Фильм «Барзах» о пытках и похищениях людей в Чечне покажут на фестивалях в Белграде и Варшаве
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
4 мая в Белграде, на фестивале Beldocs, будет показан документальный фильм "Барзах" литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса о пытках и похищениях людей в Чечне. А затем фильм будет представлен и на одном из главных в мире фестивалей документального кино в Варшаве - Warshaw, Planete Doc Festival, который пройдет с 8 по 17 мая.
Об этом корреспонденту «Кавказского узла» рассказал режиссер фильма «Барзах» Мантас Кведаравичюс.По его словам, после просмотра в Швейцарии люди благодарили и заявляли, что для них, привыкших к стандартной европейской жизни, фильм был большим потрясением, им пришлось многое переосмыслить о том, что они знали про современную Чечню.
"Барзах" означает "мир, где пребывают до судного дня души мертвых". В фильме показаны истории семей, в которых силовики похищали людей, их мир, по замыслу авторов фильма, как раз и напоминает барзах. Также герои картины - пропавшие, похищенные люди, которым удалось вернуться.
«Но этот фильм не про страх, а про переживания людей, про их эмоции. Каково это жить, когда ты не знаешь, твой близкий человек жив или мертв? И как жить человеку после пыток? В фильме затрагиваются те темы, которые являются общечеловеческими. И после просмотра фильма, я думаю, человек уносит с собой не только страх и ощущение того, как все там плохо. Но и вопрос – как жить, что делать, чтобы что-то изменить в себе, в других и в стране, где это происходит? Сколько людей, столько мнений - все воспринимают фильм по-разному. Но после таких разговоров я чувствую, что не зря все это было сделано», - утверждает автор фильма.
На вопрос, насколько глубоко зрители в Швейцарии прочувствовали фильм, он сказал, что старался не просто дать информацию о том, что происходит в Чечне, а дать понять, дать почувствовать, как люди там живут. «Для Литвы это все реально, все сразу начинают вспоминать советские времена, послевоенные времена. Мы это пережили, мы это знаем», - сказал Мантас Кведаравичюс корреспонденту «Кавказского узла».
Как он рассказал, в Швейцарии во время воскресного показа фильма была очень хорошая погода. "И я говорил перед показом, что я надеюсь, я вам не испорчу сегодня настроение, и я надеюсь, что я вам испорчу настроение. Чтобы человек, когда придет домой, уже что-то переосмыслил. Я мог на это только надеяться, но сколько людей почувствовали что-то – никто не скажет", - добавил автор фильма.
Осенью этого года фильм выйдет в кинотеатрах, сначала Литвы, затем - в других странах мира, после проката в кинотеатрах будет выпущен на DVD и поступит в продажу. Далее, по словам режиссера, планируется показ фильма по телевидению в разных странах, а также он появится в Интернете, чтобы картину могли посмотреть все желающие.
Как подчеркнул правозащитник и соавтор картины, сотрудник Правозащитного центра "Мемориал" Ахмед Гисаев фильм "Барзах" был избран в феврале этого года из тысяч "предложенных на открытие фестиваля в Берлине - это очень много значит".
Фильм посвящен памяти сотрудницы правозащитного центра "Мемориал" Натальи Эстемировой. Гисаев уточнил, что сначала картина будет участвовать в кинофестивалях, а потом уже распространяться в свободном доступе. Однако насчет ее появления в России правозащитник сомневается: "Трудный вопрос, не думаю, что сейчас это возможно".
Напомним, что сам Гисаев подвергался похищению 23 октября 2003 года. Его вывезли из своего дома в Грозном российские военные. Гисаева доставили в "секретную тюрьму" – незаконное место содержания, где две недели жестоко пытали, чтобы получить информацию о чеченских боевиках. Освободили Гисаева 7 ноября 2003 года, после того, как его родственники заплатили 1 500 долларов выкупа. Похитители высадили его из машины недалеко от его дома со следами побоев и ожогов.
20 января этого года жалоба Ахмеда Гисаева против России была удовлетворена Страсбургским судом, который обязал Россию выплатить заявителю компенсацию в размере 55 000 евро за моральный ущерб и 1 тыс. 957 евро представителям заявителя за предоставленные услуги. Российские власти отказались предоставить суду копии материалов уголовного дела, сославшись на секретность сведений о военных операциях, однако заверили, что было проведено эффективное расследование инцидента.
Ахмед Гисаев не исключает связь его похищения с личной политической позицией. Он утверждает, что в то время похищения и пытки случались "на каждом шагу". По словам Гисаева, в 2009 году существовала угроза его жизни в связи с работой в правозащитной организации, поэтому он покинул страну.
Справка: Мантас Кведаравичюс (1976) окончил Вильнюсский университет со степенью бакалавра по культурной антропологии, затем получил степень магистра в Оксфордском университете. Сейчас заканчивает учебу в Кембриджском университете, где готовит докторскую диссертацию и монографию на тему государственной власти и боли. С 2006 года проводит исследования на тему пыток и исчезновений людей на Северном Кавказе.