Джемаль Гейдар Джахидович
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Гейдар Джемаль - российский общественный деятель, один из основателей Исламской партии возрождения (1990), председатель Исламского комитета России, член координационного совета Левого фронта России.
Биография
Родился 6 ноября 1947 года в Москве. Отец - Джахид Джемаль, художник, - азербайджанец, мать - Ирина Шаповалова, профессиональная наездница, заслуженный мастера спорта - татарка. Гейдара воспитывали бабушка с дедушкой. Дед по матери Игорь Шаповалов был директором Малого театра и потом заместителем министра культуры СССР.
В начале 1960-х Г.Джемаль входил в возглавляемый поэтом Евгением Головиным кружок "независимых" интеллектуалов, где также участвовали поэт Юрий Стефанов, философ Владимир Степанов, писатель Юрий Мамлеев, и позже присоединившийся к ним Александр Дугин 1. Все они, по словам М.Сэджвика 2, занимались реконструированием традиционализма по книгам, которые были им доступны в Ленинской библиотеке и Библиотеке иностранной литературы.
В 1965 году Г.Джемаль поступил в Институт восточных языков при МГУ (нынешний ИСАА), но через год был отчислен из него по политическим мотивам (в личном деле была указанна формулировка "за буржуазный национализм") 3.
К началу 1968 года Г.Джемаль был женат, у него рос сын Орхан.
В 1970-х годах Г.Джемаль стал одним из лидеров нонконформистского андеграунда (неофициальное искусство) Москвы. Он написал ряд статей футурологического характера, предсказывая политическую судьбу советского режима, прогнозы которых подтвердились.
С 1979 года Гейдар Джемаль был активистом подпольного всесоюзного исламского движения 4.
В 1980-х Г.Джемаль значительную часть времени проводит в Таджикистане, где сближается с лидерами ислама, неподконтрольными советским органам власти.
Тогда же Г.Джемаль вступил в суфийский орден накшаандийа, возглавляемой Ешон-е Халифатом суфизм, судя по всему, не был для него чем-то особенно важным. Известно, что вместе А.Дугиным он отправился в месячное путешествие по горам Зеравшана на северо-востоке Памира, посетив могилы различных суфийских святых Дугин 5.
В конце 1988 года Гейдар Джемаль вместе с А.Дугиным вступили в общество "Память", а затем вошли в Центральный совет, но менее чем через год, в 1989 году, Джемаль был исключен из организации за то, что "контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым" 6.
В 1990 года Г.Джемаль стал одним из учредителей Исламской партии возрождения, основанной Ахмадом Кади Актаевым в Астрахани. В том же году Гейдар Джемаль начал выпускать малотиражный журнал "Таухид", где анализировал статус ислама в терминах традиционализма, добавив исторический аспект, извлеченный им из работ исламистов. По его мнению, подлинного исламского правления не было с момента смерти Пророка и уж точно после монгольского завоевания. С тех пор дела шли только хуже, так как "постколониальные элиты" в исламском мире были либо националистами (а следовательно, врагами универсального ислама), либо "атеистами-космополитами", такими же врагами истинного ислама 7.
В 1991 - 1993 годах Г.Джемаль выпускал газету "Аль-Вахдат" ("Единение") – главное печатное издание Исламской партии возрождения.
Традиционалистский подход к исламу для многих оказался чрезмерным и в 1992 году партия раскололась в связи с вопросом, как относиться к Ельцину и его проекту российской демократии: большинство членов ПИВ поддерживали этот проект, в то время как Джемаль увел более радикальное меньшинство из партии, ища союза с радикальными исламистами на Ближнем Востоке и с внутренней оппозицией Ельцину в лице КПРФ, руководимой Геннадием Зюгановым, и правых "патриотов" Александра Проханова 8.
Тогда же Гейдар Джемаль завязал ряд контактов на Ближнем Востоке, связавшись с такими людьми, как Хасан аль-Тураби, бывшего вождем Суданского исламского фронта и в течение многих лет "серым кардиналом" за спиной исламистского военного режима Судана, так и с сыном аятоллы Хомейни - Ахмадом Хомейни, которые продолжались вплоть до смерти Хомейни-младшего в 1994 году.
Благодаря аль-Тураби Г.Джемаль в качестве своей институциональной базы обрел Исламский комитет России 9, став главой московского отделения комитета.
В 1993 году Гейдар Джемаль был введен в расширенный президиум Хартумской конференции (Исламская Народная Конференция). На той же Хартумской конференции Джемаль предложил создать Международный исламский комитет.
С 1993 по 1996 год Г.Джемаль вел несколько телевизионных программ, посвященных исламской проблематике ("Ныне", "Минарет" и др.).
В 1997 году Гейдар Джемаль провел переговоры о судьбах политического ислама в Турции с мэром Стамбула Таибом Эрдоганом, вторым человеком в исламской "Партии Благоденствия".
В 1998 году Джемаль посетил с циклом лекций ЮАР, где ему было присвоено звание почетного доктора "Уинтер" университета в Кейптауне.
В России во времена Ельцина Г.Джемаль поддерживал политическое сотрудничество с оппозицией.
В 1999 году на православно-исламской конференции в Санкт-Петербурге Гейдар Джемаль выдвинул тезис о возможности стратегического союза ислама и православия в рамках антизападного проекта.
В середине 1999 года в прохановской газете "Завтра" было размещено интервью с Джемалем, в котором он объявил о создании объединенного фронта "зеленых и красных", включающего Исламский комитет России и Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки, независимую группу, связанную с КПРФ и первоначально возглавляемую председателем Комитета по обороне Государственной думы Львом Рохлиным (убит в 1998 году), а также генерал-полковником в отставке Альбертом Макашовым 10.
В конце 1999 года Г.Джемаль вошел в избирательный блок ДПА (Движение в поддержку армии) на парламентских выборах, возглавляемый В.Илюхиным.
В 2000 году Гейдар Джемаль выступил противником сближения российского руководства с так называемым демократическим блоком иранских мулл, руководимого Мухамедом Хатами.
После событий в США 11 сентября 2001 года Г.Джемаль возглавил масштабный проект взаимодействия политического ислама и западных антиглобалистов, выступив с серией разоблачительных статей, в которых объявил транснациональные корпорации и западное разведовательное сообщество в глобальной провокации, повлекшей новый передел мира.
Осенью 2001 года Гейдар Джемаль инициировал серию антиглобалистских митингов в Москве в которых приняли участие в равной мере российские антиглобалисты и мусульмане. Входил в координационный совет леворадикальной российской организации "Левый фронт" 11.
Спустя какое-то время после 2001 года Джемаль основал новую организацию, названную Интернациональной социальной лигой (ИСЛ) 12. Эта лига призывала к "ликвидации" современного "люмпен-бюрократического режима" и к замене его на государство локальных групп с широкой автономией 13.
10 марта 2010 года Г.Джемаль принял участие в акции за отставку В.Путина с поста премьер-министра и ухода его из политики, поставив свою подпись под обращением российской оппозиции "Путин должен уйти" 14. Неоднократно принимал участие на оппозиционных Маршах несогласных 15.
Жил и работал в Москве, был автором заметок для СМИ и блогов, выступал в качестве эксперта, в том числе и на "Кавказском узле".
5 декабря 2016 года Гейдар Джемаль скончался в Алма-Ате 16.
Обвинения в экстремизме
В 2006 году Гейдар Джемаль в интервью "Кавказскому узлу" рассказывал, что понятие экстремизма в России используется властями для дискредитации своих оппонентов. "Если говорить строго, то экстремизм – это термин, взятый противниками ислама или противниками использования религии как теологической базы социального сопротивления, который принят на вооружение политтехнологами действующих режимов с целью дискредитировать своих оппонентов. Иными словами, те, кто шельмуют своих оппонентов словом "экстремизм", обращаются к врожденному у обычного человека чувству страха перед неопределенностью и риском", - сказал тогда Джемаль.
В июне 2009 года депутат Государственной Думы РФ Максим Мищенко направил запрос Генеральному прокурору РФ, в котором, основываясь на публикациях веб-сайта Гейдара Джемаля, требовал признать «Исламский комитет» экстремистской организацией и привлечь Джемаля к уголовной ответственности. В частности, цитировался следующий материал с сайта, посвящённый событиям в Нальчике в 2005 году: "В России мучеников, павших в боях за веру, называют террористами. 13 октября 2005 года в Нальчике погибло более 90 мусульман, совершивших отчаянную, героическую атаку на врагов Аллаха, годами притеснявших верующих". После этого запроса, Гейдар Джемаль перенёс свой веб-сайт с домена ".ru" на домен ".org".
27 марта 2012 года следователи провели обыски в двух квартирах Джемаля. По заявлению ФСБ, обыски по месту жительства Гейдара Джемаля были проведены в связи с уголовным делом о разжигании розни и ненависти, возбуждённым в связи с размещением в Интернете статьи с призывами к терроризму.
Обыски в квартирах Гейдара Джемаля являются попыткой оказать на него давление, заявил 28 марта 2012 года сопредседатель движения "Дагестан – территория мира и согласия" Аббас Кебедов. "Это можно назвать «охотой на ведьм». И правильно сказал Максим Шевченко о тех людях, которые пришли к Гейдару Джемалю для проведения обысков. Они даже не могли толком пояснить, какую экстремистскую литературу собираются искать", - сказал А.Кебедов.
"Джемаль четко и ясно позиционирует себя человеком, опирающимся на исламские нормы и ценности. Он - высокообразованный человек, интеллектуал высокой пробы. Гейдар владеет несколькими языками, знает прекрасно историю, философию, историю религий. Он позиционирует себя как метафизик, писатель. Джемаль - не просто публицист, поэт, общественный деятель. Он, прежде всего, политически активный мыслитель", - сказал 28 марта 2012 года сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа, вице-президент Академии геополитических проблем, доктор политических наук Деньга Халидов.
По словам Д.Халидова, Г.Джемаль выходит за пределы принятого в Москве политкорректного дискурса. "Но это никак не отражается ни на общественной, ни на политической, ни на социальной жизни. Гейдар Джемаль – боец-одиночка, который не склоняет голову ни перед какой политической силой и не идет на какие-либо практические компромиссы ради власти, ради того, чтобы занять какое-то место в иерархии. Это другой пробы человек. Возможно, в этом его опасность для определенных, не совсем конструктивных сил, которых в России немало, в том числе и в органах государственной власти", - подчеркнул Халидов.
28 марта 2012 года Г.Джемаль заявил, что не считает экстремистской статью "Роль женщины в Джихаде", за публикацию которой его привлекают к уголовной ответственности по двум статьям УК РФ - 280 и 205 ("террористический акт" и "публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности").
29 марта Гейдар Джемаль уточнил, что заведенное уголовное дело по статьям 280 и 205 УК РФ возбуждено не в отношении него, как сообщалось ранее, а в отношении сайта, принадлежащего востоковеду.
Гейдар Джемаль - основатель метафизической школы радикального трансцендентализма. Лидер Интерсоюза. Московский представитель во всемирной ассамблее «Ахль аль-Бейт» (Люди дома Пророка). Постоянный член Хартумской исламской конференции. Депутат Национальной Ассамблеи Российской Федерации 17.
Религиозная принадлежность
В 2008 году, реагируя на утверждения о своей принадлежности к шиитам, Гейдар Джемаль заявил: "Я следую сам и поддерживаю всех, кто следует, Корану и достоверной Сунне Пророка", - добавив, что не следует "ни за одним из ныне живущих шиитских муджтахидов" и не проклинает никого из праведных халифов 18.
Примечания
- Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. М.: НЛО, 2014. С. 368-369.
- Носачев П.Г. Рецензии на книгу Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. М.: НЛО, 2014 // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, I:3, 2011, С. 155-164.
- Джемаль Гейдар Джахидович // Российское экспертное оборзрение, 2012.
- Гейдар Джемаль - Джахидович или Джихадович? Кто стоит за исламским экстремистом // Moscow University Alumni Club, 14.06.2011.
- Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. М.: НЛО, 2014. С. 371.
- "Память". Документы и тексты / Сост. В. В. Прибыловский. М., 1990. С. 25-26; Дугин и Джемаль: общество "Память" // Блог Тapirr в Живом журнале, 28.02.2011.
- Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. М.: НЛО, 2014. С. 460.
- Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. М.: НЛО, 2014. С.461.
- Сеть таких исламских комитетов была создана под руководством аль-Тураби на конференции в Хартуме в 1993 году с целью объединения лидеров различных радикальных исламистских движений, подобно Национальному исламскому фронту самого Тураби, Хамасу в Палестине и Хизболле в Ливане: Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. М.: НЛО, 2014. С.461.
- Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. М.: НЛО, 2014. С.463.
- Джихад с Джемалем // Лента.ру, 28.03.2012.
- Сэджвик М. Наперекор современному миру: Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века. М.: НЛО, 2014. С.464.
- Джемаль Г. Интернациональная социальная лига. М., 2006. С. 210-214.
- Сайт "Путин должен уйти". 2010.
- Джихад с Джемалем // Лента.ру, 28.03.2012.
- Сообщение о смерти Гейдара Джемаля на его личной странице в сети Facebook, 05.12.2016; Умер Гейдар Джемаль // Телеканал "Дождь", 05.12.2016.
- Гейдар Джахидович Джемаль // ВКонтакте, 2012.
- Заявление о сути моей исламской позиции // КОНТРУДАР, 03.10.2008.