Джемаль: статья "Роль женщины в Джихаде" экстремистской не является

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Уголовное преследование председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля проводится по политическим мотивам, считают общественные деятели. Статья "Роль женщины в Джихаде", за публикацию которой было возбуждено уголовное дело, экстремистской не является, хотя и была опубликована в 2008 году без его ведома, утверждает сам Гейдар Джемаль. Вместе с тем он заявил, что не оправдывается и к возбуждению уголовного дела относится спокойно.

"Кавказский узел" сообщал, что 27 марта следователи провели обыск в квартире председателя Исламского комитета России, члена координационного совета "Левого фронта России" Гейдара Джемаля, который связан с уголовным делом о разжигании розни и ненависти. 28 марта представители ФСБ России уточнили, что обыск был проведен в связи с размещением в Интернете статьи "Роль женщины в Джихаде". Уголовное дело возбуждено по статьям, предусматривающим длительные сроки заключения.

Джемаль: мы все имеем право на обсуждение и разговоры на любые темы

Гейдар Джемаль считает, что вменяемые ему статьи Уголовного кодекса РФ являются "антиправовыми". "Статьи 280 и 282 Уголовного кодекса России ("Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности" и "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды". - Прим. «Кавказского узла») являются антиправовыми и должны быть отменены. Есть такая вещь, как свобода информации и свобода слова. Мы все имеем право на обсуждение и разговоры на любые темы", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Гейдар Джемаль.

Статья "Роль женщины в Джихаде" была опубликована в 2008 году, при этом без моего ведома, сказал Джемаль. "В материале был не столько призыв (по версии ФСБ – к "убийству большого количества людей путем совершения взрывов в рамках идеологической (политической) борьбы". - Прим. «Кавказского узла»), сколько анализ. Но я не оправдываюсь, а считаю, что если пользоваться таким подходом, то огромная часть мировой культуры, например, роман "Овод", подпадает под 280 статью", - считает исламовед.

Джемаль "не намерен отступать" и к возбуждению уголовного дела относится спокойно. "Как боролся за отмену статей (280 и 282 УК РФ. – Прим. "Кавказского узла"), так и буду бороться, в основном, на общественном поле. Эти статьи – удавка на горле общества", - заявил Гейдар Джемаль.

Кисриев: в отношении Джемаля творится настоящий произвол

В уголовном преследовании Джемаля есть политический мотив, считает заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев.

"В отношении Джемаля будет твориться настоящий произвол. Он стал кому-то неугоден. Связываю это с новым законом о партиях, по которому можно регистрировать политическую партию с 500 членами. Джемаля довольно долго и умело оттаскивали от политической деятельности", - говорит Кисриев.

Что касается вменяемых председателю Исламского комитета России уголовных статей, то ученый считает их «нелепостью». "Я считаю, что 280 статья – это нелепость. Под нее можно подвести все что угодно. Экстремистскими может быть назван очень большой круг действий. Экстремизм - это нормальные слова, обозначающие крайнюю степень чего-либо. Например, я могу высказывать экстремистские взгляды относительно чайника или чашки", - пояснил Кисриев.

Он выразил солидарность с позицией Гейдара Джемаля о свободе слова. "За слова наказывать нельзя, только за действия, носящие преступный характер. Любые слова требуют истолкования другими словами, а это процесс бесконечный и позволяет творить произвол", - заявил Кисриев.

Брод: нужно очень скрупулезно подходить к обвинениям, предъявленным Джемалю

В ситуации с Гейдаром Джемалем делать какие-то выводы пока преждевременно, говорит правозащитник, директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты России, член рабочей группы комитета по законодательству Госдумы РФ Александр Брод.

"Нужно очень скрупулезно подходить к обвинениям, предъявленным Джемалю. Потому что много раз статьи применялись необоснованно, в том числе и в отношении публицистов, деятелей культуры. Сразу вспоминается фильм Павла Бардина "Россия 88", который хотели признать экстремистским и запретить к показу", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Александр Брод.

Он также не исключил, что преследование Джемаля может проводиться по политическим мотивам. "Джемаль участвовал в оппозиционной жизни страны, в "Левом фронте". Нельзя исключать и эту подоплеку. Но пока что делать какие-то оценки рано – та информация, которая просачивается в СМИ, не содержит никакого объяснения действий правоохранителей, что внушает некую тревогу", - подытожил Александр Брод.

Кебедов: обыски в квартирах Джемаля – попытка оказать на него давление

Обыски, проведенные в квартирах Джемаля, являются попыткой оказать на него давление, считает сопредседатель движения "Дагестан – территория мира и согласия" Аббас Кебедов. "Это можно назвать "охотой на ведьм". Люди, которые пришли к Гейдару Джемалю для проведения обысков, не могли толком пояснить, какую экстремистскую литературу собираются искать", - сообщил Кебедов.

Он полагает, что инициаторы обысков у Гейдара Джемаля хотят показать урок другим людям, которые занимают протестную позицию.

"Гейдар озвучивает открыто, какой он видит ситуацию в стране. Его право - говорить об этом, выступать на митингах, других акциях. Он не призывает к нарушению законов. Гейдар – человек несистемный, противостоит насилию со стороны системы. Тон его выступлений беспокоит многих. Я думаю, это и служит основным поводом для того, чтобы оказывать на него такое давление", - считает руководитель движения Кебедов.

Халидов: Джемаль не пойдет на компромиссы

Гейдар Джемаль – неординарная, достаточно известная в России и за ее пределами личность, отметил сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа, вице-президент Академии геополитических проблем, доктор политических наук Деньга Халидов.

"Джемаль четко и ясно позиционирует себя человеком, опирающимся на исламские нормы и ценности. Он высокообразованный человек, интеллектуал высокой пробы. Гейдар владеет несколькими языками, знает прекрасно историю, философию, историю религий. Джемаль - не просто публицист, поэт, общественный деятель. Он, прежде всего, политически активный мыслитель", - констатировал Халидов.

По его словам, Джемаль выходит за пределы принятого в Москве политкорректного дискурса. "Но это никак не отражается ни на общественной, ни на политической, ни на социальной жизни. Гейдар Джемаль – боец-одиночка, который не склоняет голову ни перед какой политической силой и не идет на какие-либо практические компромиссы ради власти, ради того, чтобы занять какое-то место в иерархии. Возможно, в этом его опасность для определенных, не совсем конструктивных сил, которых в России немало, в том числе и в органах государственной власти", - подчеркнул Халидов.

Вместе с тем ранее Центр общественных связей ФСБ России сообщил, что в соответствии с заключением Института криминалистики центра специальной техники ФСБ России, в статье "Роль женщины в Джихаде" содержатся призывы к убийству большого количества людей путем совершения взрывов в рамках идеологической (политической) борьбы, а также заявления о признании практики терроризма нуждающейся в подражании.

По данным следствия, автор статьи приводит примеры участия исповедующих ислам женщин в террористических действиях, в том числе против военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации на территории Чеченской Республики, и призывает читателей следовать их примеру.

Напомним, будучи специалистом по вопросам ислама, Джемаль неоднократно участвовал в мероприятиях и высказывался относительно ситуации и событий на Кавказе, в республиках с преимущественным мусульманским населением.

В 2006 году Джемаль в интервью "Кавказскому узлу" рассказывал, что понятие экстремизма в России используется властями для дискредитации своих оппонентов.

"Если говорить строго, то экстремизм – это термин, взятый противниками ислама или противниками использования религии как теологической базы социального сопротивления, который принят на вооружение политтехнологами действующих режимов с целью дискредитировать своих оппонентов. Иными словами, те, кто шельмуют своих оппонентов словом "экстремизм", обращаются к врожденному у обычного человека чувству страха перед неопределенностью и риском", - сказал тогда Джемаль.

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"