Ситуация на Северном Кавказе стала ключевой в российском обзоре доклада Human Rights Watch о ситуации с правами человека в мире

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В части доклада международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) о ситуации с правами человека в мире, посвященной России, наряду с озабоченностью в связи с прошедшими в декабре прошлого года парламентскими выборами, выражается обеспокоенность продолжающимся нарушением прав человека на Северном Кавказе. Как отмечает замглавы московского бюро HRW Татьяна Локшина, правозащитники указывают на то, что здесь мало что изменилось с начала 90-х годов.  

Напомним, презентация ежегодного доклада Human Rights Watch о ситуации с правами человека в мире состоялась 23 января в Москве. В России такой доклад организация представляет впервые за много лет. Отдельный раздел был посвящен России. Специально для российских СМИ на русский язык переведены не только главы доклада по России и странам СНГ, но и материалы по Ближнему Востоку и Северной Африке.

Богерт: хотя Россия не является диктатурой, какой остается Сирия, некоторые параллели налицо

Открывшая пресс-конференцию заместитель генерального директора HRW Кэрол Богерт, сделала акцент на "арабской весне", которая стала главным событием прошедшего года. Особое внимание Богерт было уделено событиям в Сирии. По ее словам, ситуация в Сирии не может быть решена без международного вмешательства. Она провела параллели между ситуацией в России и Сирии. 

Отметим, что HRW в прошлом году подготовила доклад "Патронов не жалеть! Индивидуальная и командная ответственность за преступления против человечности в Сирии" о ситуации в Сирии, где в результате антиправительственных протестов, начавшихся в марте 2011 года, погибли тысячи людей, большое количество жителей было арестовано. Кровопролитные столкновения между правительственными войсками и противниками режима Башира Асада, развивались по тому же сценарию, что и в Чечне начала 2000-х годов, считают правозащитники.

"И хотя Россия не является диктатурой, какой остается Сирия, некоторые параллели налицо, для отдельных граждан со всей очевидностью", - сказала Богерт. При этом, отмечая тот факт, что Россия является постоянным членом Совета безопасности ООН и играет важную роль в мировой политике, заместитель генерального директора HRW высказала пожелание привлечь внимание России к проблемам на Ближнем Востоке и, в частности, в Сирии.  

Севортьян: в России есть и позитивные изменения в ситуации с правами человека

По словам директора российского представительства HRW Анны Севортьян, в России отмечаются и позитивные изменения. 

"Это декриминализация клеветы, произошедшая в прошлом году по инициативе президента Дмитрия Медведева: клевету перевели из разряда уголовных преступлений в разряд административных нарушений", - пояснила Анна Севортьян.

Кроме этого она к примерам улучшения ситуации отнесла прекращение уголовное дела в отношении председателя Совета правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, которого обвиняли в клевете на главу Чечни Рамзана Кадырова, и приговор Никите Тихонову и Евгении Хасис, обвиненным в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки  "Новой газеты" Анастасии Бабуровой.

Однако, по мнению заместителя главы московского бюро HRW Татьяны Локшиной, в стране сохраняется произвол силовых структур. Больше всего беспокойство вызывает ситуация на Северном Кавказе, где, как считают правозащитники, мало что изменилось с начала 90-х годов.  

"Исчезновения, похищения людей, применение пыток. Любого, при малейшем подозрении в участии в незаконном вооруженном формировании или в возможном пособничестве и даже сочувствии к ним, будут пытать. Применение пыток не "в ряде случаев", а рутинное, то есть любого человека, которого задержали, могут пытать. Тех, кто об этом пишет – правозащитников и журналистов – становится все меньше. Их убивают. Что касается Чечни, гражданское общество там, в принципе, парализовано страхом после убийства Наташи Эстемировой и других активистов в 2009 году. Все эти убийства остались безнаказанными", - отметила Татьяна Локшина.

По ее словам, те проблемы, которые правозащитники наблюдают на Северном Кавказе, не замкнуты территориальными рамками именно этого региона. "Они существуют по всей России", - сказала Локшина. 

В подтверждение этому она рассказала присутствующим на пресс-конференции журналистам о задержании в минувшие выходные в Нижнем Новгороде участника сводной мобильной правозащитной группы, которая работает в Чечне, Антона Рыжова. Юрист был задержан, когда вернулся домой. У него изъяли ноутбук и карты памяти, объяснив это тем, что на цифровых носителях Рыжова могут быть сведения о деятельности террористического характера. 

"Несмотря на многократные требования Рыжова, ему не предоставили копии его собственного объяснения, а задавали много вопросов про то, как мобильная группа работает в Чечне, про командировки в Чечню. Я бы хотела подчеркнуть: сводная мобильная группа, во главе которой стоит "Комитет против пыток", уже несколько лет работает в Чечне и сталкивается там с чудовищными проблемами. Но теперь это перекинулось и в их родной Нижний Новгород", - заявила Татьяна Локшина.

По ее словам, невыгодна деятельность сводной мобильной группы в Чеченской Республике тем, кто замешан в нарушении прав человека. "И, видимо, у них есть достаточно связей, чтобы попытаться оказать давление на неугодных им правозащитников и за пределами Чечни", – говорит правозащитница.

На пресс-конференции говорилось, что Европейский суд по правам человека вынес свыше 200 постановлений об ответственности российского правительства за грубые нарушения прав человека на Северном Кавказе. Российская Федерация исправно выплачивает материальную компенсацию пострадавшим, однако постановлений суда по существу не исполняет, отмечено в докладе. 

Как считают правозащитники, Северный Кавказ является едва ли не главным дестабилизирующим фактором для России. Это регион, по их мнению, где перемен к лучшему пока что не наблюдается. По официальным данным, активность участников вооруженного подполья нарастала, особенно в Дагестане: там с января по сентябрь 2011 года было похищено 28 человек, девять исчезли бесследно. В Ингушетии за этот же период жертвами похищений стали 12 человек, семеро пропали без вести. В Чечне сотрудники "Мемориала" задокументировали 11 похищений, из них пять человек исчезли бесследно, указывает HRW.  

Локшина: зачастую региональное руководство на Северном Кавказе не может изменить  ситуацию

В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Татьяна Локшина сказала, что, бывая в республиках Северного Кавказа, она сталкивалась с ситуациями, когда задержанные люди, которых обвиняют в преступлениях террористического характера, подвергаются жесточайшим пыткам

"Конечно, такого рода заявления людей, содержащихся под стражей, должны быть прицельно расследованы. Там, где работают опытные юристы, случаи пыток доказаны. Это вопрос не только к местным руководителям, это вопрос, в первую очередь, к федеральной власти - как федеральная власть может допускать такие ситуации, когда пытки во время следствия, во время задержания стали в порядке вещей? Эта ситуация, в которой должна разбираться федеральная власть", - считает Татьяна Локшина. 

На вопрос о контактах с местными руководителями республик Северного Кавказа, Локшина ответила, что рекомендации, которые правозащитники предлагают  руководителям регионов, принимаются, но "вот насколько они внедряются - другой вопрос".

"Это, конечно, зависит от того, насколько руководство регионов может обеспечить  выполнение этих рекомендаций, потому что, когда речь идет о деятельности спецслужб, то здесь зачастую региональное руководство не может, даже если и хочет, изменить ситуацию. Это тоже нужно принимать во внимание", - отмечает собеседница корреспондента "Кавказского узла".

По ее словам, тот же глава Дагестана Магомедсалам Магомедов на уровне риторики делает довольно впечатляющие заявления о поиске социального консенсуса, о необходимости стабилизации ситуации.

"Но создается впечатление, что у него нет возможности чего бы то ни было конкретного достичь для того, чтобы умерить пыл силовиков в отношении использования противозаконных методов во время проведения контртеррористических мероприятий. И в Ингушетии мы сталкиваемся с тем же самым", - констатирует Татьяна Локшина.

По ее убеждению, радикализация в регионе и рост недоверия населения к местным властям – это итог противоправных действий сотрудников силовых структур.

Как писал ранее "Кавказский узел", в докладе "Human Rights Watch" говорится и о том, что в 2011 году ситуация с правами человека ухудшилась и в Азербайджане - там правительство страны подавляло все формы протеста.

Правозащитники отметили, что Азербайджан хочет повысить свой международный имидж, занимая руководящие позиции в региональных и международных форумах и принимая у себя мега-события (Азербайджан был избран в Совет безопасности ООН в октябре прошлого года, в мае 2012 года будет принимать международный песенный конкурс "Евровидение", также Азербайджан дал заявку на проведение в Баку летних Олимпийских игр 2020 года), однако обеспечение прав рядовых граждан находится на низком уровне, и власти должны улучшить этот показатель.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"