Михайлов: Грузия использует "черкесский вопрос" для дестабилизации ситуации на Северном Кавказе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Грузия пытается использовать "черкесский вопрос" для дестабилизации ситуации на Кавказе, и признанием геноцида черкесов она не ограничится, считают участники международной конференции по проблемам развития Северного Кавказа во Владикавказе.
Напомним, 25 апреля во Владикавказе открылась международная конференция "Стратегия России на Кавказе в XXI веке", на которой ее участники обсуждают основные направления кавказской политики Российской Федерации, а также методы противостояния угрозам и вызовам национальной безопасности, генерируемым, по их мнению, в регионе Большого Кавказа.
Михайлов: развитие черкесской проблемы невозможно без присутствия внешнего фактора
С докладом "Черкесский вопрос" и внешний фактор" на конференции 26 апреля выступил заместитель начальника сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Сергей Михайлов.
По его словам, с использованием Интернета, возможностей, которые он предоставляет - форумы, интернет-конференции, - формируется информационная среда, в рамках которой "черкесский вопрос" активно разрастается и получает свое развитие.
По информации докладчика, в настоящее время этнические черкесы проживают в более чем 45 странах мира, с учетом отсутствия точной статистики их численность колеблется от 1,5 до 5 млн человек. "В России в настоящее время проживает менее миллиона черкесов, согласно последней переписи населения их было около 718 тысяч человек", - сообщил ученый.
Развитие черкесской проблемы невозможно без присутствия внешнего фактора, убежден Михайлов.
"Уже в течение нескольких лет самое активное участие в развитии "черкесского вопроса" принимают не только черкесские зарубежные организации, но и разные структуры, имеющие прямое и опосредованное отношение к государственному аппарату некоторых зарубежных стран. И, безусловно, основным мотивом такой активности является приближающаяся Олимпиада в Сочи в 2014 году", - считает ученый.
Основными требованиями, которые выдвигают радикальные черкесские организации, является признание геноцида черкесов в ходе Кавказской войны и выплаты компенсаций потомкам пострадавших, заявил Михайлов.
"Также они требуют переселения потомков мухаджиров, тех жителей Кавказа, которые переселились во время или сразу после Кавказской войны в Османскую империю. И при этом звучат претензии, что они должны иметь особое положение на территории России после их обратного переселения и получать целый ряд льгот в социально-экономической и политической сферах, наделении землей за счет нечеркесского населения Северного Кавказа, которое, как они утверждают, колонизовало их исконные земли", - рассказал Сергей Михайлов.
Для достижения этих требований, отмечает он, черкесские националисты пытаются шантажировать российское руководство, активно используя фактор зимней Олимпиады в Сочи, так как игры являются удобным средством давления на руководство страны и отличным информационным поводом.
"Одним из тех, кто активным образом влияет на развитие этого вопроса, является Грузия, которая пытается таким образом отомстить России за поражение в войне в августе 2008 года", - заявил Михайлов, напомнив, что 20 мая 2011 года грузинский парламент принял акт о признании геноцида черкесов.
Он предположил, что этим Грузия не ограничится и может признать еще и геноцид вайнахов и организовать международное осуждение этнических чисток ингушей, имея в виду осетино-ингушский конфликт 1992 года.
"Со своей стороны активную поддержку как деятельности Грузии, так и черкесских националистов оказывает ряд американских структур. Грузия использует "черкесский вопрос" для дестабилизации ситуации на Северном Кавказе", - считает Сергей Михайлов.
Свой вклад в решение этой проблемы, говорит докладчик, могли бы внести не только государственные органы, но и общественные и научные структуры, проводя мероприятия, подобные конференции во Владикавказе.
Амелина: после открытия границ влияние Грузии на Северном Кавказе будет расти
Продолжила тему современного состояния и перспектив урегулирования российско-грузинских отношений начальник сектора кавказских исследований РИСИ Яна Амелина.
"Сейчас российское руководство явно пытается подтолкнуть к резкой, ничем не обусловленной нормализации отношений с нынешним грузинским государством. После войны 2008 года между Россией и Грузией нет дипломатических отношений, и грузинская агрессия против Южной Осетии и российских миротворцев не получила должной правовой оценки", - заявила Амелина.
По ее мнению, говорить о нормализации отношений с Тбилиси в нынешнем состоянии неуместно, однако "миссия начата, и последние спецактивизации в этом направлении наблюдались в феврале-марте этого года, когда президент Михаил Саакашвили отменил визовый режим для россиян". Стоит отметить, что президент Грузии объяснил решение о введении безвизового режима с Россией стремлением привлечь больше российских туристов и бизнесменов и продемонстрировать международному сообществу готовность страны наладить отношения с северным соседом.
При этом, отметила Амелина, Саакашвили напомнил о существовании в Грузии закона об оккупированных территориях, согласно которому, посещение Абхазии и Южной Осетии без ведома Грузии считается в ней уголовным преступлением и наказывается тюремным заключением или крупными денежными штрафами.
"Это, к сожалению, единственный момент, который волнует внешнюю российскую политику", - констатировала Амелина.
Она напомнила, что визовый режим посещения Грузии был введен по инициативе Москвы еще до прихода к власти Саакашвили, в декабре 2000 года, из-за того, что Тбилиси, как утверждала российская сторона, предоставлял убежище чеченским боевикам в Панкисском ущелье. О том, что из Панкисского ущелья Грузии в Чечню переходили боевики, российские силовики заявляли и позже, однако МИД Грузии называл эти сообщения дезинформацией.
"После открытия границ, безусловно, влияние Грузии на Северном Кавказе будет расти, и это очень тревожный симптом. К сожалению, не видно, чтобы полпредство в Северо-Кавказском федеральном округе, как одна из структур, которая должна этому противодействовать, принимало бы какие-то меры против развития этих событий", - добавила Яна Амелина.
Ранее "Кавказский узел" писал о мнении исследователя Центра гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы Джамала Рахаева, считающего мифом мнение, будто "черкесский вопрос" является своего рода "незаконнорожденным детищем" грузинских властей, американских и израильских спецслужб. По его словам, современную интерпретацию "черкесский вопрос" получил еще 21 октября 1989 года в ходе фестиваля "Неделя Северокавказской культуры" в Анкаре, организованного турецким кавказским сообществом Турции. Там обсуждались вопросы истории черкесов, сохранения черкесского языка, а также репатриации. Джамал Рахаев отметил, что в советской историографии эта тема была закрыта и не обсуждалась.
Социологи и политологи в рамках конференции во Владикавказе провели дискуссионную секцию "Терроризм и исламизм на Кавказе: долгосрочные тенденции и методы противодействия", в ходе которой заместитель директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования Института повышения квалификации Южного федерального университета и Института социально-политических исследований РАН Игорь Добаев заявил, что Россия должна ориентироваться на ненасильственные методы борьбы с терроризмом.
Также участники конференции обсуждали стратегию развития СКФО. Первый проректор, профессор кафедры государственного и муниципального управления Владикавказского института управления Таймураз Кусов высказал мнение, что развитие Северного Кавказа должно учитывать все многообразие культурного наследия региона, а директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования Южного федерального университета из Ростова-на-Дону Владимир Черноус указал на роль русских жителей в том, чтобы удержать российскую идентичность на Кавказе.
Организатором конференции является Российский институт стратегических исследований (РИСИ), мероприятие проходило при поддержке Владикавказского института управления и Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. В конференции принимали участие 40 человек: ученые РИСИ, научные сотрудники и исследователи столичных научных центров, а также представители религиозных сообществ и общественности Северной и Южной Осетии.