надежду на скорейшую отмену решения Ленинского районного суда Оренбурга выразило Духовное управление мусульман Дагестана.

"Решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 26 марта 2012 г., запрещающее десятки авторитетнейших мусульманских книг, не только нарушает нормы права, но и создаёт основания для разжигания религиозной вражды и межнациональной розни, подрывает основы межконфессионального диалога и внутриконфессиональной терпимости, создаёт угрозу мирному сосуществованию и безопасности всех граждан Российской Федерации", - говорится в заявлении ДУМ Дагестана, которое опубликовал портал "Ислам.Ру".

"Никто и никогда не выигрывал войн с книгами, никто и никогда не приходил к благим последствиям через их запрещение, и, несомненно, никто и никогда не выигрывал войну с нашим Творцом. Опомнитесь!" - восклицают духовные лидеры Дагестана.

ДУМ Дагестана потребовало восстановить сроки апелляционного обжалования решения Ленинского районного суда города Оренбурга от 26 марта 2012 года и обеспечить возможность беспристрастного и справедливого рассмотрения дела.

Также муфтият потребовал предоставить возможность проведения новой независимой экспертизы по делу экспертной организации, не имеющей профессионального отношения к какой-либо конфессии (решение Ленинского районного суда Оренбурга вынесено на основании экспертиз, проведенных преподавателем РГГУ Светланой Яковлевой и преподавателем Московской православной духовной академии Юрием Максимовым – прим. "Кавказского узла").

Мирзаев: экспертные заключения по исламским книгам изготавливают некомпетентные люди

Решения о запрете исламских книг основываются на экспертизах, изготавливаемых некомпетентными людьми, считает председатель Духовного управления мусульман Чечни, муфтий Султан Мирзаев.

"Те эксперты, которые выносят по исламским книгам решения, абсолютно не разбираются в исламе, мусульманских богословах, религиозных течениях. Многих экспертов, которые называют себя исламоведами, я считаю исламофобами", - заявил Султан-хаджи Мирзаев.

Он добавил, что нужны независимые экспертные комиссии, которые бы готовили заключения по исламским книгам. В эти комиссии, по его мнению, должны войти образованные, знающие все тонкости шариата ученые.

"Если говорить о решении Ленинского районного суда Оренбурга, я не могу сразу дать расклад по каждой указанной в нем книге. Но, если даже брать хадисы ан-Навави, то как можно их запрещать? Запретили много книг Саида Нурси. Это суфий, богослов, в его книгах нет ничего противоречащего исламу", - констатировал Мирзаев.

В то же время он не отрицает, что не все переводы книг об исламе на русский язык качественные. "Даже в переводах смыслов Корана есть немало ошибок, в том числе и грамматических. Этому также должно уделяться большое внимание", - добавил муфтий Чечни.

По мнению Султана Мирзаева, "ситуация с запретом литературы, как и многие другие проблемы мусульманской общины, не решаются из-за разобщенности муфтиев". "Сами мусульманские лидеры ведут себя враждебно по отношению друг к другу, обвиняют друг друга. Немало среди муфтиев некомпетентных,у которых нет образования, и которые даже не умеют читать Коран", – заключил Султан Мирзаев.

Мамаев: запрещают настольные книги мусульман

К экспертизе исламских книг должны привлекаться мусульманские богословы, считает имам мечети на улице Котрова города Махачкалы Абсар Мамаев.

"Запрещают переводы книг крупных ученых с мировым именем. Книги "Крепость мусульманина", "40 хадисов имама ан-Навави", "Жизнеописание Пророка Мухаммада" – это настольные книги мусульман", - сказал Абсар Мамаев.

По его словам, нельзя изготовить экспертные заключения по исламским книгам в короткий срок. "Нужно брать источник, сравнивать с ним перевод. То есть необходимо знать язык оригинала книги, мусульманское право, уметь приводить доказательства суждений. Это долгий кропотливый труд. И могут это сделать только компетентные ученые", - считает Абсар Мамаев.

Арсланов: не все книги об исламе имеют качественный перевод

Вопрос запрета религиозной литературы требует тщательного внимания, считает руководитель централизованной религиозной организации ДУМ Ростовской области "Донской муфтият" Флюр Арсланов.

"Чаще всего инициаторами запрета тех или иных книг становятся некоторые недобросовестные чиновники властных органов, заинтересованные в том, чтобы не было в обществе взаимопонимания и стабильности. Такая ситуация может ведь привести и к запрету тех или иных имамов", - сказал Флюр Арсланов.

Он добавил, что "есть и другая сторона этого вопроса". "Вопрос о запрете исламской литературы уже обсуждается 15 лет. Речь идет о переводах книг с английского, арабского, турецкого языков. Принято делать заявления о том, что книга того или иного богослова, ученого запрещена. Это не совсем правильно. Возможно, допущены ошибки переводчиками книг. Поэтому нужно всю литературу пересматривать на предмет качества перевода на русский язык", – считает муфтий Ростовской области. 

По мнению Арсланова, комплексное решение проблемы запрета исламской литературы зависит от правильного взаимодействия мусульман с властными структурами. "Нужен диалог с властью. По всей видимости, властные структуры не доверяют некоторым руководителям мусульман", - заключил мусульманский деятель.

Гацалов: я не могу представить, чтобы мусульмане сжигали слова пророка

Мусульмане Северной Осетии возмущены решением Ленинского суда Оренбурга о признании экстремистскими 65 книг и брошюр на исламскую тематику, сказал председатель Духовного управления мусульман республики, муфтий Хаджимурад Гацалов.

"У нас в стране несистемный неконструктивный подход к религиозной литературе. Решения о запрете книг на религиозную тематику противоречат Конституции РФ, нарушают права человека. Запрещаются книги религиозного толка, которые написаны давно. А что делать мусульманам после таких решений?  Я не могу представить, чтобы они сжигали слова пророка. При таком развитии событий скоро могут запретить Коран", - отметил Гацалов.

По его мнению, необходимо создавать независимый экспертный орган, который будет выносить заключения по религиозной литературе.

"Можно было бы создать такую структуру при недавно образованном при президенте РФ Совете по межнациональным отношениям. Экспертные заключения должны изготавливать компетентные люди. Почему экспертное заключение по исламской литературе выносит православный деятель, и к данной работе не подключают ученых с исламским образованием? Это в корне неправильно. Это ведет к столкновению конфессий", - убежден муфтий Северной Осетии.

Абази: мусульманам России остается читать только Коран

Грубым нарушением прав мусульман назвал решение Ленинского районного суда города Оренбурга заместитель муфтия Адыгеи и Краснодарского края Неджмеддин Абази.

"И до этого судами многие книги по исламу были признаны экстремистскими и запрещены. Возьмем книгу "Крепость мусульманина", которая была признана экстремистской согласно решению суда в Оренбурге. Что в этой книге экстремистского? Там просто молитвы и обращения к Богу", - констатировал богослов.

По его словам, запрет исламской литературы отрицательно сказывается на образовательном процессе. "Мусульманам остается читать только Коран, который без сопроводительной литературы невозможно понять кроме как людям, знающим арабский язык. Запрещают хадисы пророка Мухаммада, его жизнеописание. Получается, что мусульмане не должны знать своего пророка, читать его изречения? Это совершенно не справедливо", - убежден Неджмеддин Абази.

Он напомнил, что в Адыгее несколько лет назад было вынесено решение о запрете двух книг ("Общее представление об Исламе" Али аль-Тантави и "Что вы хотите знать об Исламе", написанной коллективом сотрудников Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края. В 2007 году прокуратура признала их экстремистскими на основании экспертизы, - прим. "Кавказского узла"). "Попытки опротестовать данный запрет не завершились в нашу пользу", - заключил Абази.

"В последние годы снизился спрос на исламскую литературу"

Как сказал хозяин магазина исламской литературы в столице одной из северокавказских республик, его больше всего настораживает запрет книг, которые имеют широкое распространение на Кавказе.

"У нас хорошо очень продаются книги "40 хадисов имама ан-Навави", "Сады праведных", "Крепость мусульманина". Вообще непонятно, за что их запрещать. Книга "Жизнеописание пророка Мухаммада" - это ведь история. Получается, запрещают просто историю, классику", - сказал он.

В то же время, по словам собеседника корреспондента "Кавказского узла", в последние годы снизился спрос на исламскую литературу. "Я считаю, что сейчас и так мало чего издается. В основном книги переиздаются. Нового почти ничего не выходит", – заключил хозяин магазина исламской литературы.

Запрещенные книги формируют осознаваемые ценности и убеждения на иррациональной основе, считает суд

С заявлением о признании экстремистскими книг и брошюр по исламской тематике в суд обратился прокурор Ленинского района Оренбурга. В судебном решении отмечается, что согласно заключениям психолого-лингвистической экспертизы и религиоведческой судебной экспертизы тексты книг рассматриваются как "единый комплекс идеологического, пропагандистского назначения, направленный на поэтапную трансформацию личности читателя, изменение мировоззрения в соответствии с идеологией учения, формирования новых жизненных ценностей, убеждений, стереотипов поведения".

"Воздействие данных текстов направлено на изменение восприятия субъективной реальности личностью, ее системы ценностей и убеждений, взаимоотношений в обществе, при этом осуществляется попытка подсознательного воздействия на психику и воздействия на механизмы веры, то есть формирование осознаваемых ценностей и убеждений на иррациональной основе", - говорится в решении суда.

Признанные судом в Оренбурге экстремистскими материалами 65 книг, брошюр и статей были изъяты при обыске у жителя этого города Асылжана Кельмухамбетова, осужденного в июне 2011 года по части 1 статьи 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации) за создание ячейки "Нурджулар" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла").

Верховный суд России в 2008 году удовлетворил заявление генерального прокурора России о признании организации "Нурджулар" экстремистской. Адвокаты же "Нурджулар" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") в свою очередь заявляли о том, что "нурсисты", последователи турецкого богослова Саида Нурси, в книгах которого в 2007 году Коптевский районный суд города Москвы нашел признаки экстремизма, стали жертвой борьбы с исламизацией.

По мнению суда, литература характерна для "представителей движения "Нурджулар", "группы, которой принадлежала изъятая библиотека, относится к международному движению "Нурджулар" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), говорится в сообщении на сайте информационно-аналитического центра "Сова".

Ранее "Кавказский узел" писал о судебном процессе, проходившем в Дагестане, в ходе которого житель Махачкалы, последователь турецкого богослова Саида Нурси Зиявудин Дапаев пытался сохранить изъятые у него при обыске книги. Дапаева обвинили в том, что он организовал в Дагестане филиал международной религиозной организации "Нурджулар" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), и суд вынес вердикт об уничтожении всех книг Нурси, изъятых у его последователя.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"