Комиссия по национальному примирению в Чечне сообщает о примирении более 200 семей "кровников"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В Чечне продолжает работать комиссия по национальному примирению, периодически сообщая об итогах своей работы. Только за январь текущего года, по словам муфтия республики Султана Мирзаева, религиозными деятелями урегулировано 388 конфликтов. А всего с начала работы комиссия сообщает о примирении более 200 семей, находившихся в состоянии кровной вражды.

Напомним, комиссия по примирению семей, находившихся в состоянии кровной вражды, создана в Чечне 27 августа 2010 года по инициативе главы республики Рамзана Кадырова, который призвал всех кровников простить друг друга в связи с наступлением священного для всех мусульман месяца поста Рамадан. В октябре 2010 года в Духовном управлении мусульман республики сообщили, что за последние пять лет благодаря усилиям духовенства и авторитетных старейшин в Чечне удалось добиться примирения 427 семей, состоявших в кровной вражде.

Кровная месть – универсальный обычай отмщения за убийство, ранение, увечье, оскорбление, захват земли, характерный для догосударственной жизни.

"У горцев кровомщение не есть необузданное, неудержимое чувство, вроде вендетты корсиканцев; это скорее обязанность, налагаемая честью, общественным мнением, требованием крови за кровь", – цитирует исследователя XIX века Леонтия Люлье Наима Нефляшева, автор блога "Северный Кавказ сквозь столетия" на "Кавказском узле".

Мнение Люлье характерно и для сегодняшней Чечни. "Кровная месть, на мой взгляд, была и остается действенным рычагом соблюдения норм и правил поведения чеченцев в жизни. Каждый знает, что за совершенное им убийство его ждет неминуемая расплата", – говорил ранее "Кавказскому узлу" 38-летний врач одной из грозненских больниц.

Кровная месть была и остается действенным рычагом соблюдения норм и правил поведения чеченцев в жизни

Между тем, созданная по инициативе Кадырова комиссия заявляет, что на данный момент благодаря работе духовенства и общественности удалось примирить 204 семей "кровников". "Вражда многих из них длилась по 50, 80 и даже более ста лет, и неизвестно, сколько еще продолжились бы эти конфликты, если бы не работа комиссии по примирению", - сообщил сегодня журналистам муфтий Чеченской республики Султан Мирзаев, слова которого приводит "Интерфакс".

Говоря о 388 урегулированных конфликтах, Султан Мирзаев подчеркнул, что в данном случае речь идет о конфликтах на бытовой почве. "Это чаще всего межличностные конфликты на экономической, деловой, семейной почве. Например, конфликты, возникшие из-за разногласий между владельцами совместного бизнеса, из-за неуплаты своевременно долгов и по многим другим причинам",- пояснил Мирзаев.

По его словам, совместная работа духовенства и общественности по разрешению и кровных, и бытовых конфликтов между людьми направлена на достижение согласия и гармонии в чеченском обществе, говорится в сообщении на официальном портале главы и правительства Чеченской Республики.

Одно из примирений "кровников", чья вражда длилась на протяжении 106 лет, состоялось в январе текущего года в селе Тазбичи Итум-Калинского района. Конфликт произошел в 1905 году между семьями Мамадиевых и Зулаевых из-за ссоры, которая переросла в драку. От выстрела из ружья, который произвел Мамадиев Яхья, проживавший в селе Зумсо, погиб житель села Тазбичи Зулаев Деда, пишет "Грозный-информ".

Я поименно знаю тех, кто убивал моего сына, и если не смогу отомстить сам, завещаю это своим детям и племянникам

Однако дело с примирением в связи с существующим сегодня в республике вооруженным противостоянием и атмосферой страха состоит сложнее. "Несколько лет назад милиционеры убили моего сына, а потом заставили меня подписать бумагу, что я к ним не имею претензий, и что моя семья не будет осуществлять акт кровной мести. Бумагу я подписал, но это не значит, что я простил убийц. Рано или поздно мы возьмем свою кровь, и все имамы на свете не заставят меня от этого отказаться, – рассказал в сентябре 2010 года житель Чечни Аслан – корреспонденту "Кавказского узла". – Я поименно знаю тех, кто убивал моего сына, и если не смогу отомстить сам, завещаю это своим детям и племянникам".

По мнению Аслана, существующий несколько столетий обычай кровной мести никому не под силу его отменить.

Местные наблюдатели также отмечают, что кровная месть в сегодняшней Чечне имеет и некоторые свои особенности. В частности, президент Рамзан Кадыров неоднократно говорил, что, если боевик убьет сотрудника правоохранительных органов, то кровная месть распространится на всех его родных и близких. Семьи убитых участников вооруженного подполья не имеют возможности открыто объявлять кровную месть представителям правоохранительных органов, однако индивидуальный террор в таких случаях может иметь место.

Так, в августе 2007 года в Грозном в ходе проведенной сотрудниками республиканских силовых структур спецоперации был убит амир Грозного Рустам Басаев, однофамилец известного полевого командора Шамиля Басаева. Рустам Басаев вернулся из-за пределов республики, где проходил лечение после того, как силовики убили в Грозном его друга, также амира одной из групп боевиков Юнуса Ахмадова. Объектом мести со стороны Рустама Басаева стали сотрудники чеченской милиции, независимо от того, в каком из милицейских подразделений они проходили службу. За неполный месяц Басаев расстрелял в чеченской столице семь сотрудников МВД, пока его не убили в перестрелке.

поскольку в Чечне продолжают гибнуть люди, ежедневно возникают новые поводы для возникновения кровной вражды

Кроме этого, один из экспертов, пожелавший остаться неназванным, ранее заявил корреспонденту "Кавказского узла", что, по его мнению, поскольку в Чечне продолжают гибнуть люди, ежедневно возникают новые поводы для возникновения кровной вражды. Таким поводом может стать даже автомобильная авария. "Кровная месть в Чечне была всегда, даже при большевиках и коммунистах. И сегодня, когда идет процесс примирения, говорить с полной уверенностью о том, что эта проблема будет полностью разрешена, вряд ли возможно", - отметил эксперт.

Как сообщал "Кавказский узел", ранее в Ингушетии по инициативе президента республики Юнуса-Бека Евкурова также активизировалась работа по примирению "кровников". Эту деятельность ведут местные старейшины. А в конце декабря прошлого года стало известно, что в районных центрах и сельских населенных пунктах Чеченской Республики будут созданы общественные советы, задачей которых станет решение всех возникающих конфликтных и спорных ситуаций. Инициатором создания общественных советов населенных пунктов выступил муфтият Чечни.

Автор: