Участники слушаний в Общественной палате по ситуации в Дагестане высказались за пересмотр закона о ваххабизме
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Участники проходивших 17 июня в Москве общественных слушаний "Республика Дагестан: религиозно-политический конфликт и поиск путей национального примирения" высказались за пересмотр или отмену закона "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан".
Слушания проводила рабочая группа Общественной палаты (ОП) РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе. Мероприятие прошло с активным участием представителей федеральной и республиканской властей, общественности.
Обсуждение вышло за рамки предложенной организаторами темы о внутрирелигиозном расколе и поиске национального примирения. Имамы тарикатистов и лидеры салафитов (ваххабитов) призвали власти и силовые структуры не делить их на благонадежных и неблагонадежных мусульман. По мнению участников слушаний, закон о ваххабизме не соответствует Конституции РФ и утратил свою актуальность. Большинство участников расценили его как инструмент репрессий, применяющийся против инакомыслящих, поэтому рекомендуют пересмотреть закон или отменить.
Член Общественной палаты Дагестана, хирург Магомед Абдулхадиров считает, что "речь идет не о внутриконфессиональных дрязгах". "Речь идет, по сути, о том, быть ли России в прежнем виде и границах, сохранится ли Дагестан в составе России", - утверждает Абдулхадиров.
Ведущие политологи, специалисты по Кавказу, такие как член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев и сотрудник отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Абдулгамид Булатов в своих выступлениях сошлись на том, что "точка невозврата" контроля над ситуацией в Дагестане еще не пройдена, однако она очень близка. Эксперты считают, что у власти и общества есть для исправления ситуации около 5-6 лет. Однако при продолжении нынешних "векторов репрессий, коррупции и кормления чиновников и силовиков на войне" ситуация в республике может зайти в тупик. Новое поколение дагестанцев, которое вступит в социально активный возраст через 5-10 лет, по мнению экспертов, может пойти по стопам участников арабских революций.
В итоговой резолюции мероприятия силовикам и властям всех уровней рекомендовано способствовать прекращению практики внесудебных расправ, похищений и пыток в отношении общественных активистов и верующих. Также правоохранительным органам рекомендуется прекратить составлять списки инакомыслящих или неблагонадежных, делить мусульман на традиционных и нетрадиционных. Участники слушаний высказались за усиление роли общественных структур республики и Общественной палаты Дагестана в преодолении религиозного раскола мусульманского сообщества.
Также рекомендовано активизировать процесс национального примирения, расширить практику общественной и народной дипломатии, создать и использовать существующие общественные площадки для диалога разных религиозных и политических сил Дагестана.
Общественной палате Дагестана, федеральным и республиканским органам власти рекомендовано активизировать борьбу с коррупцией во властных структурах. Участники слушаний также высказались за усиление контроля над деятельностью правоохранительных органов, расширение диалога с властью.
"Это были первые общественные слушания по ситуации в Дагестане в Общественной палате", - сказал ведущий мероприятия, член ОП РФ, журналист Максим Шевченко. Он выразил удовлетворение тем, как прошли слушания.
С точки зрения одного из участников мероприятия, вице-мэра Хасавюрта, публициста и общественного деятеля Сулаймана Уладиева, слушания прошли в конструктивном русле. "Организаторам удалось посадить за один стол разных людей, в частности представителей официального духовенства и салафизма Дагестана. Они в спокойной обстановке обсудили, как выйти из религиозно-политического тупика, в котором оказалась республика. Прозвучали совершенно разные мнения, жесткие претензии к федеральной и местной власти, в итоге единогласно приняли резолюцию", - отметил Уладиев.
Уладиев особо выделил, что в резолюции есть пункт, касающийся закона "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан". "В итоге было рекомендовано обратиться в Конституционный суд России, чтобы выявить его несоответствие российским законам", - заявил Уладиев. В то же время, на его взгляд, положения резолюции не могут быть реализованы. "К сожалению, так практикуется в России с давних пор, что любые благие предложения так и остаются всего лишь благими предложениями", - посетовал публицист.
Несколько иного взгляда придерживается председатель исполкома Российского конгресса народов Кавказа Ахмед Азимов. "Дагестан – раздираемый противоречиями по религиозной, социальной, политической, этнической линиям, как никакой другой регион нуждается в переводе конфликтов в плоскость традиционного для Кавказа в таких ситуациях диалога. То, что инициатором слушаний стал признанный эксперт в вопросах Кавказа и религии Максим Шевченко, является некоей гарантией того, что будут представлены разные мнения и не будет подыгрывания какой-либо стороне. Это было заметно на слушаниях в Общественной палате по Кабардино-Балкарии, в которых принял активное участие руководитель республики Арсен Каноков. Результаты слушаний по Дагестану тоже напрямую зависят от уровня и степени участия дагестанских и северокавказских властей", - резюмировал Азимов.
Напомним, 1 июня в Махачкале на выездном заседании Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека заместитель председателя Общественной палаты Дагестана Алюсет Азизханов заявил, что в Дагестане наблюдается "тотальное наступление исламистов на власть", республика должна идти "только по светскому пути развития".