Кандидаты в президенты Абхазии подтвердили готовность к теледебатам и определили позиции по актуальным вопросам
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Кандидаты в президенты Абхазии на совместной пресс-конференции 12 августа в Сухуме определили свои позиции по вопросам соблюдения условий соглашения «За чистые и честные выборы», продажи недвижимости иностранным гражданам, системы управления республикой, вероятности проведения второго тура выборов, возможность объединения и создания коалиционного правительства.
Как сообщал "Кавказский узел", 26 августа в Абхазии пройдут досрочные выборы президента, назначенные в связи со смертью на 63-м году жизни президента Сергея Багапша. На высший пост республики претендуют три кандидата - вице-президент Александр Анкваб, лидер оппозиции Рауль Хаджимба и премьер-министр Сергей Шамба.
Пресс-конференция Александра Анкваба, Рауля Хаджимбы и Сергея Шамбы состоялась в Ассоциации работников СМИ Республики Абхазия.
Кандидаты прокомментировали выполнение условий соглашения «За чистые и честные выборы»
Напомним, что после регистрации в Центральной избирательной комиссии претенденты на высший пост в государстве – Александр Анкваб, Рауль Хаджимба и Сергей Шамба подписали соглашение «За честные и чистые выборы».
Подписание документа инициировала оппозиционная партия "Форум народного единства Абхазии", выдвинувшая Рауля Хаджимбу кандидатом в президенты.
Говоря о соблюдении кандидатами в президенты соглашения, Сергей Шамба сказал, что у него «есть много, что сказать». «Я думаю, когда-нибудь мы скажем обществу об этом. Я люблю оперировать фактами», - сказал он.
«Журналисты, наверное, хотели бы услышать о нас что-то «жареное». Но есть моменты, которые связаны с высказываниями кандидатов. Я это говорю искренне. Я уже высказал свое отношение по этому поводу. Думаю, не стоит поддаваться эмоциям и создавать сложности в обществе», - сказал в свою очередь Рауль Хаджимба.
Александр Анкваб подчеркнул, что «относится ко всему, что происходит, философски и крайне спокойно».
«Совершенно не собираюсь что-то комментировать. Комментарии – это ваше дело. Это дело общества. Коль ты пошел на такое трудное дело, как выборы, тем более президентские, умей держать удар и переносить все это спокойно без истерики, без паники. А избиратель сам разберется, что происходит и зачем все это делается», - сказал кандидат в президенты.
Кандидаты разошлись в вопросе о необходимости реформирования структуры исполнительной власти
Говоря о системе управления в Абхазии, Анкваб подчеркнул: «О том, что в маленькой Абхазии громоздкая исполнительная власть, я говорил еще несколько лет назад. Нам надо вносить изменения в законодательство и только таким образом сокращать должности вице-премьеров; должность премьер-министра часто дублирует работу президента; нам не нужен пост вице-президента. Но ничего нельзя делать наобум. Надо принимать взвешенные, рациональные, обоснованные решения. А сокращение центрального аппарата не означает, что всех поголовно надо убрать. Если в министерстве 15 человек из 25 бьют баклуши, надо от них избавляться или набирать новых людей, а если достаточно 10 эффективно работающих, оставить их. Такой прагматичный подход с учетом КПД. То, что громоздко – это факт. А что нам больше подходит, парламентская или президентская республика – это тема отдельного разговора».
Рауль Хаджимба сказал, что может частично согласиться с этим, учитывая то обстоятельство, что по Конституции главой исполнительной власти является президент. «Я не думаю, что нужен нам вице-президент», - сказал он.
Сергей Шамба в свою очередь высказался «против всяких шараханий такого рода». «Думаю, что главное – сделать так, чтоб политическая система была эффективной и сбалансированной. Это главное. А что касается сокращения должностей, о которых здесь говорили, то, в принципе, конечно, можно рассматривать этот вопрос, но не в данной ситуации, - сказал Шамба. - Сперва нужно достичь того, чтобы у нас в обществе сложились демократические принципы, чтобы у нас был нормальный баланс между ветвями власти, а потом уже можно думать о сокращении должностей. А сегодня, если отказаться от должностей премьер-министра, вице-премьеров и прочее, президент может превратиться в монарха. Я думаю, пока рано об этом говорить».
Обсуждена возможность второго тура выборов и объединения кандидатов
Что касается вероятности проведения второго тура выборов, Хаджимба сказал, что каждому из кандидатов, конечно, хотелось бы победить в первом туре. «Но в случае второго тура время покажет, кто на что горазд и способен, какие будут союзы», - сказал он.
«26 августа пройдут выборы. Будут подсчитаны голоса. И все будет понятно - какой тур и что впереди. Что касается компромиссов, то это предмет переговоров», - сказал Александр Анкваб.
Сергей Шамба же «ничего не исключает». «Все может быть», - сказал он. Вместе с тем он подчеркнул, что в случае своей победы будет формировать правительство, невзирая на политические взгляды, исключительно по профессиональным качествам.
«Вне зависимости от того, кто бы ни победил, он должен взять на себя ответственность за то, чтобы не допустить раскола, объединить все политические силы и тех людей, которые стояли за этими кандидатами. Но самое главное - подойти к этим выборам спокойно. Все, что мы пережили в 2004 году, не должно повториться», - считает Рауль Хаджимба.
Что касается коалиционного правительства, по мнению Александра Анкваба, «коалиционные правительства, как показывает мировая практика, никогда не были прочными и долговечными, и Абхазии не стоит повторять чьи-то ошибки».
«Другое дело - после выборов должно быть сформировано правительство из умных людей, профессионалов, людей желающих и умеющих работать... Власть должна искать умных людей, каких бы взглядов они придерживались», - сказал он.
Кандидаты в президенты высказались по вопросу строительства в Сухуме мечети
«Вопрос строительства мечети не новый. Мы неоднократно разговаривали с представителями Духовного управления мусульман Абхазии на эту тему. Речь идет о выборе конкретной территории. Вначале шел разговор о парке им. Н. Курченко, затем о береге моря, чтоб мечеть было видно издалека, - сказал Анкваб. - Абхазия - поликонфессиональное общество. Мы никому ничего не запрещаем. Никто не говорил «нет». Но и диктовать властям, где именно должна быть построена мечеть, не следует. Нужно обоюдное согласие и принятие правильного решения с учетом общественного мнения».
Рауль Хаджимба считает, что мечеть должна быть, поскольку в Абхазии все конфессии равны. «Государство должно помочь построить ее, будь то в Сухуме или где-нибудь в другом месте», - сказал он.
«Конечно, мечеть должна быть, а где она будет построена, надо обсуждать и подобрать подходящее место. Я не думаю, что она должна быть спрятана от взора людей. Мы не скрываем, что у нас есть мусульмане, это не агрессивная религия. Там, где людям хочется, там пусть и строят, если место позволяет», - считает Сергей Шамба.
Журналистов интересовало мнение кандидатов о разногласиях внутри абхазской церкви.
«Мы в Совете Безопасности РА неоднократно пытались примирить стороны. Многое для этого, кстати, сделали, но конфликт в церкви возник не сегодня. Он застарелый и вылился в то, что вы видите. Сейчас наша задача - не вмешиваться грубо в это процесс, а предоставить возможность самим священнослужителям найти общий язык. Другого пути просто нет. Не надо политизировать ситуацию. И одна, и другая сторона выступают за автокефалию Абхазской православной церкви, но по разному смотрят на пути достижения этой цели. Я глубоко уверен в том, что в итоге они будут вместе», - сказал Александр Анкваб.
Рауль Хаджимба выступает за афтокефалию абхазской церкви и за те пути, которые избраны. «Мы хотим, чтобы у молодых священников реально была возможность заниматься этим делом, независимо от помещения. Я надеюсь на то, что старшее и молодое поколения найдут точки соприкосновения во многих спорных вопросах. Эту полемику нельзя переводить в другую плоскость», - сказал он.
По мнению Сергея Шамбы, «дело, вообще, не в принципах, а в позициях сторон, и поэтому есть возможность для компромисса».
«Этот вопрос надо решать путем внутрицерковного диалога. Я однозначно за восстановление единства», - сказал он.