Баркаев: суд Дагестана не мотивировал решение об уничтожении запрещенных книг Нурси
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Запрещенные книги последователя турецкого богослова Саида Нурси, принадлежащие Зиявудину Дапаеву, по решению суда должны быть уничтожены. Остальные же книги, которые суд оставил при уголовном деле, могут быть уничтожены по прошествии определенного времени, заявил адвокат Дапаева Муртазали Баркаев.
Напомним, обвинительный приговор в отношении Зиявдина Дапаева был вынесен 18 мая 2011 года. Дапаев подал апелляционную жалобу на приговор, и 20 сентября 2011 тот же суд оставил его в силе, но вердикт об уничтожении всех книг Нурси, изъятых у его последователей, был приостановлен. Дапаев подал апелляцию в Верховный суд республики, который 15 ноября 2011 года также счел вердикт райсуда законным, но решил, что судьбу конфискованных книг Нурси должен решить суд, а не Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД).
Баркаев: решение суда никаким законом не мотивировано
По уточненной информации, на заседании суда Ленинского района Махачкалы, было вынесено решение хранить при уголовном деле книги турецкого богослова Саида Нурси, а запрещенные Коптевским райсудом Москвы брошюры — уничтожить.
"Судья Патимат Дадаева вынесла решение запрещенные книги уничтожить, а остальные хранить при уголовном деле. Это решение повергло нас в шок", - заявил Зиявдин Дапаев.
"Меня обвинили в том, что я организовал в Дагестане филиал международной религиозной организации "Нурджулар" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), - рассказывает Дапаев. – На самом деле я являюсь последователем турецкого ученого Саида Нурси - авторитетного богослова, признанного во всем мире. Я читаю его книги, но никакой организации не создавал. Насколько мне известно, "Нурджулар" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") вообще не существует".
"Тем не менее, поскольку я много читаю и у меня дома сотни книг на русском, арабском, турецком, английском языках, меня сочли лидером этой организации. В декабре 2009 года ко мне в дом с обыском пришли сотрудники ФСБ в сопровождении бойцов СОБРа и изъяли все книги. Среди них были и две брошюры, запрещенные Коптевским районным судом Москвы. Суд постановил уничтожить всю изъятую литературу, это больше сотни книг, в том числе суры Корана. Я не понимаю, как можно так поступать в республике, где большинство жителей - мусульмане", - отметил он.
По словам адвоката Зиявудина Дапаева Муртазали Баркаева, на судебных прениях в марте у сторон процесса была похожая позиция, "все сошлись на том, что запрещенные книги нужно оставить при уголовном деле, а не запрещенные вернуть их собственникам, в том числе и Зиявдину Дапаеву".
"В итоге было вынесено решение книги не возвращать, но суд не счел нужным мотивировать его. Под мотивировкой юристы понимают ссылку на какую-либо норму закона при вынесении решения. В данном случае не было этой ссылки, то есть решение никаким законом не мотивировано. Нет в России такого закона, который бы позволял суду изымать и уничтожать имущество, не запрещенное в гражданском обороте. А здесь суд вынес именно такое решение. Ведь книги, которые суд оставил при уголовном деле, по прошествии определенного времени могут быть уничтожены", - заявил Баркаев.
По словам адвоката, они обжаловали решение суда в апелляционном и кассационном порядке.
Верховный суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы на приговор
"Кавказский узел" сообщал, что 5 мая Верховный суд Дагестана оставил в силе решение Ленинского мирового суда Махачкалы об уничтожении религиозных книг, изъятых у последователя турецкого богослова Саида Нурси Зиявдина Дапаева.
"Верховный суд Дагестана не нашел никакой крамолы в действиях коллег из Москвы, но в трудах нашего учителя Саида Нурси нет ничего противозаконного, каждое его слово соответствует исламу, значит российские судьи борются с исламом", - заявил Дапаев.
В свою очередь, в пресс-службе ВС Дагестана корреспонденту "Кавказского узла" пояснили, что вердикт принят в рамках закона.
"Мы просили вернуть книги, которые не запрещены, их владельцу, однако суд нам отказал. Теперь мы обратимся в президиум Верховного суда Дагестана в надзорном порядке, но решение мирового судьи сегодня уже вступило в законную силу", - сообщил адвокат Баркаев.
Решение суда может вызвать недовольство религиозных деятелей и организаций России
"Решение Верховного суда Дагестана по делу изъятой литературы турецкого богослова Бадиуззамана Саида Нурси может вызвать недовольство мусульманских религиозных деятелей и организаций", - считает исламовед, заместитель главного редактора газеты "Настоящее время" Руслан Гереев.
По его мнению, суд проявил излишнее рвение. "Аналогичный суд проходил в Краснодаре, но там судьи поступили гуманнее. Они поняли, что уничтожать религиозные книги нельзя, это вызовет большой резонанс, и постановили передать их в управление местного духовенства", - рассказал он.
"При принятии подобных решений суд в первую очередь обязан учитывать общественно-политическую и религиозную ситуацию в республике. Безусловно это прежде всего политическое решение, которое не будет способствовать улучшению обстановки и непременно должно быть обжаловано в судах высших инстанций", - заключил исламовед.
Главный редактор федерального информационного интернет-ресурса "Ислам.ру" Абдула Мухаметов указывает, что книги Саида Нурси, по мнению крупных исламских ученых, соответствуют исламским канонам. "Никто не имеет права предъявлять претензии из-за того, что у последователей Саида Нурси хранятся книги, не переведенные на русский язык", - заявил он.
Эксперт Московской Хельсинкской группы Рихард Пантелейчук также отметил, что "ничего крамольного" в книгах богослова нет.
"Кавказский узел" сообщал, что в 2007 году Коптевский районный суд города Москвы нашел в книгах Саида Нурси признаки экстремизма. Верховный суд России удовлетворил заявление Генерального прокурора России о признании организации "Нурджулар" экстремистской. На основании этих вердиктов в Дагестане прошли обыски и задержания последователей Саида Нурси.