В парламенте Грузии началось рассмотрение стратегии северокавказской политики

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Комитет по вопросам диаспоры и Кавказа парламента Грузии 2 мая приступил к рассмотрению стратегии северокавказской политики. Разработчики заявляют, что целью стратегии является укрепление отношений между народами Грузии и республик Северного Кавказа.

Документ разработан непосредственно парламентским комитетом по вопросам диаспоры и Кавказа, а также представителями Совета национальной безопасности страны, передает корреспондент "Кавказского узла".

Стратегия оговаривает вопросы отношений между народами, экономики и торговли, прав человека, свободы СМИ, взаимоотношения диаспор и здравоохранения. В документе рассматриваются аспекты развития сотрудничества в области науки, образования, культуры и спорта.

"На протяжении тысячелетия наши народы связывают экономические, социальные, политические, культурные отношения. Народы связывают сходство традиций и культуры, народы живут в одном географическом ареале. Непосредственно Грузия заинтересована в стабильном и безопасном Северном Кавказе, а также экономически развитом регионе, который даст возможность всем соседям жить в мирной и процветающей среде", - отметил специалист аппарата комитета по вопросам диаспоры и Кавказа Георгий Сабедашвили по время презентации стратегии.

В разработанной стратегии отмечается, что кавказские народы в период Российской империи и Советского Союза "неоднократно подвергались этническим чисткам, депортации и геноциду".

"После распада Советского Союза имел место такой случай как этническая чистка ингушей в 1992 году (осетино-ингушский конфликт 1992 года. - Прим. "Кавказского узла") и массовое истребление мирного население Чечни во время двух войн... Массовые преступления и репрессии должны стать темой исторических и юридических исследований", - говорится в документе.

В документе также указывается, что в каждом случае необходимо детально изучить все факты массовых преступлений и репрессий, чтобы дать этому жесткую и твердо обоснованную историческую оценку.

Сабедашвили напомнил, что парламент Грузии 20 мая 2011 года, официально признал геноцид черкесов, осуществленный в XIX веке Российской империей.

"Грузия будет способствовать ознакомлению международного сообщества с фактами и информацией о совершенных преступлениях. Грузия окажет содействие в поднятии вопроса о преступлениях, совершенных против кавказских народов в международных организациях", - сказал представитель парламентского комитета.

Глава комитета парламента Грузии по вопросам диаспоры и Кавказа Нугзар Циклаури отметил, что в течение недели комитет будет принимать замечания в связи с разработанной стратегией, после чего парламент приступит к ее рассмотрению.

В ходе презентации стратегии поступили первые замечания. "Эта стратегия не должна касаться только Северного Кавказа и существующих там этнических республик. Она должна охватывать весь Кавказ – и Армению, и Азербайджан. Ведь у Грузии нет пока конкретного подхода и к этим республикам. В будущем я представляю Кавказ демократическим гражданским сообществом и считаю, что сейчас Грузия должна предоставлять всем кавказским народам, гражданскому сектору республик помощь в осуществлении своих инициатив", - сказал историк Джини Квициани.

Историк также посоветовал учесть, что Северный Кавказ - это не только этнические республики: этот регион включает в себя и населенные преимущественно русскими Краснодарский, Ставропольский края и Ростовскую область. Джини Квициани считает, что в новой стратегии речь должна идти обо всех северокавказских субъектах.

Намерение сформировать единую северокавказскую стратегию положительно оценил директор Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодиа. Однако сам документ он подверг критике, заявив, что в представленных главах он так и не нашел ответы на вопрос, "какую цель ставит Грузия, осуществляя эту стратегию, и как быть с Россией?".

По его словам, Грузия не сможет изменить мнение представителей российской власти. "Но не стоит забывать, что Северный Кавказ - это часть России, то есть государства, с которым сейчас у нас плохие отношения. Меня интересует, как эти инициативы формируют отношение к России - государству в целом, а не конкретно к нынешним его властям", - спросил Нодиа.

Эксперты, присутствовавшие на обсуждении стратегии, единодушно рекомендовали авторам документа доработать его таким образом, чтобы Грузию не обвинили в провокационных действиях по отношению к Северному Кавказу, передает "Эхо Кавказа".

Напомним, ранее участники прошедшей во Владикавказе международной конференции по проблемам развития Северного Кавказа заявили, что Грузия пытается использовать "черкесский вопрос" для дестабилизации ситуации на Кавказе. Тогда же политологи сошлись во мнении, что признанием геноцида черкесов Грузия не ограничится.

"Кавказский узел" также писал о высказывании ученого Центра гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы Джамала Рахаева, считающего мифом мнение, будто "черкесский вопрос" является своего рода "незаконнорожденным детищем" грузинских властей, американских и израильских спецслужб.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"