Армянские эксперты заявляют о несостоятельности "Мадридских принципов"
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Эксперты и политики из Армении заявляют о необходимости новых подходов к урегулированию карабахской проблемы, поскольку нынешние, по их мнению, лишь заводят ее в тупик.
Мнение о несостоятельности "Мадридских принципов" армянские эксперты озвучили 5 ноября в столице Нагорного Карабаха Степанакерте в ходе "круглого стола" на тему "Переговорный процесс по урегулированию карабахской проблемы 20 лет спустя". Мероприятие проводила общественная организация из Армении "Сотрудничество во имя демократии" под эгидой "Армянского комитета Хельсинской гражданской инициативы".
Карапетян: "Мадридские принципы" опасны для армянской стороны
Представитель "Армянского национального конгресс"а (АНК) Владимир Карапетян в ходе "круглого стола" заявил, что "Мадридские принципы", представленные сторонам переговорного процесса в 2007 году, представляют угрозу и опасны для армянской стороны. Он считает, что этот документ не был подробно изучен и обсужден общественностью Армении и Нагорного Карабаха.
При этом Карапетян отметил, что официальный Ереван выразил свое положительное отношение к "Мадридским принципам".
"Президент Армении (Серж Саргсян) и министр иностранных дел Армении (Эдвард Налбандян) заявили, что "Мадридские принципы" могут стать основой для переговорного процесса. Но их принятие будет серьезной дипломатической ошибкой, потому что Армения станет более уязвимой и слабой, чем до этого, и лишится Карабаха безвозвратно", - сказал Карапетян.
Представитель АНК Карапетян считает, что неучастие Нагорного Карабаха, его исключение из переговорного процесса, по мнению политика, - самая главная ошибка в решении карабахской проблемы.
"Конечно, я приветствую политику руководства НКР, которое заявляет, что "Мадридские принципы" не были им официально представлены - это дипломатический ход. Но с другой стороны, если сопредседатели постоянно посещают регион, встречаются с руководством Карабаха, то вполне понятно, что официальный Степанакерт знаком с этим документом, и хорошо знает, как протекает переговорный процесс", - заявил Карапетян.
Мартиросян: нет гарантий, что миротворцы сохранят нейтралитет
Представитель армянской политической силы "Жарангуцун" (Наследие), депутат Национального собрания Армении Армен Мартиросян также отметил, что "партия с самого начала не признавала "Мадридские принципы", потому что в этом документе нет главного - участия и мнения Нагорного Карабаха".
"Мы против этих принципов и против введения миротворческих сил, потому что нет гарантии, что эти силы будут сохранять нейтралитет", - сказал Мартиросян.
Он подчеркнул, что позиция партии "Жарангуцун" всегда была неизменной - Армения одной из первых должна признать независимость Нагорного Карабаха.
"Наша партия ранее провела ряд переговоров с некоторыми государствами, в том числе и с европейскими, которые согласились признать независимость Нагорного Карабаха лишь после Армении. Но власти Армении постоянно отклоняли инициативу нашей партии, приводя разные оправдания", - констатировал депутат.
По словам Мартиросяна, "Жарангуцун" - сторонник того, чтобы вернуть Нагорный Карабах за стол переговоров по урегулированию карабахской проблемы.
Исключение Карабаха из переговоров - это одно из упущений армянской стороны
"С 1998 года в переговорном процессе Карабах находится в роли наблюдателя, даже не смотря на то, что посредники регулярно посещают Нагорный Карабах. Исключение Карабаха из переговоров - это одно из упущений армянской стороны, и эта ошибка была допущена тогда, когда Роберт Кочарян оставил Карабах и направился в Армению занимать высокие посты", - заявил Мартиросян.
Саркисян: карабахская проблема мало значит для мирового сообщества
Директор "Армянского центра национальных и стратегических исследований" Манвел Саркисян считает, что "в Армении и Нагорном Карабахе предпочитают отмалчиваться и не комментировать переговорный процесс".
При этом эксперт выразил мнение, что в этих государствах нет человека, который был бы согласен с "Мадридскими принципами".
"Я не думаю, что в Армении или Нагорном Карабахе найдется такой человек, который считает, что этот документ может быть принят, даже среди тех, кто непосредственно работает в переговорном процессе", - говорит Саркисян.
Эксперт подчеркнул, что "для начала надо попробовать понять, что же значит карабахская проблема для мира с юридической точки зрения", и "что же все-таки такое Минский процесс, и куда он ведет".
"Может Минский процесс приведет к войне? И не зря в последнее время задумались, стоит ли его продолжать. Выясняется, что карабахская проблема для мира ничего не значит. Весь процесс переговоров, проводимых в рамках Минской группы, заключается в том, что надо для начала решить вопрос азербайджанских беженцев, потом, через некоторое время, армянских беженцев, а потом уже, возможно, вопрос статуса Карабаха - вот так выглядит карабахская проблема для мирового сообщества", - заключил Саркисян.
По мнению эксперта, согласно этому документу, "весь мир признает Карабах в составе Азербайджана, в том числе и Армения".
"Единственное, что не допускает Минский процесс - это невозможность решения карабахского конфликта военным путем. При этом не запрещает Азербайджану, а предлагает отказаться от военных действий, потому, что признает его право на военные действия. Потому МГ ОБСЕ предлагает Азербайджану вести мирные переговоры с Арменией. А Армения в свою очередь должна согласиться, но не в состоянии больше делать шаг навстречу к уступкам и, естественно, создает проблемы для Азербайджана", - констатирует Саркисян.
Директор "Армянского центра национальных и стратегических исследований", отмечает что "пришло время более серьезно относиться к переговорному процессу, и возложить большую ответственность на всех, независимо с какой позиции они выступают".
"Необходимо активизировать участие в процессе общественности Карабаха, которая должна настаивать на своих правах, и поставить вопрос о них перед мировым сообществом. Если карабахская общественность заявит о своих правах, то тогда общественность Армении поддержит и последует за ними. Спросить у ОБСЕ, у мирового сообщества, чем они заняты. Надо конкретно говорить, отказавшись от лозунгов, потому, что если так будет продолжаться, то, действительно, можно потерять все. Нельзя допустить, чтобы другие решали за нас. Нельзя отмалчиваться - молчание будет понято как согласие", - заявил Саркисян.
Гукасян: инициатор урегулирования - ОБСЕ
Эксперт по международному праву Андриас Гукасян подчеркнул, что "Минский процесс уже 20 лет ведет работу в урегулировании карабахской проблемы и ни Армения, ни Азербайджан не предлагает свои планы по решению конфликта - все планы исходят от ОБСЕ".
"Говоря об эволюции в переговорном процессе, надо заметить, что если в 1997-1998 годах переговоры велись об объединении двух народов, а в 2001-м - по разъединению, то после 2004 года обсуждается вопрос: с кем хочет народ Карабаха продолжить свое существование. Но фундаментальное во всех этих предложениях - то, что вся философия ОБСЕ основана на существовании Нагорного Карабаха как не правового государства. Кроме того, Армения и Азербайджан также считают его не правовым государством, потому на сегодня в переговорном процессе обсуждается гражданский статус народа Карабаха. Вот этим и ограничиваются возможности Минского процесса, что не позволяет прийти к какому-нибудь итогу", - считает правовед.
Гукасян также отметил, что "встреча в Казани показала, что "Мадридские принципы" невозможно реализовать, а учитывая принципы ОБСЕ и Хельсинские традиционные акты, можно понять, что Минская группа ОБСЕ больше не способна предложить продуктивные предложения по урегулированию конфликта, потому что все уже испробовала".
"В формате МГ уже невозможно что-то сделать. Потому, чтобы завершить работу Минского процесса, надо чтобы Армения и Азербайджан вместе решили отказаться от этого и перейти в какой-нибудь другой формат. Или же, если Нагорный Карабах сам выйдет из этого процесса. Ведь на самом деле, Минский процесс работает, потому что Нагорный Карабах своим молчанием поддерживает этот формат", - утверждает эксперт.
По словам Гукасяна "на сегодня возникла потребность пересмотра всего двадцатилетнего этапа и понимания того, что мы хотим, куда идем, и действительно ли армянам выгоден статус-кво".
Председатель "Общественного совета по внешней политике и безопасности" Нагорного Карабаха Масис Маилян заявил, что "процесс самоопределения - это бесконечный процесс".
"Процесс самоопределения может продолжаться бесконечно. На сегодня карабахский народ желает только признания независимости. Независимость Нагорного Карабаха должны признать Армения, мировое сообщество, а все остальное должно решиться после этого признания".
Журналист, писатель Вардгес Багирян полагает, что "Нагорный Карабах давно определился, чего он хочет". "Мы в 1991 году создали государство, в 1992-м провозгласили свою независимость, в 2006 году приняли Конституцию, что означает, что Нагорный Карабах однозначно хочет, чтоб его независимость была признана мировым сообществом", - указывает он.
Нагорно-Карабахская Республика была провозглашена 2 сентября 1991 года, и 6 января 1992 года объявила себя независимым государством. Азербайджан не признает независимости и считает Нагорный Карабах частью своих территорий. Международный статус НКР не урегулирован. Страны-члены ООН не признают Нагорный Карабах независимым государством. В резолюциях Совета безопасности ООН и Генеральной ассамблеи ООН подтверждена территориальная целостность Азербайджана.