Калмыков: Координационный совет адыгских организаций содействует диалогу власти с обществом КБР
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Координационный совет адыгских общественных организаций 7 декабря
провел в Нальчике пресс-конференцию. На ней речь была озвучена информация о деятельности Совета, а также затрагивались темы работы Согласительной комиссии при парламенте Кабардино-Балкарии, реализации федерального закона о местном самоуправлении.
Руководитель Координационного совета Желяби Калмыков сказал, что прошло два года, как образовался Совет, который свою задачу видит в том, чтобы способствовать миру и согласию в кабардино-балкарском обществе, обеспечивая диалог между властью и обществом.
Калмыков рассказал об истории зарождения адыгского национального движения, которая уходит корнями в постперестроечные годы, когда появилось национально-культурное общество "Ашамаз". Позже оно преобразовалось в организацию "Адыгэ хасэ", которая вместе с конгрессом кабардинского народа многое сделали для становления национального движения. Эти организации занимались вопросами преподавания кабардинского языка, истории местных народов, большие усилия прикладывали к подъему национальной культуры, возрождению адыгэ хабзэ (адыгского этикета).
Тогда же, по словам Калмыкова, под давлением общественных организаций Верховный совет Кабардино-Балкарии принял специальное постановление с осуждением итогов Кавказской войны и обозначил ее как геноцид.
Во второй половине 90-х годов общественно-политическая ситуация стала меняться. Возникли опасения, что в КБР перекинется чеченская война. Национальные движения были ликвидированы, стали ограничивать свободу прессы. Все это происходило на фоне формирования авторитарного режима, отметил Калмыков, и в результате возник вакуум, который стали заполнять различные религиозные движения. По мнению Калмыкова, это привело к событиям 2005 года, когда боевики совершили нападение на Нальчике, и последующей ситуации.
Калмыков заявил, что создание Координационного совета подтолкнул ряд событий, имевших место в республике. В частности, реализация Федерального закона №131 о местном самоуправлении и местных законов, принятых в его исполнение, которые "разбудили" некоторых этноориентированных лидеров.
Далее он рассказал о деятельности Координационного совета за прошедшие два года - об издании книг, в которых даны ответы на спорные исторические вопросы, об издании газеты "Хасэ".
В настоящее время КС, по словам его руководителя, также пытается оказать воздействие на решение проблем общежитий. "В Нальчике около 70 общежитий. Они были построены, когда республика переживала промышленный бум. Когда заводы закрылись, рабочие остались без средств к существованию. Общежития в аварийном состоянии. Пора заняться решением этой проблемы", - сказал он, отметив, что подавляющее большинство жителей общежитий являются кабардинцами.
Калмыков также считает, что настала пора обсудить проблему Кавказской войны с привлечением российских историков: "То, что в СМИ эту проблему поднимают не только мы, но и политики и такие аналитики, как Епифанцев, Марков, говорит о том, что ее надо обсудить на серьезной научной основе".
Муаед Чеченов, член Согласительной комиссии при парламенте КБР по решению проблемы межселенных территорий, рассказал журналистам о деятельности данной комиссии. Он, в частности отметил, что Федеральный закон №131 "по своей значимости может быть поставлен в один ряд с Гражданским кодексом РФ", так как "регулирует сложный пласт государственного устройства страны".
Во исполнение закона были приняты республиканские законы №№ 12 и 13, согласно которым "земли, которые находились в пользовании тех или иных населенных пунктов, закреплялись за ними же. А земли, которые не принадлежали никому, были выделены в межселенные территории".
"Это леса, скалы и пастбища - всего общей площадью 635 тысяч га",- уточнил Чеченов. С августа 2005 года по август 2006 года в законы были внесены 18 поправок, в результате которых 351 тысяча га, ранее отнесенных к межселенным, были перераспределены между населенными пунктами. По словам Чеченова, из них 272 тысяч га переданы балкарским населенным пунктам, 10 тысяч - кабардинским, и 2 тысячи - русским.
Впоследствии парламент КБР принял еще 8 законопроектов, согласно которым планировалось передать балкарским населенным пунктам еще 126 тысяч га. Однако вследствие протестов адыгской общественности внесение поправок было приостановлено.
Местные законы вступили в противоречие с ФЗ № 131
Чеченов отметил, что местные законы вступили в противоречие с федеральным, как в части введения понятия межселенных территорий, так и в определении последовательности исполнения ФЗ № 31.
"Федеральный закон определяет последовательность действий органов власти. В законе говорится, что там, где имеются исторически сложившиеся формы отгонного животноводства, сначала устанавливаются границы этих земель, а потом уже распределяются оставшиеся земли. В республике, не приняв закон об отгонном животноводстве, сразу стали нарезать земли муниципальных образований", - отметил Чеченов.
Он считает, что федеральный закон был не соблюден также в той части, где определяется численность населения (не менее трех тысяч человек), при котором поселение может иметь статус муниципального образования. Из 132 населенных пунктов КБР в 71 численность жителей составляет менее трех тысяч, а во многих - и менее одной тысячи человек. И, тем не менее, они получили статус муниципальных образований. Чеченов пояснил, что придание статуса муниципальных образований небольшим поселениям закон допускает лишь в порядке исключения, но в КБР это - правило. Он подчеркнул, что среди таких поселений есть и кабардинские, и русские, и балкарские.
"Наша позиция такая – надо исполнить Федеральный закон №131, соблюдая ту последовательность, которая там прописана", - подчеркнул выступающий.
Он рассказал, что кабардинские общественные организации разработали и внесли в парламент КБР проект закона об отгонном животноводстве, но он был отклонен, однако некоторые основополагающие положения законопроекта учтены при разработке профильным комитетом парламента соответствующего законопроекта.
"Мы хотим, чтобы границы земель отгонного животноводства были нанесены на карту и оставались незыблемыми. Мы настаиваем на том, что земли отгонного животноводства не могут быть приватизированы, они должны быть переданы тем населенным пунктам, которые владели ими традиционно", - заявил Муаед Чеченов.
Он также отметил, что идея о создании Согласительной комиссии была правильной: "Сказать, что комиссия нашла решение проблем, мы не можем, но согласительные процедуры нужны. Комиссия дала нам возможность узнать позиции друг друга. В чем-то мы расходимся, а в чем-то вовсе не можем договориться, но диалог есть, и это уже хорошо".
Анзор Шахмурзов сосредоточил свое выступление на молодежных проблемах, профилактике экстремизма в молодежной среде. По его словам, основные усилия КС направлены на сохранение этнической идентичности, культурной самобытности, национальных обычаев и традиций в молодежной среде и на базе этих ценностей воспитание патриотизма, гражданского самосознания и толерантности.
По мнению Шахмурзова, больше внимания надо уделять сотрудничеству с Духовным управлением мусульман республики, поддерживать его усилия в противостоянии распространения религиозного экстремизма.
Как писал "Кавказский узел", в республике действует и Координационный совет балкарских общественных организаций. 24 августа было заявлено, что Совет старейшин балкарского народа начнет подготовку общебалкарского съезда для обсуждения вопроса о самоопределении балкарского народа.
27 ноября этот съезд прошел в Нальчике, его участники также указывали на отсутствие подвижек в решении земельного вопроса в республике. Координационный совет адыгских общественных организаций предлагает оставить пастбища в собственности сельских муниципальных образований республики, независимо от места их расположения, как это было традиционно.
Отметим, в мае 2009 года в республике создана Согласительная комиссия по законодательным инициативам по реализации Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В комиссию вошло 36 человек, на паритетной основе представляющих три основные национальные группы, проживающие на территории республики - кабардинцев, балкарцев и русских.