Оппозиционеры в Грузии заявляют, что до сих пор не видели окончательного текста новой Конституции
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На конференции, организованной фондом Сороса "Открытое общество – Грузия" для обсуждения проекта конституционных поправок и прошедшей 22 сентября в Тбилиси, представители непарламентской оппозиции заявили, что не могут ознакомиться с окончательным текстом новой Конституции, который 24 сентября будет рассматриваться в парламенте.
Напомним, что с июля 2010 года парламентарии и представители государственной конституционной комиссии проводили общественные обсуждения проекта новой Конституции. По словам спикера парламента Давида Бакрадзе, по результатам этих встреч сделаны выводы, и некоторые замечания будут учтены при принятии Конституции.
Председатель конституционной госкомиссии Грузии Автандил Деметрашвили после встречи с членами Венецианской комиссии отметил, что были достигнуты соглашения по некоторым вопросам новой Конституции. В частности, речь шла о том, что в Конституции остается понятие "органический закон", за парламентом остается право объявлять вотум недоверия правительству при смене 1/3 от количества министров. Венецианская комиссия также рекомендовала увеличить роль парламента при рассмотрении бюджета.
Кроме того, как утверждал представитель партии "Новые правые" Давид Гамкрелидзе, оппозиция получила обещания от спикера парламента, господина Бакрадзе, что их предложения будут учтены в Конституции.
"Это вопрос собственности, вопрос оставления института органичного закона", - уточнил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Давид Гамкрелидзе после встречи с членами конституционной комиссии 9 сентября. Однако теперь представитель той же партии "Новых правых" Мамука Кацитадзе заявляет, что на самом деле совершенно непонятно, будут ли учтены эти замечания.
"Мы не знаем, что учтено, что не учтено. Я спросил на конференции у представителя большинства – председателя комитета по законодательству Павле Кублашвили, какова новая редакция окончательного проекта. Он сказал, что пока еще не существует такой редакции. Существует старый проект, а завтра на комитете уже будут выдвигаться предложения, которые звучали во время общественных дискуссий. Так что я не знаю – насчет "органичных законов", насчет прав собственности, насчет вотума недоверия правительству, насчет прав парламентского меньшинства создавать комиссии для расследования - какова будет позиция правительства", - приводит слова Кацитадзе радио "Эхо Кавказа".
Политический секретарь Народной партии Грузии Александр Шаламберидзе также говорит, что не смог ознакомиться с проектом Конституции. "Наше правительство делает обнадеживающие заявления, а документы они не показывают людям. И сегодняшний форум показал, что все это делается очень быстро: они меняют проект очень часто, и нет времени успеть понять, какой проект будет представлен в парламенте. Словесные высказывания могут быть очень хорошими, а на самом деле все делается так, как хочется правящей партии", - поделился своим мнение Шаламберидзе с корреспондентом "Кавказского узла".
Секретарь конституционной комиссии Тенгиз Шерманишвили утверждает, что на самом деле окончательный вариант проекта Конституции существует. "Окончательный текст тот, который инициировал президент Грузии. Что будет в нем изменено - это уже прерогатива парламента Грузии. Но окончательный текст известен всем", - заверил Шерманишвили, комментируя ситуацию грузинским СМИ.
Однако он признает, что те замечания от оппозиции и от Венецианской комиссии, по которым пришли к соглашению члены конституционной комиссии, пока формально не учтены: эти поправки имеет право внести в текст проекта только парламентский комитет по законодательству на заседании 22 сентября.
"Так что официальная процедура пока не проведена. Но если представители большинства пообещали учесть определенные замечания, то нет оснований не доверять им", - заключил Шерманашвили во время конференции.
Председатель комитета по законодательству Павле Кублашвили сказал, что после начала рассмотрения в парламенте дискуссии еще продолжатся. "Я думаю, что часть поправок подготовлена, и можно их внести к завтрашнему дню, когда состоится заседание комитета. А что касается других поправок, то мы продолжим обсуждение на втором чтении законопроекта", - пояснил Кублашвили корреспонденту "Кавказского узла".
На вопрос, будут ли учтены замечания по поводу того, что следует оставить органический закон в Конституции и процедуру вотума недоверия правительству при увольнении одной трети министров, Кублашвили ответил: "Об этом уже решение принято, и я думаю, что на завтрашнем заседании мы уже оформим соглашение о том, что органический закон останется таким, как есть, так что эти вопросы следует оформить как инициативу комитета и внести на заседание парламента".
При этом Кублашвили не ответил на вопрос о вотуме недоверия парламенту. Однако ранее он делал официальное заявление для прессы о том, что замечания оппозиции и Венецианской комиссии о вотуме недоверия правительству и сроках вступления в силу новой Конституции учтены.
Конституционная реформа была организована правящей партией только для того, чтобы сохранить власть в руках Михаила Саакашвили после истечения срока его полномочий
Как говорит представитель партии Ираклия Аласании "Наша Грузия – свободные демократы" юрист Леван Изория, конституционная реформа была организована правящей партией только для того, чтобы обеспечить сохранение власти в руках Михаила Саакашвили после истечения его полномочий.
"Это конституция смешанной модели, в которой центр политической силы сосредоточен на главе правительства. Конституция начнет действовать в 2013 году. То есть до тех пор у Саакашвили остается в руках вся та власть, которой он обладает на сегодняшний день. После этого он почти наверняка займет пост премьер-министра. Так что и до президентских выборов 2013 года, и после них он будет оставаться фактически главой государства", - уверен Леван Изория.
Как отмечает Александр Шаламберидзе, правительство инициировало конституционную реформу потому, что во время массовых манифестаций в апреле-июне 2009 года одним из основных требований было лимитирование властных полномочий кабинета министров. "Но мы понимали, что правительство сделает все ради сохранения власти. Тогда мы и ряд других оппозиционных партий отказались участвовать в государственной комиссии. И время показало, что мы были правы", - констатирует он.
Представители свободных демократов, "Новых правых", республиканцев, консерваторов также отказывались принимать участие в работе государственной комиссии. Однако лидер парламентской партии "Христианских демократов" Георгий Таргамадзе подчеркнул, что его партия работала в комиссии и будет работать дальше в парламенте над Конституцией, хотя также не имела иллюзий о том, что основной закон будет составлен на демократических принципах.
Нельзя участвовать в политике и при этом дистанцироваться от обсуждения Конституции
"Наша партия сочла, что нельзя участвовать в политике и при этом дистанцироваться от обсуждения Конституции.... Конечно, мы не питали иллюзий о том, что оппозиция сможет составить большинство в государственной комиссии, но если бы там присутствовали все оппозиционные силы, то мы могли бы добиться гораздо большего", - пояснил Таргамадзе позицию своей партии корреспонденту "Кавказского узла".
Многие аналитики также полагают, что оппозиция могла добиться своих решений по некоторым принципиальным вопросам, если бы выработала общую стратегию. Сами лидеры оппозиции обращают внимание на то, что политический спектр очень широк, и у разных партий существует разное видение Конституции.
Однако, на самом деле, такие партии, как "Новые правые", республиканцы, христиан-демократы и Народная партия отстаивают принципы парламентской формы правления и требуют соответствующих изменений Конституции. Свободные демократы выступают за смешанную полупрезидентскую модель. Та модель, которую предлагает Государственная конституционная комиссия, как отмечено и в ее предварительных оценках, не является ни президентской, ни парламентской конституцией.
Весь оппозиционный спектр не считает предлагаемый вариант компромиссным. Все указывают на то, что в данном варианте Конституции Грузии полномочия парламента очень урезаны, его влияние на правительство минимально, а президент может помешать своими действиями при политическом кризисе между законодательной и исполнительной властью.
Как уже сообщал "Кавказский узел", делегация Венецианской комиссии, побывавшая в Грузии с двухдневным визитом, в целом положительно оценила проект и посчитала, что он отвечает всем международным стандартам. Разработанные рекомендации Венецианской комиссии будут опубликованы в середине октября.
Новая модель Конституции Грузии ставит целью смену президентской системы на смешанную. Согласно проекту основного закона страны, президент Грузии избирается путем прямого голосования. Он также остается верховным главнокомандующим страны. Роль парламента увеличивается. Например, назначать премьер-министра Грузии будет победившая на выборах политическая партия. Состав правительства должен быть укомплектован главой кабинета министров.
Новый проект Конституции Грузии был принят большинством голосов членов Государственной конституционной комиссии 19 июля. 7 сентября проект поступил в парламент Грузии. Предположительно, поправки в основной закон будут приняты в конце октября или начале ноября. Для утверждения документа необходимо две трети голосов депутатов.
Ранее десять оппозиционных партий Грузии сделали совместное заявление, в котором потребовали от парламента не принимать новую версию Конституции страны. По мнению представителей оппозиции, таким образом Михаил Саакашвили готовит себе место главы правительства, так как баллотироваться на третий срок он уже не может.