Религиозным общинам Абхазии в бессрочное пользование будет передано 44 храма
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Правительство Абхазии передаст местным религиозным организациям в безвозмездное бессрочное пользование объекты историко-культурного наследия. Абхазской православной церкви будет передано 42 храма, католической общине Абхазии – римско-католический приход римско-католической церкви святого Апостола Симона Канонита в Сухуме, Евангелистской лютеранской церкви – кирха святого Иоанна также в Сухуме.
Как уточнил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" начальник управления историко-культурного наследия Абхазии Демур Бжания, все эти объекты переданы не в собственность, а в безвозмездное бессрочное пользование. "Кроме этого, с религиозными общинами, которым переданы объекты, будут заключаться договоры, определяться охранные зоны. Поскольку все эти объекты являются памятниками историко-культурного наследия Абхазии", - отметил он.
По словам Бжании, инициатива передачи объектов принадлежит Абхазской православной церкви, обратившейся с соответствующим письмом в правительство. Затем этот вопрос обсуждался на собрании научно-методического совета в управлении историко-культурного наследия Абхазии.
"Православная церковь хотела, чтобы ей передали более 80 памятников, но мы решили передать те объекты, которыми сегодня пользуются, и те, что были построены в начале ХХ века обществом по распространению христианства в Абхазии. Древнейшие объекты не передаются", - пояснил Демур Бжания.
Лютеранская церковь
Католики и лютеране Абхазии приветствуют решение правительства. "Это мудрое и правильное решение, за что мы благодарны руководству республики", - сказал в интервью корреспонденту "Кавказского узла" председатель церковной общины Евангелистской лютеранской церкви Лаврентий Гарт, возглавляющий также немецкую общину Абхазии.
По его словам, Лютеранская церковь в Сухуме была отреставрирована и реконструирована в 1999 году, и с тех пор богослужения проводятся в благоустроенном помещении. Затраты на реставрацию составили 60 тысяч долларов США.
"Помощь церкви оказывает региональная лютеранская церковь, находящаяся в Грузии, которая получает спонсорскую помощь из Германии. Раз в 2-3 месяца в Сухум приезжает Епископ и проводит богослужения. В Сухуме же есть свой проповедник, который проводит каждое воскресенье службу в церкви. Это - Михаил Шлегельмильх. Он окончил Петербургскую теологическую семинарию евангелическо-лютеранской церкви, и в этом году планирует сдать выпускные экзамены и написать диплом", - поделился подробностями Гарт.
В церковную общину входит около 50 человек. По словам Гарта, до войны в Абхазии проживало 84 немца, однако во время грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992-93 годов и после него многие вынуждены были уехать из-за тяжелого материального положения.
Лютеране в Абхазии тесно общаются с католиками и баптистами. Иногда проводятся совместные богослужения.
Католическая церковь
В Римско-католическом приходе римско-католической церкви святого апостола Симона Кананита в Сухуме ежедневно проводится служба. По словам священника Петра Ваинара, католические церкви есть по всему миру, и они помогают друг другу, не обделяя при этом католиков в Абхазии.
"Если какая-то церковь в лучшей ситуации, она помогает той, которая нуждается в помощи, и которая переживает сложные времена, - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" священник. – Мы с настоятелем церкви Ежи Пилуссом ездим по приходам в других странах и собираем там помощь для нашей церкви, поскольку она нуждается в ремонте".
Небольшой католический храм был построен в Сухуме в 1908 году. С момента установления советской власти в 1921 году до 1993 года в нем находился государственный архив. В 1994 году уже после окончания грузино-абхазской войны помещение было возвращено католикам в качестве церкви.
"До этого к нам приезжали священнослужители из Сочи, и месса вплоть до глубокой осени проводилась на улице. А когда нам вернули здание, был сделан косметический ремонт, и церковная жизнь возродилась, - отметила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" прихожанка Софья Инглизян. - Для нас была такая радость, когда после войны в апреле 1994 года по телевизору объявили, что собирают всех католиков Абхазии. С тех пор мы регулярно ходим на службу. Раньше было очень много детей, приходивших в церковь, здесь даже была воскресная приходская школа, но многие потом разъехались – кто учиться, кто семьями из-за тяжелого материального положения. Тем не менее среди прихожан немало молодежи".
В настоящее время католическая община Сухума состоит из 80 человек. Большинство из них составляют армяне и поляки. Существуют немногочисленные группы католиков в Гагре и Пицунде. В Сухуме постоянно проживает католический священник Ежи Пиллас. Абхазию не раз с официальным визитом посещал папский нунций Гуджеротти, который встречался с руководством республики.
Помимо православной, католической и лютеранской религиозных общин, в Абхазии существуют мусульманская, баптистская общины, а также общества адвентистов, пятидесятников, ряд небольших церквей, объединенных в Ассоциацию евангелических христиан, Армянская апостольская церковь. Поскольку в Абхазии до сих пор нет закона о религии, религиозные общины не могут зарегистрироваться в Министерстве юстиции.
"Но большинство из них контактирует с властными структурами, и мы в курсе их деятельности", - заверил корреспондента "Кавказского узла" уполномоченный кабинета министров по делам религии Резо Кация.
Однако есть еще ряд общин, которые ограничивают контакты с властями, в том числе и религиозная организация Свидетелей Иеговы, а также отдельные баптисты и пятидесятники.
Что касается мусульман, то по сведениям Кации, они молятся в импровизированных мечетях в Сухуме и Гудауте, хотя Духовное управление мусульман Абхазии неоднократно ставило вопрос о выделении земельного участка под строительство мечети.
По его мнению, в Абхазии должна быть мечеть, несмотря на то, что в республике исповедующих ислам не так много. "Абхазский народ в силу исторических обстоятельств оказался разделенным, и большая часть сегодня проживает в мусульманских странах – Турции, Сирии, Иордании, и соответственно, они на 80% считают себя мусульманами. Многие из них часто посещают свою историческую родину, кто–то возвращается сюда навсегда", - обратил внимание уполномоченный.
Что касается Свидетелей Иеговы, то эта религиозная организация после окончания грузино-абхазской войны была запрещена на территории республики указом президента. Но кроме этого указа нет никаких законных оснований для запрещения деятельности Свидетелей Иеговы в Абхазии.
"Иеговисты в запрете потому, что они против службы в армии, и немалое количество молодых людей из-за этого отказываются идти в армию. А это значит, что они подрывают тем самым нашу обороноспособность", - высказал позицию властей Кация.
Сами Свидетели Иеговы, как подчеркивается на их официальных сайтах в Интернете, относятся с уважением к государственной власти в целом. "Быть примерными гражданами — наша христианская обязанность, - сказано на официальном сайте Свидетелей Иеговы в РФ. - И лишь в редких случаях, когда требования правительства прямо противоречат Божьим заповедям, мы следуем принципу «кесарево кесарю, а Божие Богу»". "Мы политически нейтральны и равно уважительны ко всем народам и странам", - утверждают верующие. Также Свидетели Иеговы, по их словам, не отказываются отдавать долг государству в виде альтернативной гражданской службы.
Еврейская община
Отметим, что довольно активна в Абхазии еврейская община. В 1997 году здесь была создана Еврейская община "Шалом" (Мир вам). Ее председатель Борис Аболенский проинформировал корреспондента "Кавказского узла", что в настоящее время община объединяет около 100 человек.
"До грузино-абхазской войны в Абхазии было до 3000 евреев, однако большинство из них уехало. В основном в Израиль. Во время войны их вывезли тремя самолетами и на пароходе. Остались где-то 100 человек, в основном люди пожилого возраста, которые по каким-то причинам не смогли выехать, - обрисовал ситуацию Аболенский. – Евреи уезжали из Абхазии вплоть до 2000 года".
Оказавшимся в непростых послевоенных условиях евреям большую помощь оказывали общественные организации из России. До сих пор оказывает гуманитарную помощь евреям Абхазии Всемирная организация "Джоинт", филиал которой располагается в Ростове. По словам Аболенского, оттуда ежемесячно поступают продовольственные посылки и деньги для самых бедных на одежду и обувь, и даже на ремонт квартир.
"Помощь евреям Абхазии оказывал и раввин города Сочи, благодаря которому из Израиля на праздник Пейсах доставляли нам мацу. Члены общины могут также отмечать и другие праздники, которых в году семь, поскольку и на их проведение присылаются финансовые средства, - говорит председатель "Шалом". – В последние пять лет некоторые евреи стали возвращаться из России в Абхазию. В общине уже появились молодые люди, которые обзавелись семейством, и там где-то 10 детей разного возраста".
Аболенский с удовлетворением констатировал, что Еврейское общество "Шалом" уже официально входит в Ростовский филиал организации "Джоинт" благодаря признанию Абхазии Россией.
Что касается синагоги, то, по утверждению председателя общины, сухумская синагога в свое время была одной из лучших в СССР. Ее построили грузинские евреи, а после грузино-абхазской войны администрация Сухума передала здание в собственность Еврейской общины.
"Благодаря "Джоинт" и разным спонсорам в синагоге удалось починить крышу, сделать ремонт, в том числе в комнате для проведения разных праздников. Но самое главное, что увеличилось число членов общины. В нее входят не только евреи, но и люди из смешанных браков. Благодаря этому жизнь в общине оживилась", - подчеркнул Аболенский. По его словам, ансамбль "Шалом" Еврейской общины ежегодно участвует в фестивале национальных культур Абхазии.
Напомним, что президент Абхазии Сергей Багапш распорядился создать межрелигиозный совет, в который войдут представители всех традиционных конфессий.
Большинство населения Абхазии составляют христиане. Согласно опросам 2003 года, 60 процентов опрошенных жителей Абхазии назвали себя христианами, 16 процентов - мусульманами, три - приверженцами абхазской религии, пять - язычниками, восемь - атеистами, два - приверженцами прочих конфессий и шесть процентов затруднились с ответом. По данным Wikipedia.org, в Абхазии сейчас несколько десятков православных храмов, пять действующих языческих святилищ, две действующие мечети и одна синагога.