Муфтият Чечни: спецкомиссия примирила 18 кровников
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Созданная в августе этого года в Чечне специальная комиссия по примирению семей, находящихся в состоянии кровной вражды, примирила 18 кровников. На рассмотрении членов комиссии находится еще 40 дел, сообщили в муфтияте республики.
Специальная комиссия по примирению кровников создана в Чечне по поручению главы республики Рамзана Кадырова, который ранее обратился к духовенству республики с призывом примирить все враждующие стороны до окончания священного для мусульман месяца Рамадан.
Как рассказал сотрудник муфтията республики, комиссия "продолжает активно работать в плане примирения семей, состоящих в кровной вражде". "За неполные три недели уже удалось рассмотреть и решить 18 подобных дел. Это очень хороший результат, особенно если учитывать, что примирение кровников - довольно тяжелая задача. В некоторых случаях кровная месть длится не только годами, но даже десятилетиями, и убедить пострадавших отказаться от мести весьма сложно", - отметил собеседник в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
По словам священнослужителя, 2 сентября в селе Нойбер, "благодаря активному участию спецкомиссии, удалось примирить семью местных жителей и их кровников из Шелковского района, которые находились в состоянии кровной вражды более 11 лет".
"На данный момент в состоянии кровной вражды в Чечне находится 56 семей. В ближайшее время комиссии предстоит рассмотреть и решить еще около 40 подобных дел", - констатировал собеседник, по словам которого, "начиная с 2002 года благодаря усилиям предыдущего главы Чечни Ахмата-хаджи Кадырова в республике удалось примирить 349 кровников".
Работу по примирению враждующих сторон начинают кадии (исламские судьи) в районах. Они выясняют наличие в районах семей, состоящих в кровной вражде. Затем эта информация передается в спецкомиссию, которая инициирует переговоры с пострадавшей и виновной сторонами на предмет достижения примирения. Затем происходит непосредственно сам обряд примирения кровников, который в Чечне не меняется уже на протяжении нескольких столетий, пояснил священнослужитель.
В населенный пункт, где проживает семья убитого, прибывают сотни родственников, соседей и знакомых виновного в убийстве человека во главе со старейшинами рода. К дому кровников они идут пешком, призывая их простить убийцу. Самого кровника, одетого либо в саван или длинную рубашку с капюшоном, закрывающим лицо, также приводят к дому пострадавшей семьи, где их ожидают все мужчины из рода убитого во главе со старейшинами.
После примирения близкий родственник убитого бреет убийце голову (в старину это было очевидным доказательством того, что кровник не будет мстить, поскольку голову брили острым кинжалом и при желании, никто не смог бы помешать мстителю убить своего врага). В некоторых случаях кровник остается ночевать в доме убитого им человека. В последующем обе стороны обязаны поддерживать нормальные отношения, убийство же прощенного кровника после примирения, становится предметом для новой вражды.
Местные наблюдатели отмечают, что кровная месть в сегодняшней Чечне имеет и некоторые свои особенности. В частности, президент Рамзан Кадыров неоднократно говорил, что, если боевик убъет сотрудника правоохранительных органов, то кровная месть распространится на всех его родных и близких. Семьи убитых участников вооруженного подполья не имеют возможности открыто объявлять кровную месть представителям правоохранительных органов, однако индивидуальный террор в таких случаях может иметь место.
Так, в августе 2007 года в Грозном в ходе проведенной сотрудниками республиканских силовых структур спецоперации был убит амир Грозного Рустам Басаев, однофамилец известного полевого командора Шамиля Басаева. Рустам Басаев вернулся из-за пределов республики, где проходил лечение после того, как силовики убили в Грозном его друга, также амира одной из групп боевиков Юнуса Ахмадова. Объектом мести со стороны Рустама Басаева стали сотрудники чеченской милиции, независимо от того, в каком из милицейских подразделений они проходили службу. За неполный месяц Басаев расстрелял в чеченской столице семь сотрудников МВД, пока его не был убили в перестрелке.
Как считает один из местных экспертов, пожелавший не называть своего имени, если ситуация в Чечне неожиданно изменится, то республику может захлестнуть волна убийств на почве кровной мести. "Сегодня сотрудники силовых структур практически безнаказанно убивают людей, которые имеют или могут иметь отношение к боевикам. Нередко их жертвами становятся ни в чем неповинные молодые люди, которые, как говорится, оказались в ненужное время в ненужном месте. Убитых объявляют боевиками со всеми вытекающими из этого последствиями для их семей", - заявил по этому поводу один из местных наблюдателей, в свое время работавший в системе правоохранительных органов Ичкерии.
По словам собеседника, "пока люди молчат" из-за страха перед многочисленными силовиками, но если политическая ситуация в республике изменится, то те, кто "творит беззаконие, завтра сам станет объектом преследования".
Житель Грозного Алавди С., потерявший в ходе военных действий в республике нескольких своих близких, в том числе сына и племянника, также отметил, что "многие родственники убитых силовиками верят в грядущую возможность поквитаться с кровниками". Он отметил, что случаи, когда "родственники милиционера, убившего человека, просили бы прощения у семьи убитого", ему неизвестны. "Это уже стало нормой, когда человек в форме фактически является хозяином судьбы простого человека", - утверждает Алавди.
Как сообщал "Кавказский узел", ранее в Ингушетии по инициативе президента республики Юнуса-Бека Евкурова также активизировалась работа по примирению "кровников". Эту деятельность ведут местные старейшины. 7 июля в республике прошла конференция мусульман Ингушетии, на которой, ее участники подняли сумму выкупа кровной мести за умышленное убийство до одного миллиона рублей.